Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие русской культуры в XVI-XVII веках



Развитие культуры в XVI-XVII вв. было обусловлено главными моментами, характерными для эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым из них связано появление многих местных культурных центров, известное “сужение горизонта” в сравнении с культурой предшествующего времени, со вторым — страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем ее возрождение в эпоху национального подъема — во времена Куликовской битвы и образования единой России.

В литературе XVI-XVII вв. большое место заняли героическая и “житийная”, или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с ее врагами, захватчиками — постоянный их мотив.

Ведущее место в литературе занимали летописи. В московских летописных сводах XVI — XVII в. проводятся идеи единства Руси, киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. Летописям придавали большое значение в обосновании исторических прав тех или иных князей, политических центров.

В середине XVI в. книгопечатание проникает в Московское государство. Введение книгопечатания в Москве – результат социально-экономического развития феодального общества Руси XVI в. Развитие производства и ремесла создавало необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве типографии и перехода от рукописного способа размножения книг к более совершенному и производительному - книгопечатанию. Начало книгопечатания в Москве, как установлено целым рядом исследований, относится к середине 50-х гг. XVI в.

В 40-х гг. ХVI в. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, предназначенных для ежедневного чтения. В Четьи Минеи вошли жития святых, повести, сказания, поучения. Они включили весь круг чтения, дозволяемого церковью.

Возведение деревянных построек — изб и хором, часовен и церквей — возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро — жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Каменные здания появляются в конце XIII в. В XIV—XV вв. их число намного увеличивается. Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому не сохранились избы, хозяйственные постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей да археологические остатки.

Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленого холста, стянутые по талии поясами. Для зимы они имели меховую одежду — медвежью шубу. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские — кожаную обувь. Как правило, одежды богатых людей — длинные, до пят; по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными каменьями.

Посуду делали из дерева и глины. Варили в железных и медных котлах. Но металлическая посуда имелась прежде всего у бояр и князей. Помимо медной и железной посуды употреблялась оловянная, серебряная и золотая.

Еду составляли прежде всего блюда из ржи, пшеницы, ячменя. Ржаной хлеб ели простые люди, пшеничный — богатые.

Народные праздники, носившие нередко языческий характер, имели место и в эти столетия, и до них, и после них; подобные бурные “игрища” были устойчивым явлением, сохранили дохристианские черты и дожили до XX столетия.

В семье и общественных делах женщины пользовались уважением. Они владеют имуществом, выступают в защиту своих интересов на судебных заседаниях, участвуют вместе с мужчинами в празднествах. Дети должны, как говорят княжеские завещания, почитать мать, как и отца. После кончины мужа вдове необязательно постригаться в монахини, что в более поздние времена становится правилом.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 866 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...