Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каков размах и объем работы формированиz информационных навыков, проводимой сегодня в зарубежных вузах?



«Лишь немногие академические библиотечные службы не считают сегодня обучение информационным навыкам одной из своих важных функций» [10].

Это заметно по тем направлениям активности, осуществляемой в данной области, которые можно выделить на основе данных, собранных Отделом библиотечной и информационной статистики университета Лафборо [11].

Средний объем часов, которые тратит персонал библиотек на первичную и дальнейшую ориентацию студентов в институтах SCONUL, вырос за последние 6 лет с 13 часов до 22 (в расчете на 100 студентов). Эти показатели различаются, например, в «новых университетах», где цифры составляют соответственно 22 и 28 часов, тогда как для институтов входящих в CURL (Consortium of Research Libraries — Консорциум исследовательских библиотек) — 6 и 17. Хотя объем «обучения» отличается от вуза к вузу, общая тенденция вполне ясна. Число пользователей, получающих ориентацию или послеориентацию, увеличилось в среднем с 36% до 46%, тогда как в «новых» университетах оно осталось прежним на уровне 60%.

Вузы так же включены в развитие информационных навыков в рамках программ подготовки преподавательского состава.

Оперативная группа SCONUL исследовала причины такого роста посредством неформального опроса, проведенного при помощи электронной почты (била опрошены Беркбек Колледж, университеты Бристол, Центральной Англии, Ковентри, Гламоргана и Глазго, Голдсмитс Колледж, Лондонская школа экономики, Колледж Лапетера университета Уэльса, университет Ланкастера, Лидский метрополитен университет, Ливерпульский университет Джона Мурса, миддлсаксонские университета, университет Ридинга, университет долины Темзы и университеты Сассекса и Вестминстера) [9].

Результаты этого опроса были следующими. Новые технологии приводятся большинством респондентов в качестве главной причины. В число других причин включают разнообразие студентов, изменения в преподавании и обучении, требующие более гибких педагогических форм, модульный подход, проектные методы и ориентацию на формирование «способностей», а также осознание увеличивающейся сложности ресурсов, к которым студенты, как ожидается, должны обращаться, что часто сопровождается признанием преподавательским составом того, что им самим тоже требуется помощь, чтобы найти путь в этом «лабиринте». В некоторых ответах упоминалась все более широкая включенность персонала библиотек в передачу некоторых аспектов обучения на уровне аспирантуры и исследовательской деятельности. В некоторых институтах переход к оснащению студентов базовыми навыки пользования информационными технологиями иногда требовал от сотрудников библиотечных и информационных служб более общего включения в развитие навыков. Часто отмечают необходимость редукции базовых справочных служб в библиотеках посредством обеспечения студентов навыками, позволяющими им действовать более независимо и самостоятельно. Из ответов на вопросы становится ясно, что рост работ, связанных с формированием информационных навыков, вызван факторами, которые определяются с одной стороны спросом, а с другой — развитием технологий. Некоторые библиотечные службы так же признают необходимость демонстрировать выгоду от вклада денег со стороны «спонсоров» в ресурсы и службы. В определенных случаях такие действия воспринимаются как часть общего подхода к поддержанию качества студенческого опыта. Вузы по-разному оценивают значимость информационных навыков для стратегического планирования развития своих библиотечных и информационных служб.

Размах работ по формированию информационных навыков, осуществляемых в университетах и колледжах, тоже различается. Обычно проводятся нечто вроде «ориентационных» занятий — знакомство с библиотекой и ее службами, их расположением, возможностями и «процессуальными» темами (как мне получить книгу, как мне получить пароль для...?). Количество и содержание послеориентационных занятий различаются в разных университетах. Распространены специфические предметные занятия для конкретных когорт, наряду с многочисленными примерами включения их в предметный или модульный учебный план. Некоторые службы проводят на регулярной основе занятия по поводу «посещений» для оптимизации времени работы с пользователями. Службы небольших университетов рассматривают такие занятия как способ расширить библиотеку за пределы физических стен, включив в нее «виртуальные» источники. Например, располагающие в Лондоне вузы предоставляют информацию о других доступных лондонских библиотеках. Проводятся так же занятия по специализированных видам информации (например, информации о Европе, правовой информации).

Хотя объем указанной активности сам по себе впечатляет и при этом постоянно увеличивается, она не всегда осуществляется в рамках приоритетной задачи подготовки «информационно грамотных» людей. Многое отдается на откуп инициативе и действиям малых групп заинтересованных сотрудников (как библиотекарей, так и преподавателей-предметников), работающих самостоятельно и не связанных друг с другом в рамках общей структуры.

Те работники библиотек и информационных служб, которые заняты обучением, по сути являются «библиотекарями-предметниками» или кем-то в этом роде. Некоторые университеты сегодня рассматривают это как основную работу библиотекарей-предметников. Отдельные вузы создали внутри своих структур элементы «информационных служб», задачей которых является поддержка и обучение пользователей.

Многие из тех, с кем проводился неформальный опрос, не видели текущей необходимости в том, чтобы персонал, занятый такого рода работой, сам в свою очередь получал формальную подготовку. В значительном числе служб, однако, существует ясное осознание того, что персонал библиотеки следует «обучать и учить тому, как добывать знания». Число сотрудников, которые уже прошли подготовку в качестве преподавателей, естественно варьируется от вуза к вузу. Программа Edulib eLib (являющаяся частью общей программы «Электронные библиотеки», финансируемой Совместным комитетом по информационным системам, включающим различные британские фонды, действующие в области высшего образования) способствует помещению преподавательской деятельности библиотекарей в контекст теории и принятой образовательной практики.

Некоторые респонденты полагали, что появление Института обучения и преподавания (Institute of Learning and Teaching) повлияет как и на преподавателей-предметников, так и на сотрудников библиотек и информационных служб. «До сих пор большинство библиотекарей рассматривали свою преподавательскую роль как незначительную часть своей профессиональной деятельности и поэтому не чувствовали нужды в том, чтобы интеллектуализировать процесс», пишет Ричард Биддискомб, и затем описывает то привлекательное изменение в отношении, которое может наступить, когда преподавательский состав станет учиться у своих коллег библиотекарей в рамках формальной квалификационной подготовки. «Работа с учебными нуждами будущих лекторов, зачисленных на курс, будет не только важной, она изменит отношение профессиональных информационных работников к академическому персоналу» [10].

Один респондент подчеркнул, что этот подход к поддержке студентов (то есть когда тьюторы по предметам сами лучше оснащены для того, чтобы помогать студентам развивать подобные навыки) как более эффективен, так и более реален в отношении взаимодействия персонала и студента.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 186 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...