Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дон кихоты



В 1860 году Т выступает с публичной лекцией «Гамлет и Дон Кихот»

Дон Кихот-проникнут преданностью к идеалу, он служит некой истине. Он живет для других, жизнь для себя он считает постыдной; самопожертвование, ни капли эгоизма, живет во внешнем мире, забывая о себе.

Гамлет- эгоист. Он ничего не находит в целом мире, он постоянно занят. Гамлет всегда ироничен, а это противоположно энтузиазму Дон Кихота. Гамлет культивирует свои недостатки; самоистязает и получает от этого великое наслаждение. Иногда Дон Кихот и гамлет- это стадии развития одного человека.

«Гамлет Щигровского уезда» (49)- первоначальное название «Обед»

Обед у дворянина, все остаются у него. Рассказчик в комнате с незнак.мужчиной, тот расск.ему историю:Герой наслаждается, рассказывая о своих неудачах. Основная его черта - рефлексия. Комич.сочетание «гамлет щигровского уезда».

«Дневник лишнего человека» (50) (в этих произведениях описываются герои, чьи попытки принести пользу отечеству или найти личное счастье обречены на неудачу («лишний человек»)) эти повести послужили как бы подступами к первому роману тургенева «Рудин» (55)

«Дневник лишнего человека» Главный герой- Чулкатурин. Он человек бесприютный, его оттесняют более смелые и решительные люди. Он умирает весной,когда все оживает.его не принимает природа.Он лишний.Этот тип не нужен.

«Первая любовь» (о Гамлете, испытание любовью)

«Ася»

Тема любви в среде интеллигенции.

«первая любовь» (1860 г.). разговор неск-х мужчин, у кого когда первая любовь. 1 – не помнит, 2 – это его жена, 3 – вспоминает, рассказ от его имени. Идея – мало кто помнит свою первую любовь, духов на 2 плане, материал.на первом. Владимир полюбил зинаиду, свою соседку, она была особенной, вокруг нее было много людей, все ее любили, но непонятно кого любила она. В.очень мучился, не понимал как она к нему отн-ся. Однако вскоре он понял, что она использует его. Финал: страшная тайна раск-ся для Вл. Зинаида любит его отца. Мать Вл.узнает об измене мужа и уезжает с дачи с сыном, затем умирает Зинаида и отец Вл. корни трагического взгляда на жизнь у т.-это философия Шопенгауэра (кажд.чел-к способен на счастье, но есть некая воля, кот.противостоит этому. Бороться бесполезно, единст.путь – смириться, не искать счастья). В пр-ии: 1)семья без любви, 2)любовь, кот.никогда не приведет к обретению семьи

Любовь-вспышка,не может долго длиться. Слабый зависимый от общества мужчина (Владимир) противопоставлен сильной женщине(Зина). Любовь и смерть всегда идут рядом. Смерть- это плата за мгновения истинной любви.

Тема войны в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

Одновременно с работой над трилогией Толстой писал военные рассказы. Один за другим появлялись «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный». Все эти произведения были написаны очевидцем и участником событий, знавшим военный быт и чувствовавшим характер войны, поэтому в них заметна документальная основа, во многом приближающая рассказы к жанру очерка, популярного в литературе середины века. К тому же многие из завершенных и незавершенных произведений этого времени сохраняют связь с дневниковой формой, что также свидетельствует об их документализме. Участие в военных действиях расширяло реальный жизненный опыт Толстого и ставило перед ним новые нравственные и художественные задачи. Одной из таких задач было наблюдение над тем, как раскрывается личность человека в необычных условиях, в связи с этим перед писателем встал вопрос о природе человеческой храбрости. В военных рассказах постепенно начинает формироваться эпическое начало в творчестве Толстого. Писатель впервые пытается сопоставить в пределах одного произведения судьбу отдельного человека и масштабные исторические события. Он поднимается до понимания сути происходящих событий и художественного обобщения. В этих произведениях постепенно толстовская оценка войны: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?».

Военную тему Толстой продолжил в цикле «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце» (апрель ж.Современник), «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»), материалом для которых послужило пребывание Толстого в осажденном Севастополе и участие в обороне города в 1855г. В 1854 г. Толстой подал рапорт с просьбой перевести его в Севастополь, как он записал в дневнике, «из патриотизма», когда Англия, Франция и Турция высадили морской десант в Крыму. Основа содержания севастопольских рассказов — описание хода обороны города, истинного героизма и патриотизма, проявленного его защитниками, выполнившими свой долг перед родиной.

Названия рассказов напоминают датировку записей из дневника офицера — очевидца происходящего. В своих произведениях Толстой не только с документальной точностью передает события, описывает приметы жизни осажденного города, рассказывает о судьбах отдельных людей, участвующих в обороне, но вводит и еще одного героя, главного для себя, «который всегда был, есть и будет прекрасен» — правду. Правда изображения, приравненная писателем к красоте, опиралась как на документальную точность описания, так и на принципиально новый подход Толстого к изображению войны: на первом плане был показ ее страшных будней. Автор в прямом публицистическом отступлении подчеркивал, что хочет показать войну «не в правильном, красивом и блестящем строе», «с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», а «в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти». Публицистический пафос севастопольских рассказов обнаруживается в небольших по объему авторских отступлениях и в особо подчеркнутой форме авторского обращения к читателям, которых он как бы ведет по осажденному городу («вы увидите...», «вы услышите...»).

В севастопольском цикле Толстой продолжает соединять описание важного исторического события с рассказами о конкретных людях. На примере выделенных им отдельных человеческих судеб он ставит важнейшие нравственные вопросы: различные проявления истинного героизма и патриотизма (братья Козельцовы), подлинная и показная храбрость, карьеризм и тщеславие (офицеры Михайлов и Калугин), высокое и неповторимое значение жизни каждого человека (смерть Праскухина).

«Севастополь в декабре месяце» - отсутствие сюжета, напоминает очерк, где передаются ощущения автора от севастопольского быта солдат и офицеров. Начало расск – утро, конец – вечер. Описательность полностью вытесняет сюжет. Натуралистичность (детализация) при описании госпиталя – ампутация. Гл. мысль – война – это жестокость, кровь, грязь и боль. К этому прибавляется чувство стыда (они страдают, а я нет). В госпитале переживает больным, а на улице – наслаждается жизнью, стыд уходит. = война – постоянное балансирование м/у жизнью и смертью. Баланс передается ч/з световую символику. Темные серые краски утра, вечер – солнечный свет и музыка, доносящаяся издалека.

«Севастополь в мае» - сатирический хар-р в сторону рус офицерства. Офицеры боятся испачкать мундир и не ложатся на пол, чтобы спастись во время взрыва. Было напечатано в журнале Современник с большими вырезками из-за цензуры.

«Севастополь в августе 1855 года» - штурм 27 августа. Начат в крыму, закончен в СПБ. Есть сюжет и главный герой – Владимир Козельцев – юноша, воспитанный на героических подвигах. Его захватило героическое патриотическое чув-во. Отправ в Крым, чтобы учав-ть в обороне Севастополя. Когда приезжает видит снаряды, грязь, кровь, просыпается страх перед смертью, улетучивается парадно-патриотическое представление о войне. Страх и стыд сплетаются в душе и провоцируют надлом в душе. Стыдится страха. Героически погибает.

Билет.

Тематика и поэтика романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

«Дворянское гнездо» (1858)- роман об исторической судьбе дворянства в России. Одно из самых совершенных произведений тургенева, пронизанное светлой грустью об уходящей в прошлое патриархальной России.С сыновней любовью воссоздал автор её идеальный образ, всегда живший в его душе.

Излюбленное место действия в тургеневских произведениях - "дворянские гнезда" с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. Их судьба волнует Тургенева, и один из своих романов, который называется "Дворянское гнездо", проникнут чувством тревоги за их судьбу.

Этот роман пропитан сознанием того, что "дворянские гнезда" вырождаются. Критически освещает Тургенев дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь "барства дикого" и аристократического преклонения перед Западной Европой.

Тургенев очень точно показывает смену поколений в роде Лаврецких, их связи с различными периодами исторического развития. Жестокий и дикий самодур-помещик, прадед Лаврецкого ("что барин восхотел, то и творил, мужиков за ребра вешал... старшого над собой не знал"); его дед, который однажды "перепорол всю деревню", безалаберный и хлебосольный "степной барин", полный ненависти к Вольтеру и "изуверу" Дидероту, - это типичные представители русского "барства дикого". Сменяют их приобщившиеся к культуре то претензии на "французскость", то англоманство, которые мы видим в образах легкомысленной старой княжны Кубенской, в весьма преклонном возрасте вышедшей замуж за молодого француза, и отца героя - Ивана Петровича. Начав с увлечения "Декларацией прав человека" и Дидро, он кончил молебнами и баней. Такова была история одного из родов русского дворянства. Также дано представление о семействе Калитиных, где родителям нет никакого дела до детей, лишь бы были накормлены и одеты. Тургенев создает картину весьма далекую от идиллического изображения "дворянских гнезд". Он показывает разношерстную Россию, люди которой "ударяются во все тяжкие": от полного курса на запад до буквально дремучего прозябания в своем имении. А все "гнезда", которые для Тургенева были оплотом страны, местом, где концентрировалась и развивалась ее мощь, претерпевают процесс распада, разрушения. Описывая предков Лаврецкого устами народа (в лице дворового человека Антона), автор показывает, что история "дворянских гнезд" омыта слезами многих их жертв.

Одна из них - мать Лаврецкого - простая крепостная девушка, оказавшаяся, на свое несчастье, настолько красивой, что привлекла внимание барича, который, женившись из желания досадить отцу, отправился в Петербург, где увлекся другой. А бедная Малаша, не перенеся еще и того, что у нее, в целях воспитания, отняли сына, "безропотно, в несколько дней угасла. Помимо крестьянской и дворянской линий автор еще разрабатывает линию любовную. В борьбе между долгом и личным счастьем перевес оказывается на стороне долга, которому любовь не в силах противостоять. Крах иллюзий героя, невозможность для него личного счастья являются как бы отражением того социального краха, который пережило дворянство в эти годы.

В романе «Дворянское гнездо» большое место автор уделяет теме любви, потому что это чувство помогает высветить все лучшие качества героев, увидеть главное в их характерах, понять их душу. Любовь изображена Тургеневым как самое прекрасное, светлое и чистое чувство, пробуждающее в людях все лучшее. В этом романе, как ни в одном другом романе Тургенева, любви героев посвящены самые трогательные, романтические, возвышенные страницы.

Любовь Лаврецкого и Лизы Калитиной проявляется не сразу, она подступает к ним исподволь, через многие размышления и сомнения, а потом внезапно обрушивается на них своей неодолимой силой. Лаврецкий, испытавший многое на своем веку: и увлечения, и разочарования, и потерю всех жизненных целей,— сначала просто любуется Лизой, ее невинностью, чистотой, непосредственностью, искренностью — всеми теми качествами, которые отсутствуют у Варвары Павловны, лицемерной, развратной жены Лаврецкого, бросившей его. Лиза близка ему по духу. Они много беседуют и понимают, что у них очень много общего. Лаврецкий серьезно относится к жизни, к другим людям, к России, Лиза тоже глубокая и сильная девушка, имеющая собственные идеалы и убеждения. По мнению Лемма, учителя музыки Лизы, она «девица справедливая, серьезная, с возвышенными чувствами». За Лизой ухаживает молодой человек, столичный чиновник с прекрасным будущим. Мать Лизы была бы рада отдать ее замуж за него, она считает это прекрасной партией для Лизы. Но Лиза не может любить его, она чувствует фальшь в его отношении к ней, Паншин — человек поверхностный, он ценит в людях внешний блеск, а не глубину чувств. Дальнейшие события романа подтверждают это мнение о Паншине.

Только когда Лаврецкий получает известие о кончине в Париже своей жены, он начинает допускать мысль о личном счастье. Тургенев в своей излюбленной манере не описывает чувства человека, освободившегося от стыда и унижения, он использует прием «тайной психологии», изображая переживания своих героев через движения, жесты, мимику. После того как Лаврецкий прочитал известие о смерти жены, он «оделся, вышел в сад и до самого утра ходил взад и вперед все по одной аллее». Через некоторое время Лаврецкий убеждается в том, что любит Лизу. Он не рад этому чувству, так как он уже испытывал его, и оно принесло ему только разочарование. Он пытается найти подтверждение известия о смерти жены, его мучает неопределенность. А любовь к Лизе все растет. Чувства героев автор передает через описания природы, которая особенно прекрасна перед их объяснением: «У каждого из них сердце росло в груди, и ничего для них не пропадало: для них пел соловей, и звезды горели, и деревья тихо шептали, убаюканные и сном, и негой лета, и теплом». Сцена объяснения в любви Лаврецкого и Лизы написана Тургеневым удивительно поэтично и трогательно, автор находит самые простые и в то же время самые нежные слова для выражения чувств героев. Лаврецкий бродит ночью вокруг дома Лизы, смотрит на ее окно, в котором горит свеча: «Лаврецкий ничего не думал, ничего не ждал; ему приятно было чувствовать себя вблизи Лизы, сидеть в ее саду на скамейке, где и она сидела не однажды...» В это время Лиза выходит в сад, как будто чувствуя, что там Лаврецкий: «В белом платье, с нерасплетенными косами по плечам, она тихонько подошла к столу, нагнулась над ним, поставила свечку и чего-то поискала; потом, обернувшись лицом к саду, она приблизилась к раскрытой двери и, вся белая, легкая, стройная, остановилась на пороге». Происходит объяснение в любви, после которого Лаврецкого переполняет счастье: «Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели еще великолепней; певучим, сильным потоком струились они, — ив них, казалось, говорило и пело все его счастье». Это была музыка, которую сочинил Лемм, и она полностью соответствовала настроению Лаврецкого: «Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса». Музыка предвещает трагические события в жизни героев: известие о смерти жены Лаврецкого оказывается ложным, Варвара Павловна возвращается к Лаврецкому, так как осталась без денег.

Лаврецкий стоически переносит это событие, он покорен судьбе, но его тревожит, что будет с Лизой, ведь он понимает, каково ей, впервые полюбившей, пережить такое. От страшного отчаяния ее спасает глубокая, беззаветная вера в Бога. Лиза уходит в монастырь, желая лишь одного — чтобы Лаврецкий простил свою жену. Лаврецкий простил, но жизнь его закончилась, он слишком сильно любил Лизу, чтобы еще раз начать все сначала с женой. В конце романа Лаврецкий, далеко не старый человек, выглядит стариком, он и ощущает себя человеком, отжившим свой век. Но любовь героев на этом не закончилась. Это то чувство, которое они пронесут через всю жизнь. Последняя встреча Лаврецкого и Лизы свидетельствует об этом. Она не забыла свою любовь, не разлюбила Лаврецкого, и ее уход в монастырь это подтверждает. А Паншин, который так демонстрировал свою любовь к Лизе, полностью подпал под чары Варвары Павловны и стал ее рабом.

История любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» очень трагична и в то же время прекрасна, прекрасна потому, что это чувство неподвластно ни времени, ни обстоятельствам жизни, оно помогают человеку возвыситься над окружающей его пошлостью и обыденностью, это чувство облагораживает и делает человека человеком.

Поэзия С.Я. Надсона: тематика, философия, поэтика. Анализ одного стихотворения (по выбору).

Родился 14 декабря (26 н.с.) в Петербурге в семье чиновника. Рано потеряв отца (не исполнилось и двух лет) и мать (в возрасте одиннадцати лет), Надсон остался на попечении родственников. Был определен во 2-ю Военную гимназию, окончив которую в 1879, поступил в Павловское военное училище.

В 1882 заканчивает военное училище подпоручиком и направляется в Каспийский полк, стоявший в Кронштадте. Два года служил офицером. В 1884, заболев туберкулезом, вышел в отставку и целиком посвятил себя литературной деятельности.

Надсон начал сочинять стихи еще в детском возрасте. Ему было 16 лет, когда в журнале "Свет" появилось его первое стихотворение "На заре" (1878). В дальнейшем его стихи охотно печатали разные журналы. Большую роль в его литературной судьбе сыграл А.Плещеев, в 1882 пригласивший его сотрудничать в "Отечественных записках".

В 1885 вышла книга стихов Надсона, удостоенная Пушкинской премии. Поэзия Надсона имела огромную популярность среди молодежи, видевшей в нем выразителя своих чувств и настроений. Поэт отвечал читателю тем же

Творчество Надсона относится к так называемой эпохе «безвременья» конца 19-го века. Современники поэта, а также и позднейшие исследователи его творчества отмечали, что лирика Надсона испытала заметное влияние М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. Этих поэтов сам Надсон очень ценил. «Что ни говорите, а лучше Лермонтова нет у нас поэта на Руси. Впрочем, я, может быть, думаю и говорю так оттого, что сам сочувствую ему всей душой, что сам переживаю то, что он пережил и великими стихами передал в своих творениях», — записал Надсон в своём дневнике в 1878 году. С Лермонтовым Надсона роднит мотив романтического страдания личности, которая пришлась не ко времени и чужда обществу. С Некрасовым — гражданское направление, лишенное, однако, признаков какой-либо конкретной доктрины и слишком отвлеченное. В своих стихах Надсон скорее оправдывал разочарованность и унылое бессилие современников. По словам В. В. Чуйко, «он просто „воспевал“ себя и свое поколение». Это отчетливо проявилось в стихотворениях «Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней…»(1883), «С тех пор, как я прозрел, разбуженный грозою…»(1883), «Наше поколение юности не знает…» (1884), «В ответ» (1886). Некрасовские традиции, ощутимые уже в ранней лирике Н., особенно чувствуются в стихотворениях «Похороны» (1879), «Старая сказка» (1881), «Святитель» (1882), «Как каторжник влачит оковы за собой…» (1884) и др.

Характерной чертой поэзии Надсона была интонация личного, дружеского, приятельского обращения к современнику. Свои взаимоотношения с читателем поэт строил на полном доверии. Жизнь Надсона была известна из его же исповедальных и преимущественно автобиографических стихов. Реально-исторический читатель для Надсона был тесно связан с воображаемым читателем-другом. Уже в первых стихотворениях Н. обращается к тому, «в чьем сердце живы желанья лучших, светлых дней» («Во мгле», 1878). Не случайны частые обращения к читателю: «о, милый брат», «дорогие друзья», «братья», «милый друг» и т. п. В конце жизни поэт пишет строки (стихотворение осталось незавершенным), в которых очень четко выразил свое отношение к читателю: «Он мне не брат — он больше брата: / Всю силу, всю любовь мою. / Все, чем душа моя богата. / Ему я пылко отдаю». Критик К. К. Арсеньев подчеркивал, что в поэзии Надсона «чувствуется „тоска желаний“, многим знакомых, слышится крик душевной пытки, многими пережитой <…>. В одних он пробуждал полузабытые чувства, другие узнавали в нём самих себя, третьих он ставил лицом к лицу с вопросами, существование которых они до тех пор только смутно подозревали».

Первостепенной в творчестве Надсона является тема назначения поэта и поэзии. В стихотворениях «Не презирай толпы: пускай она порою…» (1881), «В толпе» (1881), «Певец»(1881), «Милый друг, я знаю, я глубоко знаю…» (1882), «Из дневника» (1882), «Грезы» (1883), «Певец, восстань!.. мы ждем тебя, восстань…» (1884), «Я рос тебе чужим, отверженный народ…»(1885) и ряде других выражена идея гражданского долга поэта перед отечеством и народом. Нередки в произведениях Надсона мотивы борьбы и протеста против существующего строя: «Ни звука в угрюмой тиши каземата…» (1882), «По смутным признакам, доступным для немногих…»(1885), «Не хотел он идти, затерявшись в толпе…» (1885), «На могиле А. И. Герцена» (1886) и др. Но одно из ключевых слов в поэтическом лексиконе Надсона, «борьба», находится в одном ряду с «сомнением», «тоской», «мглой», оно неизменно и красноречиво сопровождается определениями: «тяжкая», «напрасная», «трудная», «роковая», «жестокая», «неравная», «безумная», «непосильная», «долгая», «суровая». Борьба для Надсона тесно связана со страданием. «Мой стих я посвятил страданью и борьбе», — писал поэт («С тех пор как я прозрел, разбуженный грозою…»). Отсюда — мятежное, святое, чистое, прекрасное страданье; это и «страдальческий образ отчизны далекой», и мотив сострадания к ближнему.

Появившийся в печати в 1885 году сборник стихотворений принёс Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 года её успели переиздать 29 раз. После смерти Надсона его творчество получило ещё большую известность. О Надсоне появляется обильная критическая литература (Н. К. Михайловский, А. М. Скабичевский, Л. Е. Оболенский, М. А. Протопопов и др.), публикуются различные мемуарные свидетельства. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов). А с публикацией посмертных произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодежь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почетное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Под влиянием Н. начинался творческий путь Д. С. Мережковского и В. Я. Брюсова, но впоследствии именно поэты-символисты в наибольшей степени способствовали дискредитации Надсона как лирика.

В начале 20 века отношение к творчеству Надсона стало неоднозначным. В Надсоне видели типичного «нытика». Критики всё более обращали внимание на мотивы «разочарования», на пессимистические настроения его поэзии. «Невыработанный и пестрый язык, шаблонные эпитеты, скудный выбор образов, вялость и растянутость речи — вот характерные черты надсоновской поэзии, делающие ее безнадежно отжившей»,- заявлял в 1908 г. Брюсов.Игорь Северянин в своей «Поэзе вне абонемента» писал:

Я сам себе боюсь признаться,

Что я живу в такой стране,

Где четверть века центрит Надсон,

А я и Мирра — в стороне.

У Маяковского можно найти такие строки:

Чересчур страна моя поэтами нища.

Между нами — вот беда — позатесался Надсон

Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща!

Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц.А. Кюи, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Э.Ф. Направник.

анализ стих-ния «Заря лениво догорает...»

Пейзажная лирика с элементом любовной лирики

1.Тема: описание летней ночи

Идея: восхищение красотой ночи («Какая ночь!»), любовь к родной природе, желанье счастья и любви.

«Природа – как вечно живой источник красоты, покоя и блаженства».

2.Размер стихотворения четырёхстопный ямб

Стихотворная форма: четверостишие или катрен.

Схема рифмования: АВАВ (перекрёстная рифма).

Чередование ЖМЖМ (женской рифмы и мужской рифмы) создают неповторимую напевность, музыкальность стихотворения.

3. Средства выразительности:

Художественно – выразительные средства Лексические средства выразительности

1.Простые

Сравнение:

деревья, как великаны

Эпитеты:

в ночи голубой; в глубокой мгле;

изумрудные поляны; с отрадой жадной, в капризных странных очертаньях, в роскошных сочетаньях;

2.Сложные

Олицетворения:

заря лениво

село засыпает; песня, замирая, звучит; ручеёк, играя, бежит; деревья стоят; поляны спят; несутся тучки; свет с тьмой лежит; закипает желанье; грудь вдыхает;

Метафоры:

в уснувшем воздухе; деревья сонные; 1.Антонимы:

свет с тьмой

2.Историзм:

с отрадой (с радостью,

удовольствием)

Фонетические средства выразительности

Звукопись (аллитерация)

частое повторение звуков [c]-[з]

Начало строк – в основном предлоги и союзы

В стихотворении нет НИ одной точки! (только; …)

4.Композиция Стихотворение делится на 2 части. В первой части (1, 2,3, 4 катрены) разворачивается тема красоты природы - летней ночи. Мир природы у С. Я.Надсона живет полной жизнью. Во второй части (5 катрен) читатель вместе с лирическим героем переживает гармонию нахлынувших чувств, явленная человеку в природе, яркие сердечные интонации.

5.Способ выражения авторского сознания: - лирический герой: созерцание природы, чувство восхищения ею становятся импульсом к переживанию, эмоциональному отклику, желанье счастья и любви

- предметный мир представлен в описании летней ночи

- ролевая лирика: авторское «я» скрытое

6.Ритм стихотворения

В этом стихотворении чередуются двустишия, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (9—8, 9—8 и т. д.), одинаковое число ударений — по 3 в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах в каждой строке (2—4—8 слоги), на всех четных строках ударение падает на последний слог, на всех нечетных — на предпоследний, концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц.

Анализ лирического стихотворения

Надсон Семён Яковлевич «Заря лениво догорает...»

Заря лениво догорает

На небе алой полосой;

Село беззвучно засыпает

В сияньи ночи голубой;

И только песня, замирая,

В уснувшем воздухе звучит,

Да ручеек, струей играя,

С журчаньем по лесу бежит...

Какая ночь! Как великаны,

Деревья сонные стоят,

И изумрудные поляны

В глубокой мгле безмолвно спят...

В капризных, странных очертаньях

Несутся тучки в небесах;

Свет с тьмой в роскошных сочетаньях

Лежит на листве и стволах...

С отрадой жадной грудь вдыхает

В себя прохладные струи,

И снова в сердце закипает

Желанье счастья и любви... (1879)

Билет.

Идейно-тематическое и художественное своеобразие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Образ Базарова и приемы его создания.

Опубликовано “Русском вестнике” в 1862 году. В произведении широко обрисовано кризисное состояние общества, охваченного горячкой преобразований.

Автор показывает столкновение “отцов” и “детей”, затрагивая тем самым животрепещущую для 60-х годов проблему. Дворянство и разночинцы! Споры Павла Петровича Кирсанова, представителя лагеря дворянства, и Евгения Базарова, революционера-демократа, затрагивают актуальные вопросы того времени.

Проблема идейного противостояния между этими двумя лагерями заявлена уже в самом названии романа. Уже с первых страниц мы видим, сколь различны герои, показанные в нем, и сколь различны их взгляды.

Молодое поколение предлагало все старое разрушить как отжившее, в том числе исторические и культурные ценности, традиции. По их мнению, естественные науки не только суть биологической жизни, но и интересы народа, которые необходимо рассматривать с точки зрения “полезности” Суть одного из споров Павла Петровича с Базаровым заключалась в отстаивании каждым из них своих позиций.

Павел Петрович считал народ патриархальным, Базаров с ним соглашался. Однако молодой человек полагал, что эти патриархальные предрассудки народа нужно исправлять.

Конфликт “отцов” и “детей” разворачивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему. В том, как умирает Базаров, сказываются общечеловеческие убеждения писателя. Герой умирает мужественно, с достоинством.

В эпилоге Тургенев рассуждает о вечной природе, о бесконечной жизни, которую не в силах остановить ни политические, ни иные идеи. Связь между настоящим и будущим возможна лишь на основе любви. Все люди уйдут, страсти улягутся, а природа ВЕЧНА. + идея романа – жизнь – это подготовка, смерть – экзамен, куда затем попадет чел-к, в рай или ад?

Базаров: Самостоятелен, учится в универе, не берет денег у родителей. Базаров легко сходится с простыми людьми. Хотя он с презрением относится к народу за его темноту и невежество., все представители народной массы в доме Кирсанова считают его «своим» человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нём нет барской изнеженности. Евгений – учёный-естествоиспытатель. Он увлекается медициной и естественными науками, проводит опыты с лягушками, собирает различных жуков и насекомых.

Базаров – необычная, исключительная личность. Он умён и одарён. Кроме того, он человек дела, а не слова. Базаров ненавидит аристократов. Он обвиняет «аристократишек» в пустословии и сравнивает их с дрянью. Он выступает против дворянских условий. Базаров – типичный нигилист, решительно и беспощадно отрицающий общественное устройство, пустословие, а также искусство, литературу и любовь. Базаров не признаёт духовного начала ни в природе, ни в человеке. Это человек с особым мировоззрением, отрицающий общепринятые нормы, правила, принципы, авторитеты и опыт отцов. Он отрицает самодержавие, крепостное право, либеральную болтовню, отрицательные стороны самосознания народа. Он говорит о том, что его поколение всё разрушит и место расчистит. Он отрицает любовь, отрицает дружбу. Он признаёт только то, что можно потрогать, реально ощутить, что приносит видимую практическую пользу. Но у Евгения есть и отрицательные качества: грубость, резкость, иронизм, неверное отношение к искусству. Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает.

Что касается других нигилистов (Кукшина), то Базаров отличается от них. Действия Базарова направлены на помощь живым людям, А Кукшина – изобретение, кот.куклам головы прикручивает, в отриц.свете представлена.

Этапы эволюции Базарова: 1)крайний нигилизм (до спора: Базаров выглядит убедительней, сдерживает эмоции, 2)встреча с город.нигилистами (Б.презирает кукшину, а для нее он кумирю для кукшиной нигилизм просто модная тенденция. Б.не может признать в ней и Ситникове своих последователей. У них форма стала важнее содержания, это опасно. 3)встреча с Одинцовой. Сначала воспринмает ее как физ.объект (умная баба), перед смертью гов.как романтик. + этап – отн-я Б.с родителями (они вытеснены из его интересов, перелом.момент – встреча со слугой его родителей, сказал, что они скучают). Отн-я с родителями – противоречие (он любит их, но он нигилист, это невозможно).

Сам Тургенев относится к плеяде «отцов» и, хотя он симпатизирует Базарову, выступает за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытав Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Драма А.П. Чехова «Три сестры»: специфика конфликта, система образов, художественные средства.

NEW: Одна из самых известных пьес Чехова - «Три сестры». Он пишет ее в августе-декабре 1900 года, живя в Ялте. И пишет специально для Художественного театра, где 31 января 1901 года и прошла премьера этой драмы.

. В пьесе Чехов поднимает важные человеческие проблемы, главной из которых была проблема ориентирования человека в жизни. Эта тема отчетливо прослеживается на протяжении всего произведения, повторяется в размышлениях, спорах, поступках героев.

Источником конфликта в пьесе является мотив одиночества современного человека в своей семье, среди людей, которых он любит и которые любят его. Но это не физическое одиночество, когда никого нет рядом в прямом смысле. Это отсутствие родственной души, которая понимала бы все душевные настроения, которой были бы близки надежды и мечты.

В пьесе Чехова все герои - сестры Прозоровы, их брат Андрей, друзья их дома – разобщены и одиноки, несмотря на то, что они любят друг друга. Эти герои беспомощны: они не могут понять ни себя, ни окружающих.

Безусловно, в пьесе важное место занимают проблемы семьи и любви, именно вокруг них действуют все герои. Но все же главным для всех остается вопрос: «Как жить?» В первом действии звучат радостные слова Ирины: «Когда я сегодня проснулась, встала и умылась, то мне вдруг стало казаться, что для меня все ясно на этом свете, и я знаю, как надо жить». Но наивность этих слов выясняется уже в следующем действии: «…Но оказалось все вздор, вздор!».

Растерянность, разочарование, осознание обманутости объединяет всех главных героев пьесы. Их разрозненные возгласы сливаются воедино: «как идет время», «что если бы начать жизнь снова», «как обманывает жизнь!», «жизнь промелькнула, как молния». Стремление сестер «В Москву! В Москву!» и его неосуществимость становятся в пьесе символом обманутых надежд.

Главные герои «Трех сестер» несчастливы, но смысл пьесы не сводится к изображению несчастливой жизни несчастных людей. Кстати, именно в этом обвиняла Чехова современная ему критика. Автор позволяет увидеть, глубоко проникнуть в причины несчастий своих героев. Своеобразие конфликта этой пьесе заключается в том, что, сталкивая разных героев или группы героев, автор настаивает, что все они связаны, хотя и скрытно.

Но к концу пьесы становится ясно, что все споры, мечты, надежды – это необходимая часть жизни этих людей. Вопреки всему им «хочется жить чертовски», «надо жить», «и хочется жить!». И пока остается у героев это желание жить, столь же естественно для них и стремление верить, пытаться заглянуть в будущее.

Именно в этом и заключается своеобразие конфликта пьесы. Все сложные, общечеловеческие, казалось бы, неразрешимые конфликты между героями в конце пьесы сводятся к простому желанию - «Жить!». Это позитивное отношение к будущему особенно ценно в пьесе.

Стиль «Трёх сестёр», как и других пьес Чехова, определяется характером его диалогов, демонстрирующих разорванность связей между людьми и часто напоминающих «разговор глухих»[32]. Примеры таких диалогов можно было найти в драмах Г. Ибсена, Г. Гауптмана и М. Метерлинка, — у Чехова встречаются персонажи действительно глухие, таков в «Трёх сёстрах» сторож Ферапонт, и это, как считал Н. Берковский, «упрощённая физическая модель разговоров и с теми, у кого глухота иная»[32]. Что для героев Чехова последняя фраза партнёра — только предлог для продолжения собственного монолога, отмечал и Б. Алперс, но считал, что именно такой, монологический принцип построения пьесы позволял отвести каждому её персонажу отдельное, самостоятельное место и в каждом случае создать объёмный характер с детально разработанной жизненной и духовной биографией[33].

Драма А.П.Чехова «Три сестры» сегодня стоит в ряду самых популярных театральных произведений. Это единственная пьеса, жанр которой бесспорен для автора и зрителей. С годами это произведение не только не утратило своего идейного значения, но и расширило смысловые границы.

Многие герои, детали пьесы стали символическими. А.П. Чехов заставлял каждого зрителя задумываться над значением любой фразы, жеста, вскользь брошенного слова. «В жизни нет случайностей. Ничто на земле не проходит бесследно», - словно говорит нам автор.

Перед нами бытийная драма. Человек здесь движется к неведомой цели, постепенно свыкаясь с жизнью. В пьесе символично многое. Глубокое значение здесь имеет время и пространство. Именно время – новый, главный герой произведений А.П.Чехова. Удручает факт, что именно время творит судьбу всех героев, но никто из них не является хозяином своей судьбы. Сестры Прозоровы, Тузенбах, Чебутыкин – это лишь пассивные наблюдатели, но не активные участники жизни.

Драматическое время психологизировано. При этом настоящее не имеет значения для героев. Здесь А.П. Чехов иронизирует по поводу сознания массового человека. При этом немаловажное значение играет художественное пространство пьесы. Действие происходит в определенном месте – доме сестер Прозоровых. Он сопоставляется с другим иллюзорным местом – Москвой. Именно в столицу так стремятся уехать сестры. С этим городом связаны самые заветные мечты героинь.

Помимо этого места действия, в пьесе называется железная дорога, станция, Петербург, лес, остров Цицикар. Пространство произведения разомкнуто, открыто. Автор видел иронию узкого пространства, к которому привязан человек.

Многие исследователи отмечают в пьесе наличие двух смысловых мест – социального и семейного. Дом сестер – настоящий семейный очаг, наполненный радушием и теплом. Эти черты отмечает офицер Вершинин, впервые оказавшийся в доме Прозоровых. Сюжет пьесы строится на перемещении героев в пределах двух мест. Дом олицетворяет жизнь, тепло, родственные связи, женское начало, внешнюю и внутреннюю свободу человека. Место социальное связано с деятельностью мужчин, это своеобразная проза жизни.

У каждого человека есть определенное жизненное пространство, в котором он реализует свой потенциал. Для раскрытия всех возможностей человеку мало узкого клочка земли. За ним разворачивается настоящая, полнокровная жизнь. Но часто бывает так, что сам человек боится жизни, ограничивает рамки своей судьбы. Символ подобного существования – Чебутыкин. Это самый одинокий персонаж произведения. Он – друг семьи Прозоровых. Обычно Чебутыкин не участвует в разговорах, а безмолвно присутствует при беседе, уткнувшись в газету. Это ирония автора по отношению к скупой причастности человека к внешнему миру. В доме и завершается жизненный путь этого героя. Он уже давно утратил всякую связь с действительностью. Итог его существования – сознание собственной никчемности.

Другой персонаж – директор гимназии Кулыгин - напротив, везде свой. Он всегда готов идти на компромисс с людьми и обстоятельствами. Но у него нет дома. Тщетно он зовет жену Машу идти домой. Таким образом, символ дома пронизывает все содержание этой пьесы.

Первые шаги в огромный мир делают повзрослевшие дети генерала Прозорова: Ольга, Маша, Андрей и Ирина. Психологически эти герои не готовы принять реалии внешнего мира. Все они обманываются в ожиданиях. Андрей мечтает быть профессором МГУ, а служит в земской палате. Ольга преуспевает на педагогическом поприще, но у нее нет семейного счастья. Маша уже разочаровалась в семейной жизни. Скуку и усталость чувствует от службы Ирина. Все члены этой семьи чувствуют бессмысленность своего существования, зависимость от какой-то неведомой силы. Даже дом они воспринимают как тюрьму. Жизнь томит их.

Карточный проигрыш Андрея сестры считают праздником. Теперь можно будет продать дом и уехать в Москву. Так, постепенно, родной дом отчуждается от героев. Все они ощущают не только внешнее, но и внутреннее, душевное, сиротство. Немаловажную роль в этой связи играет символ забвения – старые часы, которые разбивает Чебутыкин.

Эти настроения вызывают в героях похожие чувства: отчаяние Ирины, тихий протест у Андрея, жалость Маши. Но душу греет надежда. Она неизменно связана с будущим, с далекой Москвой. Маша говорит, что человеку непременно надо во что-то верить. Она ищет истинной жизни, опоры в общих идеях. Но в то же время эта героиня понимает, что каждый человек сам выбирает свой путь. Людям не дано изначально знать, где их место в жизни.

Человек обычно идеализирует пространство и время. Ему кажется, что здесь и сейчас – только необходимость, а там – свобода, в Москве – жизнь, а здесь прозябание. Даже рассыльному Ферапонту столичная жизнь представляется чередой сплошных происшествий. Герои подчас приходят к выводам о том, что даже решительные поступки почти ничего не меняют в жизни. Наташа, Анфиса, Федотик, Родэ олицетворяют простой порядок вещей, прагматизм, внятную логику.

Сестры много рассуждают, вспоминают прошлое, занимаются самоанализом. Их удивляет наглое поведение Наташи, но сестры не вступают с ней в конфликт. Противодействие у них вызывает заведенный порядок вещей. Но автор проводит мысль о том, что человек должен быть доволен своей судьбой, как бы она ни сложилась. Человек должен работать на будущее. Поэтому в жизни нельзя без маленькой надежды. Ее символизируют птицы, их полет, который наблюдают сестры. Птицы также означают ход, неумолимое течение времени. Подобно Нине Заречной из пьесы «Чайка, Ирина сравнивается с белой птицей, потому что она обрела истинный смысл жизни в неустанном труде.

Глубокие символы скрываются за деталями интерьера и сада дома Прозоровых. Дерево традиционно обозначает связь времен, нечто постоянное. Деревья в саду трех сестер ждут, когда их хозяева исполнят свое предназначение. При этом Наташа настойчиво пытается срубить эти деревья. Этим поступком она может навсегда нарушить связь поколений. Вместо могучих деревьев она хочет посадить однолетние цветочки.

Смысловая нагрузка заключена и в напитках, которые предпочитают герои. В начале пьесы Чебутыкин дарит сестрам самовар – символ дома, очага, мира, уюта. Чай означает надежду героев на лучшее будущее, оно связано с глаголом «чаять» - стремиться, очень сильно желать. Вино, напротив, означает смирение, отказ от действий, борьбы. В финальном монологе темы, идеи, символы произведения объединяются. Герои пытаются решить для себя наболевшие вопросы: почему в жизни так много сомнений и страданий, зачем такая жизнь?

Но проблемы героев не развеиваются. Их иллюзии оборачиваются крахом. Сестры не уезжают в Москву. В конце пьесы мировоззрение этих героинь все же меняется. Они решают трудиться, ежедневно работать на будущее. В этом их нравственная победа над своими слабостями. С плодотворной деятельностью трех сестер связаны все надежды автора.

Билет.

Цикл И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе»: тематика, жанровая специфика, особенности композиции. Анализ произведения «Как хороши, как свежи были розы…».

Писались на закате жизненного пути. Изначально цикл назывался «Старческое». Стихи были напечатаны для себя и для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам. 2 раздела: 1)Старческие (журнал Вестник Европы, 1852, 2 раздел – при жизни печатались. Черты: лиризм, в большинстве случаев прямая автобиографичность, рассказ от первого лица, дневниковость, носят исповедальный характер. Осн.материал: мысли, филос.рассуждения и воспоминания. Это цикл, тк ставится и разрушается проблема, кот.выходит за рамки каждого отдельно взятого цикла. Стихотворения построены по рпинципу живой беседы. В последние годы жизни писателя волновали коренные вопросы бытия, “вечные” вопросы жизни, которые он ставит и пытается осмыслить в своих стихотворениях в прозе. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества И.С. Тургенева, вновь осмысленные и перечувствованные писателем на склоне лет. В них много грусти, но грусти светлой. “Стихотворения в прозе” - цикл - противопоставление, противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой. И.С. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, и всё противоречивое в конце концов автор стремится слить воедино (“Двойник”). Действительно, можно отметить, что многие стихотворения в прозе, которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке “состояние душевной высоты и просветлённости”. Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность. Стихи делятся на абзацы.

Композиционная близость к стихотворению подчеркнута бывает и тогда, когда одно и то же выражение дано в начале пьесы и в конце, как бы замыкает ее с двух сторон: так у Тургенева построено «Лазурное царство», «Восточная легенда», «Стой!».

В области ритмической стихотворение в прозе приближается к стихотворной речи: здесь мы встречаем все стихотворные стопы, лишь связь между ними более произвольна, чем это допустимо у стихотворца. 83 стихотворения различны и по тематике, и по настрою.

Социальная тема (борьба за соц справедливость, народная благодарность. («Порог»,»Чернорабочий белоручка»); Тема взаимоотношений в литературных кругах («Два четверостишия»); Тема русской деревни (обожествление русской деревни)«Деревня»; Тема взаимоотношений мужчины и женщины («Роза»); Тема самопожертвования «Воробей», Тема мироздания«Разговор», Тема юности и старости«Как хороши как свежи были розы», «Посещение», Тема смерти«Старуха», «Собака», «Соперник», Нравственная тема,«Нищий»,«Дурак»,«Конец света», Тема Восхищения русским языком – “Русский язык”.

Русско-турец.война – поэт симпатизирует восставшим болгарам, осуждает кровавую бойню, втянувшую тысячи людей. (стих-е памяти А.Вревской).

Особую роль играет стихотворение «Как хороши, как свежи были розы» (1879) Стихотворение построено на контрасте прошлого и настоящего.Сомкнутое пространство и разомкнутое пространство.

В основе композиции – приём контраста. Какую смысловую роль он выполняет: 1): цвет меркнет, гаснет, остаётся только чёрный – полная, абсолютная темнота; 2): мороз извне сковывает всё и внутри (жилища и человека), тепло свечи слабеет – она догорает: жизнь оставляет человека; 3): о настоящем – коротко, о прошедшем – подробно: позади вся жизнь, яркая, большая, впереди – совсем короткий срок и... смерть. Человек в своей жизни проходит этапы (юность, зрелость, старость). Лир.герой статичен, в его жизни ничего не меняется. Осн.мысль – жизнь кончена, все сводится к воспоминаниям.

“Стихотворения в прозе” венчают философско-поэтические искания Тургенева. Здесь – выношенные мастером выводы, квинтэссенция всех его, и стихотворных, и прозаических, образов.

Лирика Ф.И. Тютчева: тематика, философия, художественное своеобразие. Анализ одного стихотворения (по выбору).

Тютчев – наследник филос.ром-ма (Германия повлияла). Творил, когда ром-м уходил на второй план. Вокруг одни писатели – реалисты.

Тематические блоки творчества тютчева:

- природа (взаимосвязь человека и природы). В пантеист.духе. природа – хранилище божества, творчества, энергии. Природа может разговаривать. Фольклор.+филос.мотивы. «Весенние воды»(тема весны – тема обновления жизни. Весна – персонифицирующий образ, показана в движении. У нее своя свита – весенние воды, последователи – веселые майские дни. Наступление весны – некая кульминация. Вся картина дана в движении, мир, стремящийся к обновлению), «Не то что мните вы природа»(стих читается трудно, ставится вопрос – что есть природа? 2 части:1)ответ на вопрос что есть природа, 2)о взаимосвязи природы и человека, не каждый может понять ее. Гофман.классификация на филистеров и музыкантов.

- человеческая душа (как некая часть мироздания и само мироздание. «Человек как мир») «Silentium»(мотив невыразимого, призыв к молчанию. Метафора – мир окружающий уступает миру, находящемуся в нас. Тождество человека и природы. Вселенная, окружающая нас, может негативно воздействовать на вселенную внутри нас. Мысль изреченная – ложь.), «Душа моя Элизиум теней»(оппозиция: прошлое и будущее. Мысли человека обращены в прошлое. Некие образы, нахдящиеся в памяти человека.он живет этими воспоминаниями, отгородившись от мира реального. Рушатся все связи с внеш.миром, мироздание внутри) «О вещая душа моя»(идея двоемирия.человек, живущий днем, не связан с космосом. День отрывает эти связующие нити, делает человека неполноценным. День – хаос, ночь – прорыв в космич.стены. природа – безличное божество, христианство предполагает бога).

- мироздание (что нас окружает?) «Как океан объемлет шар земной»(мир – бездна. Кто человек в это бездне? Ночь – это время, когда истинное знание приходит к человеку. День – обман, хаос. Мы видим мир замкнутым.) «День и ночь»(ночь страшна для простого человека, для романтиков – ночь стихия.)

- любовь- образ денисьевой (любовь воспринимается двояко: некое истинное чувство, способное преобразовать человека. Но любовь – это еще и боль. Боль дает человеку жизнь. Дух.смерть – самое страшное, что мб. «В разлуке есть высокое значение» - любовь – сон, пробуждение от нее – смерть. Во сне мы живем полной жизнью. «О как убийственно мы люим» - иногда сам любящий человек губит свою любовь. 1 план – зыбкость любов.чувства. ее невозможно сохранить. Нельзя растянуть любовь во времени, она может принести страдания. Оппозиция любви и смерти. «Близнецы» - в душе человека заложено саморазрушит.начало. любовь – космос, смерть – хаос – близнецы. Появление одного влечет появление другого.

- тема россии (вопросы сод характера) «Умом Россию не понять» «Эти бедные селенья»

Для тютчева характерна оппозиция КОСМОС- ХАОС

Тютчевское понимание жизни трагично, что отразилось на его стихах. Его лирика отлич. глубиной анализа душевных переживаний и природы.

Анализ: «о как убийственно мы любим…» Это стихотворение одно из самых известный произведений “Денисьевского цикла” – самого яркого в любовной лирике поэта. Стихотворение «О, как убийственно мы любим» является одним из самых ярких, чувственных и сильных произведений поэта. Поистине шедевр создал Фёдор Тютчев, испытывая чувства к Е. А. Денисьевой. Ощущение героем зыбкости, мимолетности.Любовь это вспышка чувств. Но нельзя продлить это состояние надолго.Любовь причиняет боль, страдания.Иногда человек сам убивает в себе любовь.Любовь- сближение космоса и хаоса.Любовь и смерть они сливаются воедино. Его искренняя любовь и забота пропитали стихотворение душевным теплом. Каждая строка полна переживаний и дум поэта.Вначале мы видим, как лирический герой вспоминает о встрече с возлюбленной. Её юность, красота, непосредственность зажгли в нём любовь и их отношения развиваются благополучно. Но герой не подумал об осуждении обществом их союза.Очень грустно видеть, как стремительно сгорает их по – юному прекрасная, высокая и искренняя любовь. И лирический герой понимает, что в крахе любви есть и его вина, но уже слишком поздно.В конце герой последний раз восклицает: «О, как убийственно мы любим!», но его возглас уже пропитан горем и безысходностью. У рассказанной истории хоть и туманный, но печальный конец.

Билет.

Москвитянский период. 1.1847-1851 («Банкрот» («свои люди – сочтемся», очерки в духе натуральной школы). «Свои люди – сочтемся» - история одного мошенничества. Самсон Большов – нечем оплатить долг. Становится банкротом. Дочь Олимпиада выходит за Подхалюзина. Одна хитрость, мошенничество порождают другую. Влияние Шекспира (Король ЛИР). Комедия завершает ученическую стадию, уже наст.писатель.

2. 1851-1855. «Москвитянский» период («Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»).

3. 1856-1860. Сотрудничество в редакции «Современника» («Гроза»), «Доходное место». Меняется способ и предмет изобр-я дейст-ти. Не идеализирует рус.народ.среду. пытается быть объективным, замечает в купцах склонность к самодурству. Патриарх.мир – не лучший выход.

4. 1860е. ист.проблематика(«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич Минин-Сухоруков»)

5. 1870-1880. Пьесы нового обрзца. Расширяется с-ма образов. Соц.охват значительно шире. «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Лес», «Волки и овцы». Сотрудничает с журналом москвитянин. Журнал был осноан на славянофильских традициях. Россия – гос-во, непохожее на запад. У нее свой путь (самодержавие, народность, православие). Он идеализирует допетр. Русь. Петр – антихрист. «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» - названия рус.поговорок. фольклор.хар-р. Преклонение перед нац.традициями. остр.обличает рус.людей, кот.не признают в россии идеал.гос-ва. С-ма образов полярна – герои-славянофилы, герои западного толка.

Патриархальная семья представлялась москвитянинцам моделью идеального общественного устройства, где отношения между людьми были бы гармоничны.

«Не в свои сани не свдись» - Максим Русаков – идеализ.купец. Бородкин – его приказчик, Русаков хочет чтобы его дочь вышла за бородкина. Но Авдотья любит заезжего Вихарева. Но он разорен, с Авдотьей ради денег. На стороне Авдотьи ее мать. В конце обман раскрывается и она выходит за Бородкина. Мысль: возвращение к истокам, в свою семью. Островский – жениха для дочери должны выбирать родители. 2 типа любви: любовь – страсть (Авд.и Вихарев), любовь – тихое, спокойное чувство (Авд.и Бородкин). Страсть губит человека. Истинное, дружеское чувство помогает человека сделать счастливее.

«Бедность не порок» - Образ богатого купца Африкана Коршунова. Человек, оторвавшийся от слав.традиций. все у него подчинено запад.образцам. дружит с купцом Гордеем, кот.хочет выдать свою дочь за Африкана. Любовь – славянофилка, не хочет быть с ним, любит Митьку бедного. Митька предлагает ей бежать, но она ценит традиции, не может. Она смиряется. Конец: появляется бездомный брат Гордея – Любим (носитель рус.духа), свадьба Мити и Любови. Власть «старших» над «младшими» тут имеет отчетливо денежный характер. В этой пьесе впервые у Островского очень тесно сплетается комедийное и драматическое начало, что в дальнейшем будет отличительной чертой его творчества. Для Островского самодур Гордей, сбитый с толку Коршуновым, отнюдь не подлинный носитель патриархальной морали, а человек, ей изменивший, но способный к ней возвратиться под влиянием пережитого в финале потрясения.

«Не так живи как хочется» - разложение морал.устоев в купеч.семьях. илья иванович – богатый купец, уходит в монастырь. Его сын втайне женится, увозит невесту (от ром-ма). Это вносит злое, противореч.начало в семью. Эта любовь разрушается. Петр теряет интерес к Даше, увлекается Грушей. Опять обман – Петр гов.груше, что не женат, он даже замышляет убить Дашу. Страсть достигает макс.уровня. конец: звучит колокол.звон, у Петра падает пелена с глаз, он возвращается к Даше. Даша хотела вернуться к родителям, но они ее не приняли, она с мужем – счастье. Худ.время – масленница (сакрал.время, сочетание христ.и языческого). Это строгое время накануне прощенного восресения.

Билет.

«Бедность не порок» - Образ богатого купца Африкана Коршунова. Человек, оторвавшийся от слав.традиций. все у него подчинено запад.образцам. дружит с купцом Гордеем, кот.хочет выдать свою дочь за Африкана. Любовь – славянофилка, не хочет быть с ним, любит Митьку бедного. Митька предлагает ей бежать, но она ценит традиции, не может. Она смиряется. Конец: появляется бездомный брат Гордея – Любим (носитель рус.духа), свадьба Мити и Любови. Власть «старших» над «младшими» тут имеет отчетливо денежный характер. В этой пьесе впервые у Островского очень тесно сплетается комедийное и драматическое начало, что в дальнейшем будет отличительной чертой его творчества. Для Островского самодур Гордей, сбитый с толку Коршуновым, отнюдь не подлинный носитель патриархальной морали, а человек, ей изменивший, но способный к ней возвратиться под влиянием пережитого в финале потрясения.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1142 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.038 с)...