Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новаторство драматургии А.П. Чехова. Анализ одной пьесы (по выбору)



Чехова принято называть "Шекспиром XX века". Действительно, его драматургия, подобно шекспировской, сыграла в истории мировой драмы огромную поворотную роль. Родившаяся в России на рубеже нового столетия, она сложилась в такую новаторскую художественную систему, которая определила собой пути будущего развития драматургии и театра всего мира.

Разумеется, новаторство драматургии Чехова было подготовлено поисками и открытиями его великих предшественников, драматическими произведениями Пушкина и Гоголя, Островского и Тургенева, на добрую, крепкую традицию которых он и опирался. Но именно пьесы Чехова произвели подлинный переворот в театральном мышлении своего времени. Его вступление в сферу драматургии обозначило новую точку отсчета в истории русской художественной культуры.

К концу XIX века русская драматургия находилась в состоянии едва ли не плачевном. Под пером ремесленных сочинителей некогда высокие традиции драмы выродились в рутинные штампы, превратились в омертвевшие каноны. Сцена слишком заметно удалилась от жизни. В ту пору, когда великими творениями Толстого и Достоевского русская проза была поднята на невиданную высоту, русская драма влачила жалкое существование. Преодолеть этот разрыв между прозой и драматургией, между литературой и театром и суждено было не кому иному, как Чехову. Его усилиями русская сцена была поднята на уровень великой русской литературы, на уровень Толстого и Достоевского

В чем же состояло открытие Чехова-драматурга? Прежде всего в том, что он вернул драму к самой жизни. Современникам недаром казалось, что он попросту предложил для сцены кратко написанные большие романы. Его пьесы поражали непривычной повествовательностью, реалистической обстоятельностью своей манеры. Эта манера не была случайна. Чехов был убежден, что драма не может быть достоянием лишь выдающихся, исключительных личностей, плацдармом только грандиозных событий. Он хотел открыть драматизм самой обыкновенной каждодневной действительности. Вот ради того, чтобы дать доступ драматизму повседневности, Чехову и пришлось порушить все устаревшие, крепко укоренившиеся драматургические каноны.

"Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни: люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни", — говорил Чехов, выводя формулу новой драмы. И стал писать пьесы, в которых было схвачено естественное течение будничной жизни, как будто начисто лишенное ярких событий, сильных характеров, острых конфликтов. Но под верхним слоем обыденности, в непредвзятой, словно бы случайно зачерпнутой повседневности, где люди "только обедали", он обнаруживал неожиданный драматизм, "слагающий их счастье и разбивающий их жизни".

Глубоко скрытый в подводном течении жизни драматизм повседневности и был первым важнейшим открытием писателя. Открытие это потребовало пересмотра прежней концепции характеров, соотношения героя и среды, иного построения сюжета и конфликта, другой функции событий, ломки привычных представлений о драматическом действии, его завязке, кульминации и развязке, о назначении слова и молчания, жеста и взгляда. Словом, вся драматургическая структура сверху донизу подверглась полному пересозданию.

Чехов высмеивал власть обыденщины над человеком, показывал, как в пошлой среде мельчает, искажается любое человеческое чувство, как торжественный ритуал (похороны, свадьба, юбилей) превращается в абсурд, как будни убивают праздники. Обнаруживая пошлость в каждой клеточке быта, Чехов соединял веселую издевку с добрым юмором. Он смеялся над человеческой несуразностью, но смехом не убивал самого человека. В мирных буднях он видел не только угрозу, но и защиту, ценил житейский уют, тепло очага, спасительную силу земного притяжения. Жанр водевиля тяготел к трагифарсу и трагикомедии. Наверное, поэтому его шутливые истории таили в себе мотив человечности, понимания и сочувствия.

(((Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка». Драматургу было дорого все то, что связано с усадебной жизнью, она символизировала теплоту семейных отношений, к которой так стремился А.П. Чехов. И в Мелихове, и в Ялте, где довелось ему жить.

Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он представлен лейтмотивом различных временных планов, невольно соединяя прошлое с настоящим. Но вишневый сад – не просто фон происходящих событий, он – символ усадебной жизни. Судьба имения сюжетно организует пьесу. Уже в первом действии, сразу после встречи Раневской, начинается обсуждение спасения заложенного имения от торгов. В третьем действии имение продано, в четвертом – прощание с усадьбой и прошлой жизнью.

Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу: он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек. Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев. Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.

«Вишневый сад» - комедия о беспечных русских людях, - писал Ю, Соболев. В этой пьесе переходит в грусть, оборачивает тревогой. Большое количество комических сцен – фокусы Шарлотты, ошибки Епиходова, глупые речи Гаева, только усиливают грусть, «тоску по идеалу». В классической комедии порок обычно бывает наказан, добродетель торжествует. В пьесе Чехова нет явно отрицательных героев, и положительные отсутствуют. Неясен с первого взгляда и конфликт произведения. Дело в том, что предметом изображения в пьесах драматурга является собственно не действие, их нежелание и невозможность совершить поступок. Именно это и осмеивается в комедиях Чехова К.С. Станиславский отмечал особый характер конфликта пьесы «Вишневый сад»

Комизм «Вишневого сада» коренится в ситуациях, отражающих комедийный смысл самой жизни. Чехов своеобразно трактовал этот жанр. В его представлении комедия – это драма, с тончайшей иронией высмеивающая пошлость. Традиционный обличительный пафос, «смех сквозь слезы», по меткому замечанию писательницы Тэффи, в поэтике Чехова сменяется «смехом вместо слез».)))

+

Пьесы, написанные Чеховым, становились событием для его современников, даже те, кто не признавал мастерства драматурга, улавивали новое в построении его произведений. Современники принимали или не принимали пьес Чехова. Но отрицать их новаторство не могли. Само название пьесы «Вишневый сад» - стало новым в наименвании драматических произведений. Русская литература традиционно вынсила в заглавие или имя главного героя, или обозначение конфликта произведения, или оснвную тему.

Обозначение в заглавии конкретного понятия подводит читателя к обобщенному восприятии картин жизни в пьесе.

В «Вишневом саде» как и в другиз пьесах Чехова отсутствует деление на отрицательных и положительных персонажей. Пожалуй, только Яков своей бездуховностью, черствостью вызывает отрицательные эмоции. Остальные же герои и главные, и второстепенные вызывают у зрителя разнообразные чувства:смех, улыбку, сочувствие. Гаев смешон своими биллиардными словечками, речью перед шкафом, детской беззаботнстью и неумением жить, но он трогателен в своей любви к вишневому саду, сестре, племянницам, в нем есть та доброта, которая привлекает людей.

Образ Пети Трофимова, с одной стороны, выполняет функцию декламатора идей (именно он говорит Ане, чем вызвана трагедия их жизни: «Владеть живыми душами – ведь это перердило вас всех…вы живете в долг, на чужой счет,» - призывает ее к жизни новой «Вся Россия наш сад»), с другой стороны, это образ не прямого рупора авторского восприятия жизни: Петя Трофимов – такой же недотепа, как и все остальные персонажи пьесы, н не знает практической жизни, заявляя, что он знает, как пстроить новую жизнь, Петя не умеет практически жить сам. Еще одно достижение Чехова – драматурга, которого не знала классическая драматургия, - отсутствие внешнего конфликта!

Основа конфликта – судьба вишнегого сада – задана уже в 1 действии, но этот конфликт не проявляется ни в столкновении героев (например, ни Раневская, ни Гаев не чувствуют вражды к Лопахину, купившему вишнеый сад, да и сам Лопахин просит у Раневской прощения: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь»), ни в самом развитии действия (продажа вишневого сада просиходит за сценой, герои ощущают это не как трагедию, а испытывают даже чувство облегчения).

Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни. К концу пьесы все нарастает и нарастает чувство одиночества каждого из героев, неустроенности жизни,и ожидания перемен («О, скорей бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»)

В этом смысле пьесы Чехова представляют «не драму в жизни, а драму жизни» (А.Белый).

В «Вишневом саде» отсутствуют трагические или собственно комические коллизии. В этой жизни страшны не драматические события, а пугающая свим течением повседневность.

Жанрово «Виш. сад» определяют как лирическую комедию. Чехов, усматривая в жизни много комического, обращает внимание на чувства героев, их тонкие оттенки, что создает лиризм комедии.

В пьесах Чехова впервые в отечественной драматургии появился подтекст, который во многом определяет особую интонацию его пьес. В «В.с.», например, неожиданный звук лопнувшей струны обнажает неустроенность жизни героев, показывает, что при внешней веселости они ощущают драматизм своего положения.

Огромную роль в пьесах драматурга играют ремарки, которые являются как бы эмоциональными контрапунктами действия. Так действие пьесы начинается весной, а заканчивается осенью, авторская ремарка «было холодно» иллюстрирует тему обреченности дворянского мира, духовной разобщенности героев. Звук топоров в конце пьесы – символичен, это аккомпанемент крушения человеческих судеб, конца дворянкой эпохи в судьбе страны. Топорам вторят звуки молотков, которыми заколачивают старый дом вместе с забытым Фирсом.

Так авторская деталь позволяет трагическим аккордом закончить пьесу об утрате миром духовности. Одной из существенных особенностей драматургии Чехова является множественность перекрещивающихся драматических линий. Каждый персонаж переживает свою драму и, общаясь с другими, ощущает себя одиноким. Общий же настрой пьес говорит о стремлении драматурга преодолеть разобщение, призвать людей к новой, лучшей жизни.

Драматургия Чехова стала достоянием всего человечества, отражением эмоционального состояния человека в его повседневной жизни – тот новый путь, который показал драматург в начале ХХ века.

Билет.

Образ России второй половины XIX века в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Социально-философская проблематика. Символика заглавия.

Решающим побудительным толчком для создания романа «Бесы» послужило так называемое «нечаевское дело» –убийство слушателя Петровской земельной академии И.П. Иванова пятью членами тайного общества «Народная расправа» во главе с С. Нечаевым. Убили студента Иванова за то, что хотел сдать кружок (предательство). Организация Нечаева – «Народная расправа» - журнал, который издавался в Женеве.

СИМВОЛИКА ЗАГЛАВИЯ: Роман Достоевского начинается с цитирования Пушкина и Евангелия от Луки. Речь в произведении пойдет о бесах не как мистических существах, а как силах и людях колеблющих Россию. Главный дьявол, Великий грешник, Антихрист –Ставрогин, человек обезбоженный и обожествленный. Примечательно уже само его имя: Николай –имя особо почитаемого в России святого, Николая Чудотворца (кроме того его имя обозначает «победитель народа»); отчество Всеволодович –«володеющий всем»; фамилия Ставрогин происходит от греческого слова «крест».На начальном этапе подготовки материалов к роману Ставрогин выступает как фигура второстепенная и по существу романтическая. «Князь, изящный друг Грановского». Но в записи от 7 марта 1870 года Достоевский поясняет, что Князь в прошлом «развратный человек и высокомерный аристократ», 15 марта –«Князь –человек, которому становится скучно». 29 марта 1870 года Достоевский принимает кардинальное решение: центральным лицом в романе будет Ставрогин. «Итак, весь пафос романа –в князе, он герой. Все остальное движется около него как в калейдоскопе»..Роман «Бесы» (1871—1872) в наибольшей мере воплотил в себе эти качества и получил емкое жанровое определение: роман-памфлет. Название романа навеяно одноименным стихотворением Пушкина и библейской притчей о вселившихся в свиней бесах. «Бесы» - персонифицированное зло, которое вселяется в человека, одержимость.

21 ноября 1865г. – убийство – сюжетообразующее место. Роман: кружок возглавляет Петр Верховенский, 5 членов революционеров. Главное: изменение сознания людей(революция), в области системы ценностей (идущей от христианства); разрушение институтов семьи, церкви. Социальные изменения – внешние изменения. Верховенский –«наши»: 1) учитель – не входить в 5-ку по мысли. 2) адвокат – защищает преступника. 3) прокурор – трепещет, что он недостаточно либерален.

Тема отцов и детей:

Начало романа – описание Степана Трофимова Верховенского(отец).

Напоминание братьев Кирсановых(либеральная интеллигенция); прототип – Тимофей Граневский (один из запад. кружка).

Степан Верховенский – воспитывал Ставрогина.

5-ка меняет сознание людей, живущих в городе. Вскрыли икону – посадили мышь. Цель – высокое сделать низким. Женщина в библии (продавала) подсунула картинки порнограф. содержания. Цель – принизить высокое.

Отношение к смерти: 3 самоубийства(Кириллова, Ставрогина, молодого парня, котор. Пожег деньги, данные ему родителями(почувствовал свободу). Застрелился, так как не знал как явиться к родителям? новое отношение к смерти.

До этого смерть была чем-то серьезным, здесь – людей это не смущает. Трагедия парня – убил себя: они врываются в гостиничный номер, и видя его труп, пьют и смеются.

Путь к саморазрушению! Ставрогин спускается все ниже и ниже. В конце концов убивает ребенка. Ставрогин мог бы воскреснуть, но ему не хватило сил и желания (нет покаяния. Демонстрация его грехов – принес Тихону тетрадь с исповедью).

Конец. Евангельский текст о человеке, которого мучил бес. Христос помог человеку изгнать бесов. Человек попросился к свиньям? бес вселился в них. Свиньи прыгнули с обрыва. Одержимость ведет к гибели, если не будет понимания, обращ. к Богу.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1622 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...