Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Второй Азовский поход 1696 года



Всю зиму 1696 года русская армия готовилась ко второму походу. В январе на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Галеры, построенные в Преображенском, разбирали, везли в Воронеж, где снова собирали и спускали на воду на Дону. Свыше 25 тысяч крестьян и посадских было мобилизовано с ближайшей округи на строительство флота. Для постройки кораблей были приглашены мастера из Австрии. Были сооружены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов. Реорганизовано и командование войсками. Во главе флота поставлен Лефорт, сухопутные войска вверены бояринуШеину.

Был издан высочайший указ, по которому холопы, вступавшие в войско, получали свободу. Сухопутная армия увеличилась вдвое, достигнув 70 000 человек. В неё также вошли украинские и донские казаки и калмыцкая конница.

16 мая русские войска вновь осадили Азов.

20 мая казаки на галерах в устье Дона напали на караван турецких грузовых судов. В результате были уничтожены 2 галеры и 9 малых судов, а одно небольшое судно захвачено. 27 мая флот вышел в Азовское море и отрезал крепость от источников снабжения по морю. Подошедшая турецкая военная флотилия не решилась вступить в бой.

10 июня и 24 июня отбиты вылазки турецкого гарнизона, подкрепленные 60000 татар, стоявших лагерем к югу от Азова, за рекой Кагальник.

16 июля завершены подготовительные осадные работы. 17 июля 1500 донских и часть украинских казаков самовольно ворвались в крепость и засели в двух бастионах. 19 июля после длительных артиллерийских обстрелов гарнизон Азовасдался. 20 июля сдалась также крепость Лютих, находившаяся при устье самого северного рукава Дона.

Уже к 23 июля Пётр утвердил план новых укреплений в крепости, которая к этому времени была сильно повреждена в результате артиллерийских обстрелов. Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота. Для этой цели 27 июля 1696 год было выбрано более удачное место на Таганьеммусу, где через два года и был основан Таганрог[4].

Воевода Шеин за заслуги во втором Азовском походе стал первым русским генералиссимусом.

Значение Азовских походов

Азовская кампания на практике продемонстрировала важность артиллерии и флота для ведения войны. Она является заметным примером успешного взаимодействия флота и сухопутных сил при осаде приморской крепости, особенно ярко выделяющимся на фоне близких по времени провалов англичанпри штурме Квебека (1691) и Сен-Пьера (1693).

Подготовка походов ярко проявила организаторские и стратегические способности Петра. Впервые проявились такие важные его качества, как умение делать выводы из неудач и собирать силы для повторного удара.

Несмотря на успех, по завершении кампании стала очевидна незавершённость достигнутых результатов: без овладения Крымом или, по крайней мере,Керчью выход в Чёрное море был по-прежнему невозможен. Для удержания Азова необходимо было укреплять флот. Необходимо было продолжать строительство флота и обеспечить страну специалистами, способными построить современные морские суда. 20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…» Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения — 52 (позднее 77) судов; для её финансирования вводятся новые повинности.

22 ноября оглашается указ об отправке дворян на обучение за границу.

Война с Турцией ещё не закончена и потому с целью лучше узнать расстановку сил, найти союзников в войне против Турции и подтвердить уже существующий союз — Священную лигу, наконец, укрепить положение России, было организовано «Великое посольство».

Войну с Турцией завершил Константинопольский мирный договор (1700).

Укрепление южных границ. «Азовское сидение»

В 30—40-е годы правящие круги проводят энергичные меры по укреплению южных границ от нападений крымских и ногайских ханов. Крымское ханство, один из преемников Золотой Орды, захватило за это время в плен до 200 тыс. русских, ставших рабами крымских, турецких и прочих владельцев. В виде «поминок» (подарков) хану и его приближенным Москва истратила огромные средства — до одного миллиона рублей.Захватчики разоряли, сжигали города и селения, угоняли скот, увозили имущество. Страна периодически несла колоссальный урон. Чтобы снять эту угрозу, власти укрепляют Тульскую засечную черту, строят южнее старой новую — Белгородскую. Возводят до трех десятков городов: Ефремов, Козлов, Коротояк, Тамбов, Чугуев, Яблонов и др.Войско Донское, находившееся рядом с южными уездами, активизировало борьбу с крымцами, ногайцами и другими кочевниками, перешло к прямым действиям против владений Османской Турции. В устье воспетого казаками Тихого Дона Ивановича стояла сильная турецкая крепость Азов. Турки называли ее Садд-уль-ислам — Оплот ислама.В 1637 г. отряд атамана Михаила Татаринова из нескольких тысяч человек с четырьмя пушками захватил грозную твердыню, на башнях которой стояло до 200 пушек. Успех пришел к ним после взрыва из подкопа крепостной стены и смелого натиска.Пять лет продолжалось знаменитое «Азовское сидение», воспетое в песнях и легендах, повестях и сказаниях. Султан Ибрагим I прислал к Азову огромную армию и флот, всего до 200 тыс. человек, сто стенобитных орудий. С турками прибыли специалисты по осадному делу из Западной Европы. В Азове же сидело менее 5 тыс. казаков. Возглавлял их атаман Осип Петров.Летом 1641 г. началась осада. Обстрелы перемежались яростными штурмами янычар. Казаки, укрываясь в шанцах, отбивали атаку за атакой, всего 24 приступа. Делали подкопы под земляные валы, которые турки Гусейна-паши насыпали около крепостных стен, и взрывали их.Турки потеряли здесь до 30 тыс. человек. Погибло до половины казаков, но они стойко держались. Наступала зима, янычарам грозил голод, они сами были готовы к бунту. Гусейн-паша прекратил осаду. Казаки послали в Москву своих представителей, просили включить Азов в число русских владений и прислать войско.

Царь Михаил созвал Боярскую думу, потом Земский собор. Вопрос об Азове — это вопрос об отношениях с Турцией: взять его под «государеву руку» означало войну с могущественным противником. Нужны ратники, запасы, деньги, и все это — в очень большом количестве. Недавний афронт под Смоленском был свеж в памяти. Правительство поняло, что в этой обстановке удержать Азов будет невозможно, и приказало казакам оставить его, что они и сделали. Московские власти уладили конфликт с Турцией.

2 вопрос. Во второй половине XVIII века жестокая эксплуатация помещиками крепостных крестьян была доведена до крайних пределов. Усилилась классовая борьба между крестьянами и помещиками, вспыхнула грозная крестьянская война.

Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых лицемерно приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен Иван Иванович Бецкой (1704-1795), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.

И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных, учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.

Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан.

Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру - воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев - «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он также надеялся, что эти новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь - будущим поколениям, и так постепенно изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшится общество. Он предлагал провести общественные преобразования, но с обязательным сохранением в неприкосновенности крепостнического строя.

Бецкой считал главными средствами нравственного воспитания внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательных учреждениях поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными к бедности и несчастью.

Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми». Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков», предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, категорически настаивал на запрещении физических наказаний. В «Генеральном плане Московского дома» говорилось по этому поводу: «Единажды навсегда ввести закон и строго утверждать - никогда и ни за что не бить детей».

Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения - Института благородных девиц (Смольный институт). Однако во взглядах Бецкого отчетливо выступает печать классовой, дворянской ограниченности: в его требовании «вкоренить» в сердца детей «страх божий», в иллюзорной вере, что посредством воспитания можно улучшить крепостнический строй, в стремлении изолировать детей от окружающей действительности и организовать сословную систему воспитания, в которой каждому сословию доступны только определенные школы, а крепостные люди лишены возможности учиться.

Школьная реформа 1782—1786 гг. положила начало созданию системы школьного образования, многие черты которой сохранились и сегодня. Истинным творцом русской общеобразовательной школы был приглашенный в Россию сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево, а образцом послужила самая передовая тогда прусская система. В губернских городах учреждались четырехклассные главные народные училища, в уездах — двухклассные малые народные училища. Обучение в каждом классе давало самостоятельную систему знаний, и образование можно было прервать на любом уровне: полученное свидетельство давало право занять соответствующую должность. Новыми стало и введение урочной системы, и обучающая роль преподавателя в отличие от прежней контролирующей. Телесные наказания были отменены.В школы допускались все сословия русского общества, кроме крелостных крестьян. Средства на содержание школ оказывались незначительными и переложенными на местный бюджет, да и число школ оставалось небольшим. Параллельно с созданными народными училищами функционировали солдатские школы, основанные Петром. Великим. Следствием школьной реформы Екатерины II стало распространение образования в недворянских слоях населения.

Исходя из просветительской идеи «воспитания новой породы людей», Екатерина II совместно с президентом Академии художеств И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. Эта попытка преследовала цель ввести в России гуманистический тип воспитания, основанный на уважении к личности и вере в разумного педагога. В отличие от просветителей, ожидавших от «новой породы людей» противостояния власти, Екатерина стремилась к воспитанию людей законопослушных и лояльных.

Своей целью И.И. Бецкой ставил воспитание людей разных сословий на основе прогрессивной системы педагогики с ее гуманным отношением к воспитанникам, развитием их природных дарований и склонностей, запретом на телесные наказания. Реформа образования, включившая создание народных училищ наряду с закрытыми шляхет­скими корпусами и благородными пансионами, окончательно оформила сословную структуру образования в России.

Воспитание граждан должно было стать государственным, а не семейным делом. По плану И.И. Бецкого в Петербурге и Москве были открыты первое в России женское образовательное учреждение — Смольный институт благородных девиц (1764 г.), Коммерческое училище, Воспитательные дома в Москве и Петербурге и преобразованы Кадетские корпуса. При Московском университете открылся Благородный пансион для дворян (1779), а вслед за ним и в других губернских городах.Наиболее полно влияние просветительской философии в екатерининскую эпоху проявилось в области науки, просвещения, литературы и искусства. Больших успехов достигла историческая наука, основные достижения которой связаны с деятельностью М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева. Важным фактом русской историографии XVIII в. стали сочинения М.М. Щербатова и И.Н. Болтина, в которых авторы пытались сформулировать общую концепцию русской истории.

Литература России XVIII в. развивалась в основном под знаком классицизма — литературного течения, распространившегося в Западной Европе с XVII в. В основе классицизма лежали вера в возможность упорядочения мира и стремление построить искусство на основах Разума. От искусства требовалось соблюдение строгой логики. Все виды искусства делились на жанры, для каждого жанра литературы (эпопея, ода, трагедия, идиллия и др.) предписывались определенные нормы.Классицизм не требовал от писателя оригинальности. Литературное произведение ориентировалось на вечные и единые для всех классические образцы главным образом античной литературы. К литераторам первого поколения (первая половина XVIII в.) можно отнести А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова, основавших русскую классическую традицию в литературе. Два истока — церковная литература и государственный прагматизм Петра I — обусловили ее назидательность. Второе поколение литераторов-просветителей — Г.Р. Державин, Я.Б. Княжнин, В.В. Капнист, И.А. Крылов, Н.М. Новиков, М.М. Херасков, Д .. Фонвизин — уже осознанно противопоставляли себя власти, превращая литературу в общественную силу.

В конце XVIII в. начинает выделяться третье поколение русских литераторов— И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин. В силу продолжительности литературной карьеры и разнообразия в творчестве сюда можно отнести также Г.Р. Державина и И.А. Крылова. Выделяющаяся авторской оригинальностью поэтическая палитра Державина соединяет «высокий» и «низкий» стиль— элементы живой разговорной речи. Державин воспевает гражданственность и патриотизм, а высшей ценностью считает человека.Учреждение в 1783 г. при Академии наук особой Российской академии для изучения языка и литературы стало возможным благодаря Е.Р. Дашковой, которая сама разработала план ее создания. Имея обширные познания, научные связи с европейскими просветителями, Дашкова получила должность первого президента новой Российской академии. В отличие от петровской эта Академия была образована как специальный научный центр и сыграла значительную роль в выработке нового литературного языка, становлении русской словесности. Перед Академией ставилась и конкретная задача составления толкового словаря русского языка и грамматики. Изданный в начале XIX в. «Словарь Российской академии» был первым словарем русского языка. В числе членов Академии были Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.А. Вяземский, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, А.С. Пушкин.Проявляя известный интерес К западноевропейской общественной мысли, Екатерина в то же время ревниво относилась к самостоятельности своих подданных, вступая в конфликты с теми, кто выходил за границы дозволенного, как, например, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Я.Б. Княжнин.

Н.И. Новиков был не только писателем, но и выдающимся общественным деятелем эпохи российского Просвещения. После Петра I в обществе установилось представление, что любая инициатива должна исходить от правительства. Н.И. Новиков, напротив, доказал, что направлять просвещение в России должны добровольные усилия общественности.

В 1769 г. Екатерина II начала издавать сатирический журнал «Всякая всячина», где обличались; лишь обычные людские пороки, а недовольство в обществе Таким образом направлялось, в безопасное для правительства русло. Н.И. Новиков, став соперником самой императрицы, создал жанр русской сатирической журналистики в своих журналах «Трутень», «Живописец» и «Пустомеля» (1769—1773). Он пошел значительно дальше Екатерины — к критике общественных пороков, язв крепостнической системы. Н.И. Новиков в знаменитом эпиграфе сатирического журнала «Трутень» взывал к совести дворян: «Они работают, а вы их труд ядите».

Независимость, резкость суждений Н.И. Новикова скоро сделали невозможной его издательскую деятельность в столице. С 1779 г. он переехал в Москву, где занялся исключительно просветительством. За десять лет им было издано около 1000 наименований различных книг, организована книготорговля в ряде провинциальных городов, бесплатные библиотека и аптека в Москве. В голодные годы Новиков организовал в широких масштабах помощь крестьянам зерном. Рост его авторитета напугал правительство, и он без суда был заключен в 1792 г. в Шлиссельбургскую крепость, откуда вышел больным и беспомощным стариком.

А.Н. Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» (1790), сравнил крепостное право с античным чудовищем из «Тилемахиды» В.К. Тредиаковского: «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», видя в нем зло беспредельное, позорное, огромное, многоликое, вопиющее. Современники Радищева назвали его «зрителем без очков» — и действительно, он взглянул на родную действительность без «розовых очков» и тем, по его собственному выражению, проложил себе дорогу в Сибирь. Уникальность Радищева сострит в том, что он первым среди российских просветителей не только не участвовал в просветительской политике власти, но и выступил против ее результатов. Его произведение было запрещено к публикации в России вплоть до 1905 г. Титул «бунтовщик хуже Пугачева» он заслужил от Екатерины тем, что его просветительство резко разошлось с государственным.

В 1790-е гг. разворачивается литературная деятельность Н.М. Ка­рамзина, зачинателя русского сентиментализма. С его повести «Бедная Лиза» фактически началась самостоятельная новая русская проза, которая предложила читателю не мораль, а живое чувство. Писатель выступил за просвещение не путем назидания, а средствами искусства, возвышающего душу и ум. Он впервые не требовал от читателя непременного следования идеалу, а от литературы — нравоучения и создания образца. Развивая идеи мирного гуманизма, Карамзин показал Себя реформатором литературного языка и призывал «писать как говорят», став в этом отношении прямым предшественником Пушкина. Он был первым в России профессиональным журналистом. Его «Московский журнал» стал классическим типом литературного журнала, а позже «Вестник. Европы»— первым в России политическим журналом.В архитектуре Европы второй половины XVIII в. на смену блистательному барокко приходит строгий и благородный классицизм. В его основе лежит обращение к классической архитектуре античности (именно в середине XVIII в. в Европе отмечается взлет интереса к античной эпохе после сенсационного открытия развалин Геркуланума и Помпей) и приемам Высокого Возрождения. Расцвет культуры античной Греции связан с эпохой афинского стратега Перикла (V в. до н.э.), когда творил выдающийся скульптор Фидий и был создан Акрополь с великолепным Парфеноном. Произведения классических мастеров воплощали достоинство и величие человеческой судьбы, гражданственность и патриотизм. Древнегреческий историк Фукидид передает торжество идеи государственности в классической Греции словами самого Перикла: «Благополучие государства, если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке всего государства в его совокупности. Ибо если гражданин сам по себе благоденствует, между тем как отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством». Идеи гражданственности были близки мыслителям эпохи Просвещения, а просветительская философия оказала серьезное воздействие на новые эстетические вкусы в Европе. «Упорядоченная», подвластная Разуму «облагороженная природа» стала задавать тон в формировании нового художественного языка.Русская культура эпохи Просвещения столкнулась с традициями античности впервые, и классический стиль оказался для России совершенно новым. Русские просветители напрямую связывали его с идеей «устроения» государства, стремлением к ясности, всеобщему порядку и благоденствию, поэтому пришедшая из Европы мода на классичекие образцы оказалась созвучна либеральным начинаниям на заре правления Екатерины II. В русской культуре представлено несколько вариантов классицизма: екатерининский, александровский, петербургский ампир (от франц. empire — империя), московский классицизм и др. Образ классического героя в России воплотился в образе «сына Отечества», который выполняет свой долг перед ним. Русский классицизм — это зримый образ идеального государства.Архитектуру классицизма в целом отличает наличие строгого прямого фасада, состоящего из главного корпуса здания и симметрично расположенных более скромных крыльев, или флигелей. Архитектурным центром здания является портик с колоннами, с украшенным лепниной фронтоном и скульптурным фризом за колоннами портика, который венчает купол, или ротонда. Архитектурным центром интерьера обычно служит колонный зал под куполом с росписью или лепниной. Сам интерьер организован по принципу анфилады парадных комнат. Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот (Гостиный двор в Петербурге), А. Ринальди (Мраморный, дворец в Петербурге, Китайский дворец и Катальная горка в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове), Ю.М. Фельтен (Чесменская церковь в Петербурге), Ч. Камерон (многие творения в Царском Селе и Павловске), а затем Дж. Кваренги (Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе) создали школу русского классицизма, которую развили архитекторы В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве и др.), М.Ф. Казаков (Сенат в Московском Кремле, Петровский дворец, Колонный зал Благородного собрания в Москве и др.).В 80-х гг. XVIII в. между Павловском и Царским Селом по приказанию Екатерины II была построена дача, а при ней разбит великолепный сад. Предназначавшаяся для любимого внука — будущего императора Александра I и названная в его честь «Александрова дача», она составляла предмет восторженных похвал посетителей и даже была воспета в особой поэме СлДжунковского.

По мысли великого князя Александра, дача должна была служить чем-то вроде живой иллюстрации к написанной его державной бабкой специально для внуков нравоучительной сказке «О царевиче Хлоре». В устройстве дачи была сделана попытка воплотить просветительскую идею — весьма утопичную по своей сущности, — согласно которой возможно создать прекрасный мир, где человек чувствовал бы себя вольготно и счастливо. Этот мир предназначался для культурного героя, воспитанного Просвещением. Использованный в дачном ансамбле стиль классицизма своим гуманистическим пафосом помогал организовать особую среду, которая отрешала от патриархальной жизни (если понимать под этим крестьянский мир), внушала уважение к величию европейской культуры, равно как и показывала новое место в природе; последняя становилась как бы образцом естественности в этом не очень «естественном» мире.

Учрежденная в 1757 г. по проекту И. Шувалова Академия художеств была расширена и преобразована в 1764 г. в Императорскую Академию художеств и стала одним из центров художественного просвещения. Академия помещалась в специально построенном грандиозном здании в стиле раннего русского классицизма (архитектор А.Ф. Кокоринов). Она стала центром творчества и обучения, где совместно трудились русские и иностранные мастера. Шувалов, ее первый президент, подарил Академии свою коллекцию книг по искусству и великолепное собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. Обучение состояло в копировании работ великих мастеров, работе с натурой. Воспитанники завершали образование за границей — в Риме, Париже.Образованию придворного Эрмитажа (от франц. hermitage — уединение), одной из крупнейших художественных коллекций в мире, положила начало в 1764 г. частная коллекция самой Екатерины II, а мно­го позже он был открыт для широкой публики.В XVIII в. в живописи совершился переход от иконы к картине через прямое усвоение европейской школы. Портреты А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского создают наиболее обаятельные и запоминающиеся образы того времени, затмевая пейзаж и исторические картины.

В русском искусстве скульптура традиционно практически отсутствовала. Православие отвергало ее как идолопоклонство. По распоряжению Петра I в Петербурге появляется множество античных и барочных мраморных статуй, воспринимавшихся современниками как ошеломляющая новинка (один из них писал домой: «скупаю мраморных девок... зачем — не знаю... место им только в аду»). Во второй половине XVIII в. складывается русская скульптурная школа, среди мастеров которой необходимо выделить творчество Ф.И. Шубина. Образ Медного всадника, взлетевшего на край бездны и готового «пришпорить» непокорного коня — Россию — вызывал немало споров у современников, но был принят потомками как символ Петербурга (памятник Петру I, скульптор Э.М. Фальконе).Создается русский профессиональный театр, начало которому положено в 1756 г. созданием в Петербурге первого в России публичного театра, организованного Ф.В. Волковым. Основу театра составила труппа ярославских актеров.

В течение XVIII в. накопление научных знаний выразилось в развитии естественных и общественных наук, организации научных и географических экспедиций, крупнейших технических изобретениях, попытках применения естественнонаучных знаний в практике промышленности, внедрении научных основ в военное и морское строительство, развитии гуманитарного знания. Развитие книжного дела приводит к вытеснению рукописной книги печатной. Развивается периодическая печать— газеты и журналы; складываются художественная литература, светская музыка. Русское зодчество и изобразительное искусство становятся полноправными элементами общеевропейской культуры. Отличие от предыдущей эпохи заключается в оформлении авторства произведений.Приглашение русских и иностранных архитекторов для строительства дворцов и других зданий, открытие ученых обществ, создание большого количества новых журналов, поощрение книгоиздательской деятельности, музыкального и театрального искусства — все это говорит о более широком понимании значения науки, образования и культуры в целом, о возросшем интересе к гуманитарным и мировоззренческим аспектам культуры.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 558 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...