Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Богословско-теологический подход к изучению религии. Структура и функции современной теологии.
2. Либерально-светский подход к изучению религии: становление и этапы развития.
3. Философская рефлексия религиозного сознания. Основные этапы развития взаимосвязи философии и религии.
4. Религия как предмет изучения позитивных наук. История, социология и психология религии, этнология и социальная антропология.
5. Религия в горизонте теоретической и сравнительно-исторической культурологии.
Литература
1. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. СПб, 2004.
2. Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии / А.С. Бочаров, А.В. Чернышев. Иваново 2003.
3. Доусон К. Религия и культура / К. Доусон. СПб., 2000.
4. Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: Новый симбиоз?
/ Г.Г., Ершова, П.Ю. Черносвитов. СПб., 2003.
5. Козлова О.Н. Социология духовной жизни / О.Н. Козлова. М., 2004.
6. Пивоваров Д.В. Философия религии /Д.В.Пивоваров. Екатеринбург, 2006.
7. Сапронов П.А. Реальность человека в богословии и философии
/ П.А. Сапронов. СПб., 2004.
8. Тарасов Б.Н. Куда движется история? Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции / Б.Н. Тарасов. СПб., 2001.
9. Тойнби А.Дж. Избранное: Постижение истории / А. Дж. Тойнби.
М., 2002.
10. Шапошников Л.Е. Религия в социокультурной системе общества. // Культурология / Л.Е Шапошников. М., 2003. – С. 153-179.
11. Шохин В. К. Теология: Введение в богословские дисциплины
/ В.К. Шохин М., 2002.
12. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиаде. М., 2001.
В данной теме, следует различать два подхода к изучению религии: богословско-теологический и собственно научный, либерально-светский. Для богословско-теологического подхода характерна изначально жесткая заданность – принятие за истину основных положений религиозной веры. Богословие – это теоретическая рефлексия религии «изнутри», т.е. оно само есть неотъемлемая часть религии. Светское же религиоведение изначально свободно, занимая по отношению к утверждениям религиозной веры позицию «вненаходимости» (М.М.Бахтин).
В светском религиоведении следует выделить философию религии от позитивных наук. Философия религии, подвергая религиозное сознание критической рефлексии, вынуждена при этом соотносить его с реальностью, решать вопрос об их истинности, в то время как позитивные науки могут изучать действия людей верующих в Бога, абстрагируясь от оценок их веры на истину. Однако было бы ошибочным их чрезмерное противопоставление. Позитивные науки (история, социология и психология религии, социальная антропология) накопили огромный материал наблюдений, сопоставлений и т.д. Он нуждается в генерализации, рационализации. Традиционно на эту роль претендовала философия («метаязык всех языков сознания» (М.М. Бахтин). В последнее время культурология также претендует на роль интегрирующей методологии для всего корпуса гуманитарных дисциплин. В настоящее время, очевидно, для религиоведения, наиболее адекватен комплексный философско-культурологический подход.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!