Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
166. Наличие социалистического права. Сегодня в Советском Союзе далеки
от утопических позиций периода военного коммунизма, когда верили, что можно
заменить право революционным правосознанием. С утверждением принципа
законности праву были вновь возвращены его значение и авторитет.
Советский Союз в настоящее время -- это еще не коммунистическое
общество, где общественные отношения будут регулироваться одним лишь
спонтанным чувством солидарности и общественного долга. Ныне на повестке дня
стоит вопрос о дисциплине: дисциплине труда, плановой дисциплине. В их
обеспечении право и принуждение играют хотя и не исключительную роль, но тем
не менее такую, которую неправильно было бы недооценивать. Право и
государство на современной стадии развития -- это необходимость. Органы
управления, государственные предприятия, кооперативы, граждане, участвуя в
жизни общества, действуют в соответствии с правом. Строгое соблюдение
принципа социалистической законности, строгое поддержание правопорядка
являются абсолютными императивами.
167. Смысл слова "социалистическая" в применении к законности. Что
означает определение "социалистическая", когда речь идет о законности? Это
не просто добавление, потому что именно оно в глазах советских юристов
раскрывает содержание принципа законности и смысл соблюдения законов.
Советские граждане должны соблюдать законы потому, что эти законы
справедливы, а справедливы они потому, что их издает социалистическое
государство, которое выражает интересы всех, а не какого-либо
привилегированного класса. Марксисты часто выступали против буржуазной
законности, поскольку в несоциалистических странах право защищает и
увековечивает несправедливый социальный строй. В СССР от граждан требуется
строгое соблюдение правопорядка. Возникает необходимость объяснить это
изменение отношения. "Экономический строй общества, материальные условия
господствующего класса определяют его общественное сознание, его волю и
интересы, которые находят свое выражение в праве... Отрыв права и законности
от экономики, рассмотрение правовой системы независимо от существующих
экономических отношений несовместимы с коренными положениями советской
юридической науки". Ценность принципа законности определяется тем,
установлению какого строя он служит, каково содержание действующих правовых
норм. Принцип законности имеет смысл только в условиях социалистической
экономики и подчинен ее императивам. Не следует делать из права фетиш. Право
-- это важная и необходимая вещь, но тем не менее оно не более чем
надстройка над базисом, при котором орудия и средства производства
обобществлены и используются в интересах всех. Определение
"социалистическая" и напоминает об этом элементарном положении марксистской
доктрины.
168. Утверждение принципа социалистической законности. Этот принцип
утвердился не без трудностей. В период военного коммунизма для него не было
достаточной почвы уже по одному тому (оставляя в стороне принципиальную
сторону вопроса), что отсутствовала сколько-нибудь детализированная система
правовых норм. Утверждение принципа началось при НЭПе. Но это был период
компромисса, когда опасались, что капиталистические элементы смогут
использовать право к своей выгоде в ущерб социалистическому строительству.
Это сдержанное отношение к праву проявилось даже у многих юристов, которым
представлялось, что издаваемые в этот период кодексы были призваны
способствовать частному предпринимательству и гарантировать его.
Безоговорочное признание права и законности пришло позднее, уже после
ликвидации НЭПа, когда было создано социалистическое общество.
169. Государственные предприятия. Именно в этот период возникает
вопрос, не следует ли проводить различия в отношении к праву и к принципу
законности государственных органов и предприятий, с одной стороны, и граждан
-- с другой, не подчинены ли полностью этому принципу лишь последние.
Сколько-нибудь значительные споры, затрагивающие государственные
организации, в настоящее время не подпадают под общую судебную юрисдикцию.
Они выходят за пределы этой юрисдикции и подведомственны учреждениям,
которые носят название арбитража (государственный арбитраж и ведомственный
арбитраж). Сам этот термин является не вполне ясным в том смысле, что он
дает повод думать, будто отношения между государственными предприятиями
выпадают из сферы действия права в собственном смысле этого слова или что
его применению могут помешать различного рода соображения. Возможно, что в
момент создания системы государственного и ведомственного арбитража (в 1931
году) выбор этого наименования и был связан с подобной идеей'. Но что бы там
ни было вначале, ныне ситуация совершенно ясна: государственные организации,
точно так же как и граждане, строжайшим образом подчинены действию принципа
социалистической законности, и отношения между этими организациями самым
тщательным образом регламентированы правом. При разрешении споров между ними
органы арбитража должны применять именно нормы права; исключаются решения,
основанные на каких-либо соображениях неюридического порядка.
170. Императивный характер советского права. В Советском Союзе многие
проблемы принимают своеобразный вид; в частности принцип социалистической
законности в ряде отношений отличается от принципа господства права (Rule of
Low) в том виде, как он признан в буржуазных странах. Следует указать на
некоторые из этих отличий, которые свидетельствуют об оригинальности
советской правовой системы на данном этапе социализма.
Первое отличие связано с теми новыми функциями, которые призвано
выполнять право в советском обществе. Советская власть -- это революционная
власть, которая стремится радикальным образом изменить существовавшие ранее
условия и основать новое, коммунистическое общество. Советское
социалистическое право видит свои первоочередные функции в том, чтобы
способствовать должной организации экономических сил общества и выработке
новых форм поведения граждан. Динамизм, имманентно присущий этим функциям,
отличает советское право от буржуазных правовых систем. Несоблюдение права в
Советском Союзе -- это не только посягательство на интересы тех или иных
лиц, это не только вызов морали, это вместе с тем угроза успешному
осуществлению государственной политики. В буржуазных странах способы, с
помощью которых заключается, толкуется и исполняется договор, отвечают
прежде всего частным интересам, а в Советском Союзе -- интересам успешного
планирования и развития национальной экономики. Эти новые функции права в
жизни общества и революционный характер власти ведут к тому, что в Советском
Союзе уважение к праву носит более категорический характер, чем в буржуазных
странах, где право в конечном итоге нередко интересует больше частных лиц,
чем общество в целом.
Иеринг напрасно призывал граждан буржуазных стран бороться за право'. В
этих странах продолжает господствовать мнение, что плохой мир лучше, чем
хороший процесс. Общество привыкло к подобным взглядам и соответствующей
практике. Такая точка зрения не может превозобладать в Советском Союзе, где
само общество прежде всего заинтересовано в уважении к праву как инструменту
политики власти. "Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области
хозяйства есть публичноправовое, а не частное",-- писал Ленин2.
Эту формулу следует понимать в том смысле, что все советское право нацелено
на создание нового социального порядка. Нарушение права привлекает поэтому
внимание не только того, кто явился непосредственной жертвой этого
нарушения, но и государственных органов и самого государства.
Принцип законности в Советском Союзе более необходим и соблюдается
строже, чем в буржуазных странах, где право стремится прежде всего к
установлению справедливости в отношениях между частными лицами и где оно,
следовательно, расширяет сферу своего воздействия лишь постольку, поскольку
заинтересованные лица предпринимают те или иные действия для защиты своих
прав.
В Советском Союзе, где праву отведены иные функции, принцип законности
стремятся соблюдать более строгим образом и более действенно гарантировать
уважение к этому принципу. И общество, и власть в Советском Союзе
заинтересованы в этом гораздо больше, чем в буржуазных странах.
171. Социалистическое право и естественное право. Второе различие
социалистического права и буржуазных систем права связано с тем, как
относятся первые и вторые к естественному праву. Марксизм часто изображают
как чисто позитивистскую доктрину, которая отрицает естественное право. В
действительности все обстоит сложнее. Марксизм считает правовыми лишь те
правила поведения, которые изданы или санкционированы государством. В этом
аспекте его можно отнести к позитивистским учениям. Однако марксизм не
ограничивается в отличие от этих учений лишь внешним, формальным аспектом
права. С его позиции право не должно быть изолировано от социальных фактов.
Исходя из этой посылки, марксизм уходит от позитивистского видения права и
признает его "данность", под которой понимается естественная и социальная
среда, в которой происходит в ходе истории процесс "создания" права.
Законодатель отнюдь не всемогущ. Он не может творить право по прихоти, так
как связан в своей деятельности определенными реалиями как материального,
так и духовного порядка. Деятельность законодателя обусловлена и даже во
многом предопределена самыми разными социальными отношениями людей.
Включив в свое правопонимание идею о пределах власти законодателя,
марксизм тем самым отмежевался от позитивизма. Он в отличие от последнего не
наделяет законодателя полной правотворческой свободой. В своей
правотворческой деятельности законодатель связан многими факторами, как
входящими в сам правотворческий процесс, так и лежащими за его пределами.
Этот тезис о связанности законодателя сближает марксистское учение с
концепцией естественного права. Однако самому этому понятию он придает новый
смысл; оно более не связано, как раньше, с природой вещей, с абстрактной
сущностью человека, с вечной и всеобщей справедливостью. Главное, что
определяет с марксистской точки зрения деятельность законодателя,-- это
материальные условия жизни общества, способ производства, то есть отнюдь не
факторы идеального порядка, которые использовала доктрина естественного
права.
Однако такой подход не означает, что марксизм отрицает этические основы
и цели права. Став социалистическим, государство стремится к наиболее
полному сочетанию права и морали. Не нужно удивляться тому, что в обществе,
исповедующем материализм, ценность права подчеркивают указанием на его
моральный и справедливый характер.
172. Преходящий характер социалистической законности. В Советском Союзе
провозглашен и, несомненно, господствует принцип законности. Вместе с тем не
следует забывать, что этот принцип, как и вся структура социалистического
государства, служит потребностям переходного периода. Современное право
социалистических стран, пишет чехословацкий ученый В. Кнапп, в целом
справедливо с точки зрения социалистического общества, но оно не является
таковым, если смотреть на него с позиции будущего коммунистического
общества. Это диалектическое противоречие между справедливым характером
права с позиции социализма и одновременно его несправедливым характером, с
позиции коммунизма, исчезнет только в будущем, с отмиранием права при
коммунизме'. В будущем коммунистическом обществе не будет ни государства, ни
права, ни, следовательно, принципа законности. В советском праве нередко
встречаются институты, которые в рамках принципа законности провозглашают и
подготавливают неюридические формы завтрашнего общества. Иногда можно даже
встретить институты, которые, как нам представляется, не находятся в полном
соответствии с принципом законности. И первый, и второй случаи напоминают о
том, что советское общество не хочет быть и не является "обществом, как все
другие", и что вся его структура определяется доктриной марксизма-ленинизма.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 301 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!