Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методика. 1 страница



Литература

В.1. Характеристика основных этапов истории русской литературы XI – XVII в.в. Славянская литературы начин. В 9-10 в.в. в Моравии, а дальше в Болгарии. Офиц.дата создания славянской азбуки 863 г. (9 в.) авторы кириллицы и глаголицы – Кирилл и Мефодий. Т.О. древнерусская книжность не первая из славянских лит-р, она продолжала традиции славянской лит. Вторым источником явл. Греко-византийская лит-ра. История Греко-византийской лит. охватывает более чем 1000-летнюю традицию. В разных источниках периодизация отличается одна от другой. 1 период: 11 и на. 13 в.в. до монголо-тат. Нашествия, лит. Киевской Руси (раннефеодальное гос-во и центром в Киеве). Гос-во не возможно без делопроизводства, в качестве официальной религии Руси было принято христианство – это и определило бурное развитие книжности в 11-12 в.в. Основные факторы: Русь усваивала богатые ресурсы средневековой лит-ры, Греко-византийской и южно-славянской, основные жанры средневековой книжности и на этой базе создавала оригинальные произведения. В первую очередь восприняты тексты священного писания. Единых книг не было. 1-я возникла в 1739. Была воспринята византийская гимнография, адиография, церковная проповедь или ораторская проза и другие жанры (напр. хождение). Была воспринята и апокрифическая (запрещенная) лит-ра «Как Бог создал Адама», «Хождение Богородицы по мукам». На этой базе возникли оригинальные тексты: летопись, в составлении летописи принимали многие участники, но слава закончить принадлежит Нестору (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи). Новое: 1. погодный принцип изложения, чего не было в Византийских хрониках. В 11в. возникает оригинальная агиография (Жития святых), мученические жития (мартирии) о Борисе и Глебе. Ораторская проза: «Слово о законе и благодати Иллариона» - основной пафос – отстаивание церковной самост-ти Руссии. Торжественные слова Кирилла епископа Туровского 12 в. Поучение Владимира Мономаха дошло в составе лаврентьевской летописи в единственном экземпляре. На базе усвоенного создавались единые тексты. Центр-ое произведение этой поры – «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода о кот. сообщали летописи, после 1185 г. 2-й период делится по разному: период монголо-тат. Нашествия и формирование московского гос-ва. Период начинается со 2-й половины 13 в. заканчивается концом 15 века. Его разбивают на 2 части: 1) период монголо-тат. Нашествия, где на первом плане: «Повесть о разорении Рязани Батыем», слова Серафима Владимирского, ряд Мартириев. Во 2-ой пол. 13 в. возникло первое княжеское житие Александра невского. Интересно, что к этому житию в нач. вступления прикреплено «Слово о погибели земли русской» 2) лит. 14-15 в.в. это лит. связана с созданием так называемого куликовского цикла. Туда входят несколько произведений с событиями 1380 года. Центральным явлением – «Задонщина». 15в. иногда хар-ют веком второго южно-болгарского влияния. Возникло сильное Болгарское гос-во, кот. влияло на лит. на Руси. Основной стиль этой эпохи как эмоционально-экспрессивный стиль «Слово о житии Демитрия Донского», «Житие Степана Пермского». Бурное развитие областных литератур. В Твери «Хождение за 3 моря», в Новногороде «Сказание об архиепископе иоане». 3 период – 16 век – это формирование центрального московского феодального гос-ва. Полемика по вопросу власти, самодержавия на Руссии: «Переписка м/у И. Грозным и Андр. Курбским». Формируется поэтическая теория; «Были 2 рима, третий Рим – Москва, в 4-му не бывать».Появляются первые светские авторы. В 16 в. кроме соц-но-политической полемики существовала бурная внутренняя полемика. Создание энциклопедических произведений «Стоглав», «Домострой», «Лицевой летописный свод». Полемика м/у иосифлянами (сторонниками Иосифа Волоцкого) и нестяжателями – сторонниками Нила Сорского (вопрос: д. ли церковь заниматься экономич. Деят.). 4-ый период – 17в. – переходный век, начин. С жуткой смуты, польско-литовского вторжения в России. Старая жанровая система отходит на задний план, появл. Новые оригинальные для Руси лит-ые явления. Возникает массовый читатель, происходит демократизация лит-ры, следовательно лит-ра сближается с фольклором, в лит. появл. Большое кол-во фольклорных черт. Появление полуфольклорных жанров: демократическая повесть об обыкновенном человеке, кот. преодолевает превратности жизни «Повесть про Фрола Скобеева». Демократическая сатира «Антиклирикальная сатира», «О Фоме и Ереме» и др. В России в это вр. Появл. Театр, существующий в 2-х вариантах: школьный при духовных академиях, и придворный театр. Появл. Виршевая поэзия устроена по принципу силлабика. В этот период в России отражается культура барокко – это культура гротеска, эекзотики, фантастики, необычного. Барокко и Виршевая поэзия были заимствованы из польской лит-ры. С Петром I Россия вступает в новый период.

В.2. Идейно-художественное своеобразие русского летописания. Существует несколько концепций формирования русской летописи. 1) Концепция Шахматова, он считает, что рус. летопись возникла, при дворе киевского митриполита в конце 30-х г.г. 11 в. 2) во многом противоположной является концепция Лихачува. Он считал, что первоначально книжниками Иллариона было создано сказание «О первоначальном распространении христианства на Руси.». Лихачев выступил с антивизантийской тенденцией, что летопись это чисто русское явление. Оба автора не расходятся во времени написания 73-75 годы. Особ. Рус. летописания6 1) рус.лет-ние поставило славян в единый мировой исторический ряд. 2) уравняв русичей с другими народами. 3) особенностью рус. летописи является синтез историко-патриотического и религиозно-учительского начала. Жанры по Еремину: повесть это ансамбль разных жанровых форм согласно И.П. Еремину целесообразно выделять следующие: 1) погодная запись; 2) летописное предание – это рассказ об историческом, более менее отдаленном, у предания 2 источника: а) дружинный фольклор и б) народный фольклор («Белгородский кисель»). 3) летописный рассказ – это рассказ, кот. приближен ко времени записи, очень часто со слов очевидца, передает особенности речи, много диалога, ярких деталей. 4) княжеская или воинская повесть – центральной фигурой является князь (поход Князя Игоря против половцев). 5) документы – различные виды договоров существуют и др. концепции Лурье и др.

В.3. «Слово о полку Игореве» как величайший памятник древнерусской литературы. Автор слова неизвестен. Разыская произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у Мусина-Пушкина был не оригинал произведения, а его более поздняя копия (14 в.), которая погибла во время пожара Москвы 1812 года. сохранились лишь первые печатные издания 1800г. и писарский список, сделанный Екатериной II. Эти факты явились причиной многих споров о подлинности «Слова….». В настоящий момент подлинность его доказана как историческим анализом, так и лингвистическим. Неточности переписчиков (как древних, так и более поздних) породили проблему темных мест, которые истолковываются исследователями по-разному. Изучению образцовой структуры языка «Слова…» посвящено огромное множество работ. Из последних и наиболее значительных – труды акад. Лихачева, который изучал стилистику «Слова» и его художественные особенности. Историческому анализу произведение подвергал акад. Рыбаков. Интересны изыскания в вопросе построения композиции «Слова…». Как следует из текста произведения события в нем излагаются не в хронологическом порядке. Лихачев считает это мастерским стилистическим приемом авторов «Слова…», а Рыбаков в книге «Слово о полку Игореве» и его время» выдвинул оригинальную гипотезу о перепутанных страницах, согласно которой путаница в кусках текста произошла от того, что корешок оригинала истерся, и страницы в нем, ничем не скрепленные, перепутались. Разбив текст «слова…», на смысловые отрезки и подсчитав в них количество слов и букв, Рыбаков пришел к выводу, что их количество вполне могло соответствовать страницам книги (с рисованными миниатюрами или без). В означенном издании приводится вариант текста «Слова…», кот., по мнению Рыбакова, был изначально.

В.4. Жанр оды в русской литературе XVIII в. (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). 1-я ода создана в 1735 г. Тредиаковским «На сдачу гданска» до этого од не было, написана силлабическим стихом. Ода – это один из первых лирических жанров. Чувство в центре внимания. Поэтическое наследие Л. достаточно разнообразно в жанровом содержании. В его творчестве м.найти произведения всех трех «штилей»: низкий (сатирические и шуточные стихи, любовные песни и басни); средний (надписи); к высокому торжественные оды, прозаические похвальные или благодарственные речи. Однако основным жанром в поэтическом творчестве Л. был жанр оды. В 1739 г. Лом. Прислал в Россию из Германии где учился, оду «На звятие Хотина» - первая ода написанная силлаботоническим стихом, 4-х стопным ямбом. Это торжественная ода. Русская ода имеет 2 ветви развития: 1) торжественная, героическая; 2) духовные, философские оды. Для оды характерны высокий герой, программность целей и программный характер. Типичные темы: т. России, родины, мира, как состояния, кот. способствует благоденствию. 1747 г. «На день восшествия на престол Екатерины II» - впервые поставил темы науки и мира как центральные. В оде 1747 г. Л. прославляет молодую Екатерину, рисует образ просвещенного монарха, который покровительствует наукам и искусствам, приближает к себе образованных и разумных людей: «Науки юношей питают, / отраду старым подают, / в счастливой жизни украшают, / в несчастной случай берегут; / в домашних трудностях утеха, / и в дальних странствиях помеха, / науки пользуют везде: среди народов и в пустыне, / в покое сладки и в труде.» Ломоносов включал в состав од обличительное начало. В этом направлении Л. становится предшественником Державина. Торжественная ода Лом. Практически до 60-х годов одно из центральных явлений рус.лит. процесса эпохи классицизма. Торж. Ода, в кот. автор смотрит на предмет воспевания, превратилась из ряда лит-ных явлений в ряд бытовых явлений. Державин отходит от традиций Ломоносова, создавая новый тип оды, промежуточный на пути к сюжетному стихотворению. Если одам Л. свойственна условность и они направлены на то, чтобы пробудить интерес читателя к определенной идее, то в произведениях Державина сильнее выражено лирическое начало, расширен тематический диапазон. Сам Д. считал свою поэзию «говорящей живописью»; в его одах часто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания исторических событий. Державин перестает описывать отдельные свойства человеческой натуры, его поэзия скорее тяготеет к портретному изображению. В хвалебной оде «Фелица» (1872) Д. развивает идею, предложенную самой Елизаветой II в её «Сказке о царе Хлоре». В оде императрица выведена как частное лицо, это женщина, любящая пешие прогулки, нетребовательная к еде, увлекающаяся литературным творчеством и т.д. Державин создает оду «Фелица» - посвящена Екатерине II. Фелица в этом произведении – киргизкосацкая царица, условный восточный стиль. Он изменил содержание од, сократил дистанцию м/у царицей и подданным. Он соединил сатирическое и лирическое начало, высокого и низкого стиля. Ода ожила. След. Этап, кот. определял поэзию романтизма в 19 в. Радищев в оде «Вольность» - новое. Ода Лом. Держ. – образ автора, предназначена для произнесения в тронном зале, у Радищева – ода трибунно-площадная – это жанр всплеск, кот. был в эпоху декабристов. Жанр оды пронизывает всю историю русской литературы и в поэзии декабристов «приникает в творчество А.С.П.» «Медный всадник» и т.д.

В.5. Классицизм в русской литературе XVIII в. К. – это худ-ый стиль и направление в европейской литер. и искусстве 17 – нач. 19 веков, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе К. формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние К. на художественную жизнь Европы 17-18 в.в. было широким и долговременным. К. зародился и получил свое развитие во Фр. – П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Лафонтен, Ж-Б. Мольер и др. вступив по полосу упадка в конце XVII века, К. возродился в эпоху просвещения – Вольтер, Шенье и др. Русский К. зародился во второй четверти 18 в. в творчестве Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, и достиг развития во второй половине столетия, в творчестве Сумарокова, Фонвизина, Хераскова, Озерова, Княжина, Державина. В конце 18 – нач.19в. К. как в России, так и во всей Европе переживает кризис, приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм. Общие принципы для России и Европы: 1. Лит-ая доктрина классицизма основывается на принципах разума, разумного, рационального отношения к миру и искусству. 2. Цель искусства для классицистов воздействие пороков чел для исправления пороков и привития добродетели. 3. Поэт «подражает природе», но подражание особого рода. В природе выдел. Общее, идеальное и вероятное. «Подражание» - это не только и не столько воспроизведение данного. Поэтом воссоздаются не подробности чувственных данных, а то, что обобщено его мыслью, личное индивидуальное видение. В этом смысле отдаляется от правдлоподобия, поэтому в классицизме интерес к авторской инд-сти приглушон. Все это обостряет интерес к законам правилам по кот. создается искусство. Для классицистов правило и освоение их и есть путь к творчеству. Для классицистов характерна строгая система жанров, соотнесенная с концепцией стилей. В рус. лит. такую концепцию созд. М.В.Л. в работе «О пользе книг церковных в российском языке» - это его теория трех штилей: высокий, средний, низкий. В основе иерархии предлож. Лом. Лежит принцип правдоподобия. Высокий стиль: эпопея, это баснословная легендарная эпоха; средний – трагедия – обращена к событиям историч. Эпохи, здесь м.б. случайные события; низкий – обычная действительность. Проблема единого лит.яз. актуализируется как в Европе, так и в России. Важно для классицистов - не индивид-ая выразит-сть или авторитет писателя, а разум и идеал общенародного употребления. Особ. Рус.кл.: рус.кл. порой неправилен с т.з. французких теоретиков. Оды Лом. С т.зр. яз. Стремятся к метафоричности. Это свидет-ет о соед. Стилей барокко и классицизма. 2 вида бурлеска – во Фр. Лит. – недопустимость бурлеска для классицистов и признание героя классической нормы типа «Налой». Рус. Кл. принимает оба образца комической поэмы. Для трагедий фр. Классицизма хар. Борьба чувства и долга. В рус. Кл. трагедии – конфликт чувства и долга формально обозначен, но фактически не определяет развитие действия трагедии – он был не важен для рус. классицизма.

В.6. Сентиментализм в русской литературе XVIII века. С.-это явление общественного масштаба в сер. 18 в. в Европе, в России связан с нач. 60-х годов (1762 г.) в этот период взошла на престол Екатерина II, связывают это явление с Херасковым – руководил типографией. Первый лит. кружок появился в доме Хераскова. Тихая поэзия – это первый отход от классицизма, но настроения другие. Очевидным явлением в прозе 60-х г. в творчестве Федора Елина, в поэзии Муравьева. Сентиментализм – лит. направление 18, нач. 19 в.в. в зап. Евр. И России, хар-ющееся опеляцией к чувству, возведение его в мероло добра и зла в основной критерий ценности человека. Лоренс Стерн «Сентиментальные путешествия». Наиболее крупное: Гете «Страдание юного Вертера», во Фр. – возникает на кануне революции - Ж.Ж.Руссо, в Герм. И Англ. – умеренный сентиментализм. Почему возникает это направление в 18 в.? В 18 в. в Европе происх. Бурные события. Появление чел. 3-го сословия на политической арене и утверждение себя. Он отличается богатством своего внутреннего мира. В том числе и в России зарождение сент. – основной конфликт – м/у крепостными и крепостниками. В конце 80-х, нач. 90-х когда в лит. пришел Карамзин и Радищев – 2 разных направления С.: 1) демократическое Радищев; Карамзин – нет идей преобразования мира. Особенности сент. В отличии от классицизма:

Кл.- создает свои произведения с образцами вечного, законами прекрасного. С.- подчиняет все требование вкуса, на первом плане принцип чувст и воображения; Кл. – скован жанром, пишет по законам данного жанра, преобладают стихи, слово стремится к однозначности, речь ораторская, предполагает произнесение; С.- автор признается единственным и полнокровным создателем своего произведения. За этим следует разрушение системы классических жанров, снижается иерархия жанров, рождаются новые жанры: роман, повесть путешествие, преобладает форма рассказа от 1 лица: дневник, исповедь, записи путей; в центре вним. Оказ. Частный быт и обыкновенный человек; преобладает проза, слово – многозначно, эмоционально, с оттенками и полутонами; речь – стих, читается наедине с собой. Пейзаж получает эмоциональную характеристику – это кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем. В России С. Сыграл важную роль и в становлении литературного языка, в сближении его с разговорным. Н. Карамзин разрабатывает более гибкую синтаксическую структуру. Сентиментализм подготовлен кризисом просветительского реализма. В России представителями С. Были: Муравьев, Карамзин («Бедная Лиза»), Дмитриев, Капнист, Львов, молодой Жуковский. Характерные особенности рус.С.: 1. Достаточно четко выражены рационалистические тенденции; 2. Сильна дидактическая (нравоучительная) установка; 3. Просветительские тенденции; 4. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.Излюбленные жанры – элегия, послание, эпистолярный жанр (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.

В. 7. Комедии Д.И. Фонвизина. Новаторство драматурга. Одним из первых, в чьем творчестве нашли свое воплощение характерные черты просветительской эстетики и начата была «революция в искусстве» на русской почве, был Денис Иванович Фонвизин. Первым печатным и первым дошедшим до нас худ.произв. Ф. были «Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга», переведенные им и изданные в 1761 году. Работая над переводами басен, Ф. овладел мастерством диалога, создания драматических сценок, добился простоты и ясности языка, облегчения синтаксических конструкций. В «Послании к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» ( 1763-1766) смелость и новаторство в том, что за разрешением сложных вопросов он обратился к своим слугам. Этим были отброшены сословные предрассудки и нарушен жанр и этикет – обычно послания были обращены людям благородного сословия. Ф. и игнорирует строгие нормы «3-х штилей» - употребляя в рамках одного жанра низкие и высокие слова. Первая оригинальная комедия Ф. «Бригадир» (закончена в 1769) создавалась в обстановке общественного подъема, связанного с подготовкой к открытию и работой Комиссии по составлению нового уложения. Основная задача драматурга в «Б.» - показать истинное лицо дворянства – отчетливо выступает сквозь внешнюю фабулу. В самом начале пьесы поведение персонажей, их разговоры по своей естественности и непринужденности как будто взяты прямо из жизни. Такого начала еще не было ни у одной из русских пьес. Свой сатирический огонь Ф. сосредоточил прежде всего против трех действующих лиц – Иванушки, Советника и Бригадира, т.к. именно они и им подобные из благородного сословия представлялись сатирику наиболее опасными в социально-бытовом отношении. У каждого героя есть своя специфическая черта языка – в яз. Советника – церковнославянская лексика (подчеркивая ханжество и лицемерие); у Бригадира и бригадирши – для выявления их невежества – просторечия; для осмеяния низкопоклонства поколения Иванушки и Советницы – макаронический жаргон. Особенности: 1. Бригадирша – объединенный персонаж, этот персонаж не укладывается в 1 характере, она и полная дура, но она не всегда была такой и у нас появляется жалость и сочувствие 2. «Б.» открывается с большой ремарки. Герои погружены в русский быт, каждый персонаж индивидуален, это все за пределами классицизма. В 1782 году вернувшись из-за границы Ф. завершил комедию «Недоросль», ставшую вершиной русской драматургии 18 века. Это первая социально-политическая комедия на русской сцене. В названии – основная проблема – вопрос о ложном и истинном воспитании. Основными проблемами: проблема государственного права, воспитания и формы государственной власти, которые даны и в действительности, в их неразрывной и взаимной обусловленности. Главный конфликт – крепостные и крепостники, любовная интрига – условна. Худ. своеобразие «Н.» не укладывается ни в рамки классицизма, ни в рамки сентиментально-романтического направления. Тут представлена иная идейно-эстетическая система. Худ. воспроизведение в «Н» объективной действительности, создание индивидуальных типических образов. Но в целом комедия чисто классическая: говорящие имена, 4 положит, 4 отриц. Персонажа, есть единство времени и места, но нет единства действия.

В.8.Особенности русского лит-ого процесса XIX в. В первой половине 19 в. соприсутствовали различные лит-ые направления. Много школ и течений. Уходящий классицизм. Крупных поэтов – классицистов уже не было, но существовало общество объединенное школой (Тынянов их называл архаистами). Сентиментализм – лит-ое направление, кот. тоже пошло на спад. Ранний Жуковский. Романтизм, кот. доминировал в р.л. где-то до 40-х г. 19 в., а начиналось с баллад Жуковского «Людмила» и др. Романтики и часть сентименталистов были сорганизованы в лит-ое сообщество «Арзамаз» - это общество оппозиционное шишковистам. В лит. существовала проблема просветительского реализма. Сюда иногда относят творчество и Грибоедова и Крылова, но мы д. иметь в виду что это дискуссионный вопрос – существовал ли просветительский реализм. В 40-е годы романтизм сдает свои позиции, а доминантой лит. развития становится натуральная школа (или гоголевское направление), т.е. реализм. Поскольку писатели натуральной школы обращают внимание на представителей 3-го сословия и заняты фотографированием соц-ой действительности. Т.О. В самом начале века существует и классицизм и сентиментализм. Затем в 10-х-20-х-30-х гг. доминирует романтизм.

В. 9. Своеобразие русского романтизма (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, поэты-декабристы и др.). Романтизм – лит.напр., кот. возникло в конце 18 в. и в разных странах по разному доминировал в 1-ой пол. 19 в. Возник как некая реакция на великую Фр. Рев. – она имела не те рез-ты о кот. мечтали мыслители готовившие эту револ. По этой причине Р. есть реакция на просветительский рационализм. Во вторых Р. – это некая реакиця на утверждение нового типа цивилизации (буржуазной). Англия – Байрон, Колридж; Фр. – Гюго; Герм. – Гофман; Польша – Мицкевич. Основные принципы Р.: 1. двоемирие, т.е. конфликт м/у реальным и возможным, желаемым, м/у реальностью и мечтой. При этом этот конфликт имел разную силу экспрессии. Жуковский понимал, что мир - страдание, отличется несовершенством и полагал, что идеал достижим. Его романтизм окрашен в религиозно-мистические тона, за пределами существования. Батюшков – романтизм не средневековый, а античный если использовать слова Пешковского. Культ красоты и античности играли большую роль. Поэты-декабристы: Рылеев, Глинка, Кюхельбекер, Бестужев в духе декабристской идеологии полагали возможность социально-духовного преобразования мира. 2. Культ свободы. Свобода – это то, без чего не возможно творчество и духовная жизнь вообще, причем романтики требовали абсолютной свободы. Ярко проявляется в творч. Лермонтова «Мцыри». Большинство героев романтической литературы – борцы они протестуют против несовершенного мира, его меркантильности, пошлости, низости. Соответственно герой – борец утверждающий тему гордыни (Лермонтов – развивает основные моменты задействовав у Байрона, это герои изгнанники странники, оборотная сторона абсолютной свободы – абсолютно единство). Романтики развивали демократическую тему. Многие поэты-романтики стремились создать героя с боьшой буквы это порождало культ сверх человека, тему гения. Жуковский полностью отрицал Лермонтовскую гордыню, Тютчев отрицал гордыню и демонизм. 3. культ пафос индивидуальности: они создавали образы исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Они в этой теме впервые открыли исследовали глубины человеческой души. Их интересовало уникальное поэтому в их произведениях много экзотики (Кавказская, Крымская тема, историко-географическая экзотика). Своеобразно, неповторяемое, единственное занимает их ум. Обычное, обыденное не интересно. 4. Культ чувства. Р. это лит-ра аффектов и страстей. Это экспрессивная лит-ра. Принцип выразительности важен. Романтики первые начинали исследовать сферу чел-го бессознательного, глубинного. (поэтика сна, видения). Разуму они не доверяли, их позиция иррационализм. Доверяли интуиции, вдохновению и т.д. при этом, многие сетовали, что далеко не все, что хочется выразить м. выразить. Это поэтика невыразимого. 5. Культ природы – природа идеал, с которым человек должен слиться. Тема природы разрабатывается очень активно. У Тютчева весь первый период творч. Деятельности посвящен стихам. 6. Культ искусства, прекрасного, поэтическая проблематика отступала на второй план уступая эстетическому. Жанровая система романтики создает новую жанровую систему, противопоставив жанровой системе классицизма. Ведущее место – лирика. Особенно элегия и романс. Он создают новый тип поэмы – ром-ая поэма соед. И лирическое и эстетическое «Мцыри». Обогащают прозаические жанры, напр., истороческим романом В. Скотта. Фантастическая повесть, рассказ (Гофман, Гюго). Считали высшим жанром музыку. Они создавали лирику в чистом виде. Особенности рус. реализма (стиль) 1) Пытались создать новые художественные формы. Жуковский – синтетическая метафора, в кот. соединяются разные сенсорные образы (эмоционально-психологическая метафора – мне так показалось, я так считаю). В образе 2. поэзия символистична – символ – средство выстраивания новой мифологии. Гротескна – мир предстает как хаос, абсурд, фантасмагория вплне уместно возникновение гротеска – реальное перемешано с ирреальным. В прозе активно исп. перефразы – это цветная орноментальная проза. Проблема классификации лит-х течений: единой классификации нет, т.к. в разных странах было по-разному. Н6а данный момент общепринятой классификацией нет. Есть разные подходы. Классиф-ют на романтизм гражданский (Жуковский, Батюшков) и романтизм философский. Первооткрывателем романтизма в рус.лит. – Жуковский. Становление романтического метода и романтического сознания в творч. Ж. происходило в разных направлениях: идейно-тематическом, жанровом и стилистичеком. Темы: 1. трагедийности человеческого существования, одиночество человека, неизбежности для него страданий в несовершенном земном мире («Кассандра» 1809) – мотив тоски и томления, вечной неудовлетворенности и вечного стремления к недостижимому. 2. тема дружбы и поэзии – это дружба людей, одинаково мыслящих и одинаково чувствующих, равно присягнувших единой поэтической вере. («Вечер» 1806). Тема поэта и поэзии – певцы и поэты становятся героями многих его произведений. По своим преобладающим мотивам романтический характер носит и описательная пейзажная лирика Ж. как и у других романтиков, его пейзаж связан с миром высокого, необыкновенного, часто возвышенного. Поэт любит в природе стихийное и таинственное – ночь, море, грозу. Туман становится приметой его стиля. Жанры произведений Ж. – баллады (он был автором и переводчиком многих баллад) «12 спящих дев» 1810, «Светлана», «Варвих», «Адельстан», «Красный карбункул»; песни «Кольцо души девицы». Ж. испытал и утвердил гекзометр («Ундина», «Война мышей и лягушек»), содействовал ритмическому обогащению старых, традиционных для русской поэзии размеров. Батюшков в своих ранних произведениях проповедует равнодушие к славе, отвращение от житейской суеты, воспевает сельское уединение, мечтательность, меланхолию. Постепенно характер его поэзии изменяется. Б. славит вино и любовь, радость наслаждение и страсть. его стихи проникнуты ощущением праздничности жизни, они дышат упоением счастья. «Элегия». Использует образы прошлого: античности; персонажи из древнегреческой и древнеримской мифологии, насыщает предметами античной культуры и быта. В его стихах постоянно встречаются имена Афродиты, Апполона, Марса, Амура, Вакха, Морфея, упоминания о музах, нимфах, идиллических пастухах, о венках из роз и златых чашах, полных светлого вина. Обращение к античной культуре и мифологии связывает лирику Б. с традициями классицизма. Но их роль иная, они подчеркивают всю условность, призрачность ненастоящего вымышленного им мира. Поэтому в глубине самых светлых стихов неизменно скрыто близкое романтикам ощущение трагичности бытия. Предметом трагедии Б. является человек, взятый не в его гражданском, а в сугубо личном содержании. Его герой как бы отъединен от государства. Антигражданские мотивы как протест против притеснения человека в условиях абсолютной государственности проходит красной нитью через творчество Б. Он выражает переживание конкретной личности. Мечта занимает в лирике Б. особое место. В мечте он создает прекрасный сказочный мир («К Н.И. Гнедичу»). В его творчестве духовное, поэтическое противопоставлено реальному. Его лирический герой как бы раздваивается, живет одновременно в двух мирах – действительном и вымышленном. Второй мир создан воображением поэта. Здесь владычествуют дружба, любовь (К Тассу). Любовь в творчестве Б. носит земной, языческий характер, его герой выступает как торжествующий любовник, упивающийся радостями свидания «Ложный страх», «Свершилось: Никагор и пламенный Эрот» и др. Т.о. Б. стал первым русским поэтом, сумевшим выразить противоречивость и драматическую напряженность внутреннего мира личности, что и позволяет рассматривать его как одного из основоположников романтизма в России.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...