Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Секуляризация сознания и развитие науки. Романтизм, либерализм, дарвинизм



Секуляризация означает "обмирщение": то, что было достоянием веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. В истории Европы это коснулось первоначально церковной собственности и власти духовенства, а позже, начиная с эпохи Просвещения, этот про­цесс распространился и на духовную сферу, культуру образование.

Термин "секуляризация" в этом значении был использован в 1646 г. французским посланником Лонгвилем на переговорах, предшествовав­ших заключению Вестфальского мира, и подразумевал удовлетворение интересов победивших держав за счет конфискации монастырских вла­дений. Секуляризация церковного имущества довольно широко прак­тиковалась европейскими монархами в XVII — XVIII вв.

В XVII в. начинается секуляризация науки (Галилей, Декарт, Нью­тон, Бэкон, Гоббс, Локк). Принцип разделенного разума и веры, светского и духовного начал, и, следовательно, независимости начала светского, наглядно проявляется не только в политической научной мысли той эпохи, но и этике, которую начинают рассматривать как светскую науку.

Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации, противопоставив религии самостоятельный и не за­висимый от нее человеческий разум. Оно и в теории и на практике под­рывало влияние религии, утверждая самостоятельность мира: человек не нуждается в опеке со стороны религии и церкви. Тем самым был бро­шен вызов христианским церквям, стремившимся сохранить свое гос­подствующее положение в обществе, навязывающим религию силой или законодательством, объявившим войну науке и демократии. В понятии секуляризации выражается с этих пор главным образом именно идея самостоятельности мира, освобождения человеческого разума от пора­бощающих его теологических догм и запретов, освобождение человече­ской совести от насилия в выборе мировоззрения, убеждений. Идет борьба за то, чтобы отделить церковь от государства, а школу от церкви.

Секуляризация была одной из главных сил, которые сформировали современную культуру и общество. Она утверждала тот светский дух, который присущ современному человеку.

Рассмотрим теории секуляризации, которые сегодня считаются наиболее обоснованными и имеющими ключевое значение.

а) Секуляризация как утрата "священного" и угроза социальному по­рядку и согласию. Речь идет о таких явлениях, как отделение церкви от государства, создании сис­темы светского образования, потере интереса к религиозным сюжетам в искусстве, завоевании наукой самостоятельности по отношению к теоло­гии и т.д.

Происходит не только секуляризация общества, его институтов, но и секуляризация сознания. Секуляризация на уровне социальной структуры ("объективная секуляризация") имеет свое подобие на уровне сознания ин­дивида ("субъективная секуляризация"): обычный человек, "человек ули­цы", становится во все большей степени безразличным к религии. Его по­вседневная жизнь исключает необходимость обращения к церкви, он по­стоянно переносит на "потом" обязанности, связанные с церковной жиз­нью, а то и вовсе забывает о них.

Секуляризация неразрывно связана с плюрализмом мировоззрений, в том числе и с плюрализмом религиозным. Религия перестает быть символом той главной снятыми, которая объединяет и сплачивает как единое целое то или иное общество. Она становится делом личного вы­бора индивида, а не олицетворением единственно возможной истины и одного, единственно возможного пути в жизни. Религия становится ча­стным делом индивида, она "приватизируется" и это неизбежно приводит к уменьшению ее власти, силы воздействия на жизнь человека.

Еще один фактор, способствующий секуляризации, — дифференциа­ция общества, выделение более или менее самостоятельных сфер соци­ального целого, их специализация. В результате религия предстала как некая обособленная (институциональная) сфера религиозной активности и религиозных символов, тогда как общество оказалось как бы выведен­ным из-под юрисдикции "священного", оставшись принадлежностью "мира".

б) Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Эта точка зрения, согласно которой рели­гия ослабевает и будет продолжать ослабевать по мере развития науки и роста образованности общества, является сегодня господствующей.

Многие опросы общественного мнения отразили долговременную тенденцию к упадку религиозной веры в западном обществе. Масштабы и интенсивность религиозной веры имеют отчетливую обратно пропор­циональную зависимость от уровня образованности. Религия сильнее там, где человек меньше всего обладает научно-рациональной картиной мира. Все большее число людей осмысливает мир и свою собственную жизнь без помощи религии, и отсутствие религиозной веры значительно больше распространено среди образованных людей. Все чаще церковь рассматривается как "учреждение", все чаще проводится разграничение между "церковностью" и "религиозностью". Зарегистрирована устойчивая тенденция падения интереса к религии среди молодежи.

в) Секуляризация как эволюция pелигии и ее видоизменения в ходе социальных перемен. Одна из принятых современным религиеведением интерпретаций заключается в том, что секуляризация означает из­менение религии, но не обязательно ведет к уменьшению ее значения. Оно только иначе проявляется.

Развитие общества идет по пути дифферен­циации и религия утрачивает прежнее значение его "Священного образа", когда обоснованием светской власти служила ссылка на ее божественный источник; религия в результате секуляризации общества, утраты им са­крального характера, отделяется: в одну из сфер социальной жизни и ста­новится со временем во все большей степени частным делом. Религия в качестве социального института оказывает поэтому меньше прямого влия­ния на государство, правосудие, экономику, образование. Но это компен­сируется путем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, теологии, религии становится более значимой. Таким образом, христианство все еще сохраняет большое влияние на обществен­ную жизнь.

Романтизм — явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Либерализм — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

Дарвинизм — по имени английского натуралиста Чарльза Дарвина — в узком смысле — направление эволюционной мысли, приверженцы которой вслед за Дарвином традиционно придают большое значение естественному отбору как одному из факторов эволюции. Дарвинизм — материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. В широком смысле нередко (и неверно) употребляется для обозначения эволюционной теории или эволюционной биологии в целом.

Попытки реформирования политической системы России при Александре I. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Декабристы

Внутриполитическая деятельность Александра I (1801-1825 годы), вступившего на престол в результате дворцового переворота, отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой прежнего царствования. Он сразу заявил, что будет править "по закону и сердцу" Екатерины II. Вслед за этим появились указы о снятии ограничений на торговлю с Англией, об амнистии и восстановлении в правах лиц, подвергшихся гонениям при Павле. Александр I подтвердил екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам. Вместо упразднённого павловского Совета при высочайшем дворе, Указом от 30 марта 1801 года "для рассуждения о делах государственных" был учреждён Непременный совет.

Однако вся работа нового императора по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в Негласном комитете, состоявшем из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами "якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание 8 министерств вместо петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов.

Начало царствования Александра I характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождения крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобождённых.

В марте 1804 г. последовали новые реформы. Александр I запрещал продавать крестьян без земли на территориях Лифляндской и Эстляндской губерний, отменял вмешательство помещика при вступлении в брак его крепостных, учреждал выборность низших судов, запрещал помещикам наказывать крестьян более чем пятнадцатью палочными ударами. Прекращалась в любой форме раздача государственных крестьян.

В 1810 году учреждён Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра влиял реформатор М.М.Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший должности государственного секретаря. Но Сперанский вызвал недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги и он отстраняется от дел.

В конечном итоге, кроме учреждённых министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывалась одна за другой наполеоновские войны.

После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт. По его инициативе создаётся "Священный союз", объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев. Последние четыре года александровского правления он правил как всесильный фаворит.

В стране был установлен режим аркачеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу и заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год).

Внутренняя политика Александра I сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения в России - декабризма.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...