Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В парках Франции этого периода, так же как и в Англии, господствует ландшафтный тип парка



Выдающимися теоретиками французского садоводства являлись Вателе и Р. Л. де Жирардер. Вателе считал, что парк должен состоять из живописных пейзажей, похожих на поэтичные картины. Де Жирардер настаивал на подражании природе, советовал изучать природу и пользоваться окружающей местностью как фоном.

Одним из первых ландшафтных парков Франции был парк Эрменонвиль, созданный Морелем в 1760 г. и принадлежавший де Жирардеру. Парк был устроен вокруг старинного замка. Выше замка располагалось озеро, ниже замка протекала река, впадающая в большое озеро. Река и озеро были окружены лугами, рощами, лесом, лесистыми холмами.

Достопримечательностью парка являлась <пустыня>, в середине которой было <пустынное озеро>. Этот парк является типичным образцом романтического направления ландшафтных парков.

Одним из достоинств ландшафтного парка являлось то, что здесь главным элементом стала растительность. ландшафтный тип планировки позволял показать красоту дерева.

Во второй половине XIX в. главное внимание создателей садов и парков было сосредоточено на обогащении садов и парков новыми и оригинальными деревьями и кустарниками. Однако стремление владельцев иметь в садах коллекцию таких растений отрицательно влияло на цельность общей художественной композиции.

Французское садово-парковое строительство имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам строительства относятся грандиозность и смелость замысла, для осуществления которого зодчие имели неограниченные финансовые возможности; достаточная оснащенность материалами; высокую степень совершенства в устройстве водопадов, скал, утесов, пещер; акклиматизация и интродукция в парках иноземных растений и т. д.

К отрицательным сторонам садово-паркового строительства относятся отход от естественного природного характера местности, насыщение ее насыпанными горами, театральность, эталонная обработка парка цветочными и декоративно-лиственными растениями в виде крупных масс в ущерб их естественному расположению, которое наблюдается в природной обстановке.

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк — 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории — осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных — тисе и ель, из плодовых — яблоня, груша, вишня.

В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса.

В основе реализации этих идей лежали следующие принципы:

• развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;

• создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру;

• создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;

• введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;

• учет особенностей оптического восприятия пространства.

Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии.

Во-ле-Виконт — (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) — классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656—1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки.

Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов. На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные партеры, каналы поперечных осей, концентрируя внимание в направлении движения. Дорога, идущая от дворца по центру террас, является главной композиционной осью. Она завершается большим поперечным каналом (преобразованное русло реки) и замыкается архитектурно оформленным холмом (пластически обработанный высокий берег реки). Это единственный случай замыкания Ленотром перспективы. Канал с каскадом и гротом — кульминационный узел парка, уравновешивающий дворец. Открытые полосы террас с цветниками, бассейнами и фонтанами окружены стрижеными зелеными стенами боскетов, образующими залы под открытым небом.

Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор — арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев.

Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха. Насаждения в виде массивов и групп тяготеют к периферии парка, местам пересечения дорог и свободно располагаются на полянах, образуя серию пейзажных картин, воспринимаемых с прогулочных маршрутов.

Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое — 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.— У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд — его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 — храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, Грот из камня, Грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин. Смена пейзажей построена разнообразно: на ритмическом нарастании впечатления (например, подъезд к дворцу от Большой аллеи, ведущей с юга, а затем через серию парковых картин выводящий к северному фасаду) или постепенном разворачивании картин (например, с включением архитектурных сооружений), или на вариациях какого-либо сюжета (например, восприятие дворца через Коринтианскую арку). Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая доли- на или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему (тем самым углубляя видимую перспективу) и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.

Одна из главных особенностей парка — слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 423 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...