Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. 3 страница



В начале V в. до н.э. этрусские города приходят в упадок. Постоянные войны и внутренние распри подорвали их политическое могущество. В 474 г. до н.э. объединенный флот южноитальянских городов нанес поражение этрускам и их давнему союзнику Карфагену. В это время рабовладельческий Рим начинают этрусков теснить, и в дальнейшем вся Этрурия попадает под его власть.

Культура Древнего Рима делится на несколько периодов:

1) Царский (VІІІ - VІ вв. до н.э.)

Римом правили цари, происходившие из этрусского рода Тарквиниев.

2) Республиканский (VІ - І вв. до н.э.)

В Риме устанавливается аристократическая рабовладельческая республика (основными классами были патриции и плебеи, позднее появятся всадники). С ростом рабовладения усиливается имущественное неравенство, обостряется борьба между богатыми патрициями и простыми гражданами - плебеями. Постепенно плебеи добиваются гражданского равноправия (это зафиксировано в законе «12 таблиц», а в 341 г. принимают закон, по которому консулами могут избираться даже плебеи), что приводит к установлению республики, где важнейшие решения принимались народным собранием. Богатые плебеи слились с патрициями, образовав нобилитет, замкнутый круг знатных семейств, в руках которых была сосредоточена вся власть. В ІІІ - І вв. до н.э. просыпается интерес к индивидуальным характерам и чувствам человека. В это время складывается самобытный жанр римской комедии, появляются мемуары, автобиографическая литература, исторические сочинения. Но в целом мировоззрению римлян присущ трезвый, глубоко рациональный подход к действительности. Это сказывалось в прозаическом характере римской религии, которая сводилась лишь к точному исполнению обрядов. Римляне не создавали поэтических сказаний о жизни богов и героев. Усилению Рима очень способствовала и дисциплинированная армия. К І в. до н.э. Рим создал крупнейшую рабовладельческую державу древнего мира, которая вела войны за господство во всем Средиземноморье. Дешевый труд рабов из числа пленных постепенно вытесняет труд свободных граждан, в среде которых начинает формироваться новая социальная группа - паразитическая деклассированная беднота. Бесчеловечная эксплуатация рабов порождает в конце ІІ - начале І вв. до н.э. грандиозное восстание рабов.

3) Императорский (І в. до н.э. - ІV в.)

Императорский период начинается с восхождения на престол Октавиана Августа в 31 г. до н.э. и продолжается до 395 г., когда империя после смерти Феодосия Великого была поделена на 2 части - восточную (центр располагался в Равенне) и западную (столицей оставался Рим), - и с этого момента начинают существовать 2 самостоятельных государства. Но Рим падет лишь в 476 г.

Главные влияния на римскую культуру:

1) этруски, у которых римляне позаимствовали:

- деление граждан на сословия

- религиозные обычаи

- строительная техника

- военная организация

- театральные зрелища

- гладиаторские бои.

2) греки

Завоевание Древней Греции помогло лучшему знакомству с сокровищами греческой цивилизации. Уже во ІІ в. до н.э. греческий язык стал языком высшего общества. Рим стали посещать философы, религии и ораторы Греции. В конце ІІІ в. до н.э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Это способствовало развитию художественного вкуса римлян. Римские аристократы платили огромные суммы за шедевры живописи и скульптуры Древней Греции.

2. Общественно-политический строй в Риме

Население римских владений делилось на 2 группы:

1) римскиеграждане

Граждане пользовались особыми привилегиями:

- имели право участвовать в выборах

- имели право служить в армии.

Все граждане делились на 3 сословия, которые сложились еще на раннем этапе римской истории:

- патриции - являлись, видимо, потомками старинных земледельцев и политических лидеров;

- всадники (коммерсанты) - потомки кавалерийских офицеров римской армии;

- плебеи (простолюдины) - потомки бедных земледельцев и торговцев.

Вначале только дети полноправных римских граждан получали гражданство. Впоследствии правительство предоставляло римское гражданство и некоторым иностранцам.

2) иноземцы

К негражданам относились:

- провинциалы - лица, жившие вне Рима, но на территории римских владений.

Провинциалы не имели тех прав, которыми пользовались римские граждане. Они обязаны были платить налоги, тогда как граждане их не платили.

- рабы

Они были собственностью частных лиц или государства. Их могли продавать и покупать, как имущество. Первоначально их количество в Риме было небольшим, но по мере увеличения Римской империи их количество выросло. Продавали рабов на рынках, на шею им вешались таблички с указанием их профессии и образования. Самыми умными и образованными были рабы - греки, поэтому цена на них была самой высокой. Одни становились врачами, домашними учителями, музыкантами, ювелирами, художниками, библиотекарями в семьях богатых римлян.

§ 2.Архитектура Древнего Рима

1. Планировка городов

Главнаячертаархитектуры - утилитарность и функциональность.

Были созданы великолепные дороги. В течение столетий Рим покрыл сетью мощеных дорог всю Италию и многочисленные провинции. Самой древней является Аппиева дорога, соединяющая Рим с Южной Италией. Ее строительство начал в конце І в. до н.э. Аппий Клавдий. Вблизи Рима дорога выложена гигантскими блоками туфа, а на остальном протяжении - блоками вулканической лавы. Ширина дороги местами достигала 6 метров. Именно по ней шли римские легионеры на новые завоевания, а в 71 г. до н.э. вдоль нее были распяты на крестах рабы, которые участвовали в восстании под предводительством Спартака. По обеим сторонам Аппиевой дороги расположены гробницы римской знати. Самая известная из них гробницаЦецелииМетеллы (жена триумвирата Красса), построенная в виде цилиндра, водруженного на кубическое основание (гробницы и могилы горожан располагались вдоль дорог, ибо хоронить внутри городских стен было запрещено).

В старину города древних римлян не имели никакого особого плана в отличие от многих древнегреческих полисов, построенных по четкому плану, с пересечением улиц под прямым углом. Эта идея была впервые предложена греческим градостроителем по имени Гипподам в 450 г. до н.э. Оккупируя греческие города, римляне переняли такой принцип градостроительства. Однако в греческий план они внесли элементы римского города:

- форум - большое свободное пространство, использовавшееся в качестве базарной площади, чаще всего он располагался на пересечении двух центральных улиц;

- базилика - крупное общественное здание, часто расположенное рядом с форумом, использовались для различных судебных разбирательств и административных надобностей;

- курия - городская мэрия, где заседал городской совет, управляющий городскими делами; располагалась вблизи от базилики;

- амфитеатр - круглое или овальное сооружение, в котором происходили гладиаторские бои и представления с участием диких животных. Первые амфитеатры были деревянными, позднее по всей империи началось строительство каменных амфитеатров.

В римских городах всегда было множество:

- харчевен (таверн)

- винных погребов

- булочных.

Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был ЦентральныйФорум, площадь[1], на которой происходили народные собрания, где решались важнейшие вопросы управления государством. Здесь многие столетия кипела напряженная политическая жизнь города. На Форуме находились здания государственного архива, храмы, трибуны, стояли многочисленные статуи прославленных римлян и триумфальные памятники римских императоров. От Форума начинались важнейшие дороги Италии (отсюда появилось выражение «Все дороги ведут в Рим»), к нему сходились основные улицы города. Центральная площадь имела неправильную форму, ибо застраивалась в разное время.

В Риме в разное время возникают и другие форумы. В І - ІІ вв. площади представляют собой продолговатую, окруженную портиками площадь, в глубине которой стоял прямоугольный храм. Самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Рима - форму Траяна, построенный величайшим архитектором Рима Аполлодором. Форму выделяется не только своими размерами, но и богатством отделки. Форум сильно пострадал, сохранилась только колонна Траяна, прославляющая императора. Высота колонны - 30 м, она сложена из блоков мрамора, внутри колонны проходит винтовая лестница.

2. Пантеон

С именем Аполодора связано еще одно крупнейшее сооружение - Пантеон (в переводе с греческого - «храм всех богов») (118 - 125 гг.).

Пантеон - круглое в плане здание, перекрытое куполом. Возведение купола было крупнейшим достижением античного инженерного искусства. В этом сооружении прекрасно найдены пропорции. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены равна высоте купола. Купол изнутри представляет точную полусферу, он украшен 5 рядами кессонов (углубления на внутренней стороне свода). Этим достигается впечатление легкости. Перспективно уменьшающиеся кессоны создают ощущение необыкновенной высоты. Сквозь отверстие в центре купола льется поток света. Пол Пантеона выложен мраморными плитами, а стена разделена на 2 яруса:

- нижний украшают лоджии и глубокие ниши, в которых в древности стояли статуи,

- верхний был оформлен пилястрами из драгоценного цветного мрамора.

Образная сила Пантеона - в простоте и цельности архитектурного замысла. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабных и совершенстве воплощения, но античное чувство меры осталось недосягаемым. В течение столетий Пантеон служил образцом здания, перекрытого куполом. Вплоть до конца ХІХ в. его купол оставался непревзойденным по своей величине.

Расцвет архитектуры Рима и творческие использование достижений греческого зодчества способствовали развитию теории архитектуры. Именно в это время (І в. до н.э.) инженером и архитектором Витрувием создается «Десять книг об архитектуре». Он стал подлинной энциклопедией строительного дела. Витрувий сформулировал основные требования, которые предъявлялись к архитектурному сооружению любого времени:

- полезность

- прочность

- красота.

От зодчего Древнего Рима требовалось хорошее образование, включающее знание климата, почвоведение, акустики, математики, архитектурной эстетики и пр.

3. Колизей

Идея величия Рима наиболее ярко выражена в грандиозных памятниках архитектуры, созданных в І - ІV вв. Строительство преследовало определенную политическую цель - подчеркнуть щедрость правителя и сохранить его имя для потомков. Императоры соперничали между собой, возводя ансамбли площадей, административные здания, зрелищные сооружения. Историки сообщают, что император Август, получив Рим кирпичным, оставил его мраморным.

Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала «хлеба и зрелищ», императоры строили громадные амфитеатры для гладиаторских боев. Одним из самых грандиозных сооружений был Колизей (от латинского слова «колоссеум» - колоссальный), получивший это свое название лишь в средние века (до этого он назывался амфитеатр Флавиев). В плане он представляет гигантский овал. Три яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы, украшенные полуколоннами:

- первыйярус - к столбам приставлены полуколонны дорического ордера,

- второйярус - ионического,

- третийярус - коринфского.

Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках 2-го и 3-го ярусов. Амфитеатр сильно пострадал от пожаров и землетрясений, многие столетия он являлся каменоломней, где выламывали блоки для строительства дворцов и церквей. Планировка Колизея очень продумана. Он был рассчитан на 56 тысяч человек, но рационально устроенная система входов, лестниц, галерей позволяла быстро заполнять или освобождать амфитеатр.

Центр Колизея занимала площадка, на которой происходили гладиаторские бои, травля зверей. Ее деревянный пол посыпали песком (на латыни «песок» - «арена»), отчего площадка и получила свое название. Под ареной находились клетки для зверей, комнаты для раненых и убитых гладиаторов, а также водопровод. С его помощью арену заполняли водой и на ней разыгрывали морские сражения. Размеры арены позволяли выпускать одновременно до 3 000 пар гладиаторов. Над ареной поднимался подиум, где стояли мраморные кресла для сенаторов, а в особой ложе сидел император.

Арка и свод составляют основу конструкции Колизея.

4. Арка

Наиболее типичной формой римской архитектуры является арка. Она встречается повсюду. Например, при возведении акведуков, водопроводов, которые доставляли в Рим и другие города чистую воду из горных источников. Если на пути водопровода встречались реки или овраги, строители воздвигали аркады, которые поддерживали водопроводный канал. Первый водопровод появился в Риме в ІV в. до н.э., а к концу ІІІ в. до н.э., когда население столицы превысило миллион человек, город имел 11 акведуков. Римляне высоко ценили свои архитектурные сооружения, но особенно гордились акведуками.

Форму арки римляне использовали для создания триумфальных памятников, прославляющих победы полководцев и императоров. Самыми известными являются:

1) аркаТита (81 г.)

Была воздвигнута над священной дорогой, ведущей на Форум в память о победе императора Тита над восставшей Иудеей. Она была сложена из мрамора, высота - 20 м. Арка служила постаментом для бронзовой скульптурной группы, которая изображала императора и богиню победы, едущих на колеснице, запряженной четверкой лошадей.

2) аркаКонстантина (ІV в.)

Ее поверхность почти полностью покрыта многочисленными скульптурными изображениями.

5. Термы

Неотъемлемой частью городской жизни в Римской империи были общественные бани - термы. В Риме ІV в. насчитывалось 12 больших императорских терм и сотни частных бань. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлянина. До нас дошли грандиозные руины терм, построенных в начале ІІІ в. в годы правления императораКаракаллы. Сооружение представляло собой своеобразный комплекс, состоящий из огромного прямоугольного здания и нескольких корпусов для библиотеки, музыкальных и литературных концертов. В главном корпусе располагались:

- открытый бассейн с холодной водой,

- парадный зал,

- круглая парильня

- залы для раздевания.

Были еще открытые дворики, где занимались гимнастическими упражнениями. Парадный зал был украшен мозаикой, позолотой, мраморными статуями.

В термах одновременно могли находиться до 1600 человек. С большим искусством была спланирована система водоснабжения и отопления. Вода поступала из специального водопровода и отстаивалась в больших цистернах. Канализация позволяла в несколько минут менять воду в любых бассейнах. Горячий воздух от подземных печей распространялся по трубам и отопительным ходам, устроенным в полах, стенах и сводах банных помещений.

Самымибольшими были термы императора Диоклетиана, построенные на рубеже ІІІ - ІV вв. Они одновременно могли вместить 3200 человек. Но они носили чисто подражательный характер и не дали ничего нового по сравнению с более ранними постройками.

6. Жилище в Риме

В эпоху поздней республики большинство горожан жили в больших многоэтажных домах, носивших название инсулы. Каждая отдельная квартира называлась ценакул. Лишь весьма состоятельные люди могли позволить себе жить в своем собственном отдельном доме (домусе). В описании Рима, составленном в 350 г. указаны 1790 домусов и 46602 инсулы. В других городах количество частных домов могло быть выше.

Инсулы

Некоторые квартиры в инсулах были роскошными и просторными, и состояли из нескольких больших комнат. Другие представляли собой тесные и бедные каморки. Была установлена предельная высота инсул - обычно 4 - 5 этажей. Бедные горожане жили на верхних, как правило, деревянных этажах. Комнаты их были небольшими и не имели никаких удобств. Жаровни были единственным средством обогрева жилых помещений, но при их использовании был большой риск возникновения пожаров. Кроме того, в домах тогда не было дымовых труб. Приготовление пищи в квартирах было практически невозможным, поэтому жители либо питались холодными блюдами, либо ходили обедать в таверну. В инсулах не было водопровода, и жители брали воду из многочисленных общественных фонтанов. Лишь немногие инсулы имели туалеты. Жителям приходилось пользоваться общественными туалетами. В инсулах не было внутренних канализационных трубопроводов, поэтому жители выплескивали помои прямо на улицу.

Домус

Городские дома представляли собой лишь различные варианты одного и того же основного плана. Некоторые имели второй этаж, но это не получило сколько-нибудь широкого распространения. Центральная часть дома называлась атрий - приемная для гостей. Это слово происходит от атер («черный»). В старину атрий был единственным помещением в доме, и его стены покрывала черная копоть от очага.

Семья жила в задних комнатах, расположенных между атрием и садом. Во многих домах отсутствовала ванная комната, поскольку в каждом городе имелись термы. В І в. римляне создали свою систему центрального отопления, которая использовалась, как при строительстве терм, так и в частных домах. При строительстве дома в его нижнем этаже устраивались специальные камины. В камины укладывали дрова и уголь. Теплый воздух циркулировал под полом и в трубах, проложенных в стенах. Нагревшись, столбы и колонны долго сохраняли тепло.

§ 3.Театр Древнего Рима

1. Истоки театра Древнего Рима

Как у всех народов, у римлян существовали культовые и обрядовые песни и игры, тесно связанные с земледельческим бытом. К числу их относятся фесценнины - шуточно-бранные песенки, получившие свое название от этрусского города Фесценниум, откуда, вероятно, и были заимствованы. Их распевали после уборки урожая. Две веселые ватаги земледельцев - отсюда и диалогическая форма - обменивались едкими шутками.

По свидетельству римского историка Тита Ливия, от этрусков римляне заимствовали и выступления гистрионов (от «гистер» - актер).

Таким образом, на формирование римского театра оказали влияние 3 фактора:

1) фесценнины

2) выступления гистрионов

3) древнегреческий театр

Несомненно, самое большое влияние на рождение римского театра оказали греки. После покорения Эллады пленным грекам в богатых римских домах поручается воспитание и обучение детей. Среди государственных деятелей появляется немало людей, не только свободно говорящих на греческом языке, но и думающих, и пишущих на этом языке.

2. Драматурги

240 г. до н.э. - именно под влиянием таких деятелей римское правительство приняло официальное решение ознаменовать победоносное окончание Первой пунической войны пышными торжествами. Предусматривалась и постановка трагедии по греческим образцам, но на латинском языке. Написать и поставить эту трагедию было поручено Луцию Ливию Андронику (кстати, он был бывшим рабом - греком). Он не только написал пьесу, но и выступил в ней в качестве единственного актера. Притом безхора, как было принято в древнегреческом театре. Эта традиция выступать в трагедиях без хора и закрепилась в римском театре.

В истории римской литературы и театра Ливий Андроник по праву носит титул родоначальника:

- первым использовал латынь для литературных целей,

- первый в истории литературы мастер художественного перевода

- основоположник нового драматического и сценического жанра «комедииплаща», так называемой паллиаты (от слова «паллиум» - греческий плащ). Этот тип комедии назывался так потому, что в заимствованных у греков пьесах действующие лица носили не только греческие имена, но и выступали в греческих одеждах.

До нашего времени дошли произведения лишь двух римских драматургов, писавших в жанре «комедии плаща»:

1) ТитМакцийПлавт

Творческое наследие Плавта огромно: ему приписывают до 130 комедий. Сюжеты для своих пьес он заимствовал у авторов новоаттической комедии (Филемон, Дифил, Менандр). Первое место в комедиях Плавта отводится рабам - либо ловким и пронырливым, либо верным и способным к самопожертвованию. Но всегда они превосходят своих хозяев по уму и энергии. Сюжеты некоторых пьес Плавта оказались настолько живыми, что были творчески использованы другими авторами более позднего времени:

- «Близнецы» заимствовал Шекспир в «Комедии ошибок»

- «Клад» - Мольер в «Скупом».

Диалоги постоянно сочетаются в комедиях с кантиками - дуэтами, трио, отдельными ариями, написанные другим стихотворным размером, чем диалоги.

Следует отметить, что Плавт вводит в текст массу деталей из обыденной жизни римлянина, к этому следует добавить типично римский юмор в многочисленных остротах и шутках. Все это он черпал из разных источников, используя даже язык улицы.

Таким образом, Плавт, хотя и использовал в качестве основы древнегреческую традицию, подверг ее авторской переработке. Эти изменения настолько существенны, что творческая его самостоятельность очевидна.

2) ПублийТеренций

У него было меньше творческой самостоятельности, чем у Плавта. Теренций проявляет себя, прежде всего, как добросовестный переводчик. Одаренность сказались лишь в его безукоризненном латинском языке и умении найти в этом языке слова и выражения, адекватные греческим.

Трагический жанр в эпоху империи представлен только трагедиями Сенеки, написанными на мифологические сюжеты. Писал Сенека, собственно, не для сцены, а для камерного исполнения в кругу избранных, хотя у него присутствовал хор, комментирующий ход событий. До наших дней дошли лишь 10 его трагедий («Троянки», «Медея», «Эдип», «Федра» и др.). Для всех трагедий Сенеки характерны2 черты:

- единство времени и места

- каждая трагедия разделена на 5 актов

- в каждой сцене зритель видит не больше 3 актеров.

Эти правила не всегда соблюдались греческими авторами, но Сенека педантично следует им.

Сенеку интересует в трагедиях 2 проблемы:

1) судьба человека, которую не могут изменить даже боги

2) человеческие страсти, которые, выходя из-под контроля разума, несут людям гибель.

3. Организация римского театра

Она имела свои особенности. В отличие от Греции драматические зрелища у римлян не были связаны с культом какого-либо божества, а приурочивались к различным праздникам вместе с цирковыми представлениями и боями гладиаторов. Театральные представления были бесплатными, кроме того, сценические игры не носили у римлян характера драматического состязания.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных сооружений. Первый каменный театр был построен лишь в 55 г. до н.э., вмещавший 27 тысяч зрителей. Позже такие театры были возведены по всей империи. Актеры поначалу выступали без масок. Число их не было строго ограничено, и в пьесах Плавта, например, выступало одновременно до 5 человек. Хотя некоторые актеры пользовались большой известностью, в целом их положение было совсем иным, чем в Греции. Полноправные римские граждане считали для себя зазорным заниматься этой профессией, и артисты вербовались среди вольноотпущенников. В случае успеха их щедро награждали, а в случае провала могли публично высечь тут же на сцене.

Первоначально актерами могли быть только мужчины, но позже на сцену разрешили выходить и женщинам.

Все эти особенности римского театра находят объяснение в строе общественной и государственной жизни римлян. Господствовавшие в Афинах классического периода демократические порядки были римлянам совершенно чужды. Римскому театру недоставало самого главного - народности. Заимствованный у греков вид искусства не пустил глубоких корней. Он импонировал вкусу лишь избранных зрителей.

§ 4.Музыка Древнего Рима

Как и все искусство Древнего Рима, музыкальная культура развивалась под влиянием греческой. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом:

- победные песни - поминальные

- свадебные - застольные

Большое место в древней музыкальной культуре Рима занимали:

1) напевы салиев (прыгунов, плясунов).

На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец - игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и копьем в руках, 12 человек под звуки труб танцевали в такт древней песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру и др.

2) «арвальские братья» (так назывались римские коллегии жрецов)

Праздники «арвальские братьев» происходили в окрестностях Рима и посвящались сбору урожая. Они выражали благодарность богам за собранный урожай, на них звучали молитвы о будущем.

В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и др.стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов - кифары (струнный инструмент), лиры. Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняли кантики (от «кано» - пою) - музыкальные номера речитативного характера.

Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танцев была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров. Некоторым музыкантом даже ставили памятники.

После завоевания Египта у римской аристократии вошли в моду водяные органы - гидравлосы, которыми украшались роскошные виллы и дворцы.

Но чем воинственнее становилось государство, тем низменные делались вкусы его граждан, и для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыка. Уходит преклонение перед классическим искусством. На первое место выходят грубые зрелища. Например, к этому периоду относится следующий эпизод. На празднике в Риме перед огромной аудиторией выступали 2 лучших флейтиста, прибывшие из Греции. Публике очень скоро наскучила их игра, и тогда толпа стала требовать, чтобы музыканты…подрались друг с другом. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие. Музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до уровня серьезного искусства.

Культура Средневековья

§1. Конец Древнего Рима. Периодизация Средневековья

Говоря о периоде средневековья, необходимо определить, чтó понимали под этим термином историки прошлого. Взгляд на средние века как на особый исторический период стал складываться уже у ученых - гуманистов ХV - ХVІ вв. Поклонники античной культуры Греции и Рима считали долгий период между падением Римской империи и своим временем эпохой упадка и «варварства». Свое время они считали временем «возрождения» высокой античной культуры. Промежуточному периоду между античным и Новым временем они дали название средних веков.

Современная историческая наука рассматривает эпоху Средневековья более детально, разделяя ее на 3 периода:

1) раннее Средневековья - ІV - ІХ вв.;

2) эпоха расцвета - ХІ - ХІІ вв.;

3) позднее Средневековье - ХІІ - ХІV.

У истоков Средневековья стоит событие крупнейшего исторического значения: крушение рабовладельческой Римской империи.

С конца ІІІ в., особенно со времени правления императора Диоклетиана (284 - 305 гг.), римское рабовладельческое государство принимает характер уже ничем не прикрытой диктатуры. Власть императора делается неограниченной. Император становится похожим на восточного деспота. С востока, особенно из Ирана, был заимствован пышный придворный церемониал. Двор ослеплял своей роскошью:

- император одевался в роскошные пурпурные одежды,

- возлагал на голову корону,

- в обычай вводятся земные поклоны перед императором, целование края его одежды.

Роль сената как государственного учреждения окончательно падает:

- вся власть сосредотачивается в руках императора и назначаемых им чиновников;

- высшие из них составляют его совет.

В то же время в экономике происходит кризис рабовладельческого способа производства, все неблагоприятные условия привели к тому, что в ІV - V вв. на Западе:

- низкая эффективность труда рабов подрывала производительные силы общества и ослабляла экономические связи, существовавшие прежде,





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 134 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...