Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сознание, его структура и функции



Сознание – это способность человека воспроизводить окружающую действительность и себя самого в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык.

В психологии принято выделять следующие психологические характеристики сознания человека: рефлексивная способность, мысленное представление и воображение действительности и способность к коммуникации.

Рефлексивная способность сознания. Первая психологическая характеристика сознания включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психологические и поведенческие состояния, управлять ими.

Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. В случае мысленного представления действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей, человек сознательно отвлекается от восприятия окружающего и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании.

Способность к коммуникации третья характеристика человеческого сознания. Коммуникация – это передача с помощью языка и других знаковых систем другим лицам того, что осознает данный человек. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном, главном. Это главное закрепляется в понятийной форме. Таким образом, сознание тесно связанно с языком и речью и без них не существует.

Однако сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная опосредованная речью продуктивная деятельность людей. Продуктивной деятельностью следует считать такую деятельность, которая требует объединения, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Но для того, чтобы каждый участник совместной деятельности мог ясно представить себе эту цель она должна быть определена и выражена в слове. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов.

Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает это мир как существующий сам по себе, независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человека для себя может стать объектом познания.

6.3.2. Соотношение сознательного и подсознательного в научном творчестве

Под сознательными действиями понимаются действия, в том числе и творческого плана, которые осознаются личностью, находятся под его контролем и побуждаются волевыми действиями. Волевые люди принуждают себя к регулярной каждодневной работе, независимо от своего настроения и состояния. К таким людям принадлежал, например, писатель Э.Золя. Математик А. Пуанкаре, наоборот, не мог заставить себя работать, если не имел к этому внутренней склонности. Но им за всю творческую жизнь написано около пятисот статей и книг, что считается для ученого очень большим количеством. Этот факт говорит сам за себя. По-видимому, он подсознательно выбирал ту разновидность научной деятельности, которая наиболее подходила его состоянию в данный момент. Французский математик Эмиль Борель вспоминал, что его (Пуанкаре) мозг работал чересчур непрерывно, чтобы иметь когда-либо отдых.

Академик А. Мигдал делится своим опытом: «Есть только один путь – упорными и неотступными усилиями, решением вспомогательных задач, подходами с разных сторон, отбрасывая все посторонние мысли, довести себя до состояния …, когда смешивается сознание и подсознание. …Это состояние опасно потому, что близко к психологическому расстройству».

Известно, что Эйнштейн в период создания теории относительности доходил до галлюцинаций.

Анализируя психологию творчества, А. Пуанкаре отмечает. Что чисто интуитивные озарения происходят как вспышки молнии, как правило, найдя решение задачи, он ее временно откладывает, забывая о ней. Идея рождается без видимого внешнего толчка и волевого усилия. Это, по мнению Пуанкаре, свидетельствует о подсознательной работе, которая совершается в мозгу независимо от воли и сознания. Пуанкаре отмечает, что эти «…внезапные вдохновения происходят после нескольких дней сознательных усилий, которые казались абсолютно бесплодными. …Но они пустили в ход машину бессознательного».

Пословица «утро вечера мудренее» подсказывает, что принятие сложного решения нужно отложить до утра, задав подсознанию работу на ночь. Подтверждением этому является известный факт решения проблемы организации периодической системы элементов Менделеевым во сне.

Таким образом, творческая работа должна осуществляться сознательно и непрерывно даже в том случае, если она не приносит ощутимых результатов. Указанная деятельность позволяет собрать достаточное количество информации для организации работы подсознания, которое работает непрерывно, когда создание (в процессе сна отдыхает). Сознание логично, оно опирается на стереотипы, постулаты, аксиомы, законы. Если какое-либо решение противоречит логике сознания, оно отбрасывает его.

Подсознание в отличие от сознания, хранит гораздо больше информации и фактов, чем сознание. Оно обладает гораздо большей скоростью перебора фактов, образования подсистем знаний, на основе которых поставленная задача может быть решена. Но подсознание начинает работать эффективно только в том случае, когда оно активизируется сознанием для решения задачи. Для этого творческая личность должна системно работать, накапливать факты, подтверждать их объективность, использовать различные варианты решения задачи. Все это становится достоянием подсознания, которое начинает оперировать и фактами сознания и собственной информацией, что в большинстве случаев приводит к тому, что решение находится на уровне подсознания и «передается» далее на уровень сознания. На этом уровне он облекается в логическую форму, обосновывается и становится в конечном итоге приращением знания в конкретной области.

А. Пуанкаре (и другие известные ученые) различает четыре фазы творческого процесса: первая – подготовительная, вторая – инкубации или созревания, третья – озарения или инсайта и четвертая – проверки.

Первая (подготовительная) фаза творчества не начинается с фактов. Она начинается с осознания проблемы. Факты и ситуации, из которых вытекает проблема, как правило, доступны многим. Умение чувствовать, находить и ставить проблемы – одна из основных черт творческого мышления.

Одним из источников творческих проблем является осознание того, что положения, которые оцениваются многими, как истинные, являются заблуждениями. Хотя они и не противоречат фактам, но являются ошибочными.

Так люди долго заблуждались относительно устройства мироздания, полагая, что в его центре находится Земля. Система Птоломея, довольно неплохо (хотя и сложно) описывавшая движение планет, поддерживала такие представления, и лишь осознание Н.Коперником их ложности позволило ему создать геоцентрическую картину мира.

Творческие проблемы могут возникать из стремления найти новый и весьма интересный метод обобщения имеющейся информации. Так, Эйнштейн не делал экспериментов, не собирал новой информации. Естественно, чему он способствовал, - это новому подходу к информации, доступной всем и каждому.

Творческие проблемы чаще всего возникают при необходимости или желании улучшить качественные характеристики какого-либо объекта или создать новый объект, чем занимаются рационализаторы и изобретатели.

Творческая проблема отличается от простого вопроса, затруднения тем, что для ее решения нет заранее заданного метода алгоритма. Его находят в процессе поиска решения. Любой поиск предполагает наличие многих вариантов, путей, состояний. Цель поиска заключается в отборе лучшего из многих сравнимых по результату вариантов. Сознательный поиск возможных путей решения проблемы является продолжением подготовительной фазы творчества. Если удается точно определить, что собой представляет наилучший вариант, то становится возможным самый простой способ поиска – сознательный перебор вариантов. И хотя об этом методе сказано немало осуждающих слов, тем не менее им широко пользуются и ученые, и изобретатели, и детективы. Так, Пауль Эрлих, крупнейший немецкий ученый и нобелевский лауреат скрупулезно изучил свойства 605 препаратов, содержащих мышьяк, прежде чем нашел знаменитый «препарат 606». Но и после этого он не прекращал поиска, синтезировал и изучил еще 308 соединений ради того, чтобы ввести в медицинскую практику «препарат 904».

Если оптимальный вариант поиска поддается математическому выражению, ток поиску обычно подключают компьютер. Сегодня компьютеры – незаменимые помощники творческого мышления особенно в тех случаях, когда объем вычислительной работы или перебор вариантов поиска превышает человеческие возможности.

Одним из самых эффективных способов поиска вариантов решения проблемы, считает Гельмгольц, является рассмотрение ее со всех сторон так, чтобы возможно было сознательно учесть и рассмотреть все возможные усложнения и варианты.

В творческом процессе сознательный поиск очень редко завершается решением проблемы. Как правило, наступает такой момент, когда все доступные методы испробованы, а результаты нет. С осознания этого момента начинается вторая фаза творческого процесса – фаза инкубации или созревания. «Общеизвестно, пишет Дьюи, - что после долгой работы над интеллектуальной темой ум перестает функционировать с готовностью. Это условие является предупреждением для обращения сознательного внимания рефлексии на что-либо другое. После того, как ум перестал быть занятым проблемой, осознание ослабило свое напряжение, начинается период инкубации».

Временное отвлечение от проблемы воспринимается как отдых исследователя. «Но с большой уверенностью можно предположить, - пишет Пуанкаре, что этот отдых был наполнен бессознательной работой», итогом которой часто является подсознательно сделанный эвристический выбор. «Материал, - пишет Дьюи, - перегруппировывается сам, факты и принципы распределяются по своим местам, беспорядок превращается в упорядоченность и часто до такой степени, что проблема по существу решается».

Третья фаза творческого процесса фаза инсайта- внезапного озарения, эмоционально яркого осознания нужного решения. «Эврика» полностью относится на счет интуиции и часто противопоставляется логическому мышлению. Русский математик В.Стеклов отмечал, что творческий процесс происходит бессознательно. Формальная логика здесь никакого участия не принимает, истина добывается не ценой умозаключений, а именно чувством, которое мы называет интуицией. Она (истина) входит в сознание без всякого доказательства. Найденное бессознательной работой творческого мышления решение проблемы вдруг осознается настолько очевидным, что приходится лишь удивляться, как оно раньше не приходило в голову.

Критическая оценка интуитивной догадки проверка ее правильности или верификация составляет содержание четвертой фазы творческого процесса. Проверка необходима, потому что интуиция подводит значительно чаще, чем это принято рассказывать. В процессе проверки интуитивно полученные результаты упорядочивают, им придают стройную логическую форму. Интуиция уступает место логике.

Представляет интерес сознательного и подсознательного в виде:

сознательное – это поверхность восприятия;

подсознательное – это глубина восприятия.

Гемгольц, Гаусс, Пуанкаре, Луи де Броль, Ж.Адамар и другие ученые, специально наблюдавшие за своим творческим процессом и описавшие его, единодушны в том, что новые идеи не обязательно рождаются в результате логического вывода. К решению научных проблем, как правило, не приходят и посредством сознательного планомерного организованного поиска, хотя такой поиск, обычно предваряет нахождение решения. О решении догадываются, его подсказывает интуиция, догадка, озарение, инсайт в другой терминологии.

Исследования психологов, занимающихся творчеством, и педагогов, стремящихся развивать у своих учащихся творческое мышление, также подсказывают, что каких-либо алгоритмов поиска решения проблем, способных заменить инсайт, интуитивную догадку, не существует. Можно лишь в какой-то мере управлять ситуацией, ускоряющей момент наступления инсайта и развивать творческую интуицию учащихся с помощью довольно искусственных приемов.

Одним из источников творческих проблем является осознание того, что положения, которые оцениваются многими, как истинные, являются заблуждениями, хотя они и не противоречат фактам, но являются ошибочными. Так люди долго заблуждались относительно устройства мироздания, полагая, что в его центре находится Земля. Система Птоломея, довольно неплохо (хотя и сложно) описывающая движение планет, поддерживала такие представления, и лишь осознание Н.Коперником их ложности позволило ему создать геоцентрическую картину мира.

Наконец, творческие проблемы могут возникать из стремления найти новый и весьма интересный метод обобщения имеющейся информации. Так, Эйнштейн не делал экспериментов, не собирал новой информации. Единственно, чему он способствовал, - это новому подходу к информации, доступной всем и каждому.

Творческая проблема отличается от простого вопроса тем, что для ее решения нет заранее заданного метода. Его находят в процессе поиска решения. Любой поиск возможных путей решения проблемы является продолжением подготовительной фазы творчества. Если удается точно определить, что собой представляет наилучший вариант, то становится возможным самый простой способ поиска – сознательный перебор вариантов.

«Итак, чтобы творить – это значит выбирать, это значит различать». Но творческий процесс тем и отличается, что в поиск и оценку вариантов решения проблемы властно вторгается интуиция. Творческий ум как бы автоматические, подчиняясь подсознательному чувству, отбрасывает не нужные комбинации. «Бесплодные комбинации, - пишет Пуанкаре, - даже не приходят на ум изобретателю. В пределах его сознания появляются комбинации только действительно полезные и наряду с этим несколько других, которые он отбрасывает впоследствии, но которые носят до некоторой степени характер полезных комбинаций.

Русский математик В.Стеклов отмечал, что творческий процесс происходит бессознательно. Формальная логика здесь никакого участия не принимает, истина добывается не ценой умозаключений, а имен чувством, которое мы называем интуицией. Она (истина) входит в сознание без всякого доказательства. Найденное бессознательной работой творческого мышления решение проблемы вдруг осознается настолько очевидным, что приходится лишь удивляться, как оно раньше не приходило в голову.

Для проверки найденного решения часто стремятся построить цепочку рассуждений, чтобы проследить логический путь от догадки до отправной точки зрения. Иногда бывает полезным поступать наоборот: за отправную точку зрения взять проблему, а затем попытаться построить цепочку рассуждений, обосновывающих найденную догадку. Если тот или другой путь оказывается логичным, то это дает довольно веские основания считать найденное решение правильным. Иногда логическая проверка состоит в том, что строится новая теория, которая включает в себя как предельный случай прежнюю теорию, но объясняет факты, которые не могла объяснить прежняя теория. Так, теория относительности объяснила некоторые незначительные отклонения в движении Меркурия по своей орбите, что не могла сделать теория Ньютона.

Существуют другие более эффективные, хотя и более трудоемкие методы проверки. В области технического творчества самый простой способ состоит в построении образца. Ведь техническое устройство или работает или не работает. В этом случае легко установить и степень эффективности найденного решения. Другой способ состоит в воссоздании явлений, над которым билась творческая мысль, в искусственных условиях, в эксперименте. Часто чтобы проверить догадку, из нее логическим путем выводят следствия о новых возможных фактах, а затем ищут подтверждение этих выводов в эксперименте.

Из приведенной выше информации следует:

Творчество обычно определяют как процесс создания чего-то нового никогда раньше не бывшего.

Творчество касается не только научно-исследовательской работы, технических изобретений или решений школьной задачи нешаблонным методом. Оно также связано с производством и вопросами управления любыми сферами человеческой деятельности.

Творчество, как правило, не начинается с фактов: оно начинается с выявления проблемы и веры в возможность ее решения.

Кульминационным этапом творчества является открытие новой, основной, главной мысли или идеи, определяющей, каким образом может быть решена проблема, давшая начало творческому процессу.

Практика решения творческих задач показывает, что новые идеи открываются не каждому, а лишь подготовленному и заинтересованному в решении проблемы уму.

Очевидно, что творческое мышление не есть магическое заклинание, изучив которое можно приобрести возможность творить чудеса – решать творческие задачи любой сложности. И все же глубокое изучение творчества (творческого процесса) подсказывает, что его различные виды имеют много общего, протекают по сходной схеме, имеется ряд общих технических приемов творчества. Знание того, что представляет творческое мышление, как оно действует, дает возможность развивать его с помощью специальных тренировок, организованных совершенно сознательно, а самое главное достаточно эффективно управлять творческой деятельностью.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 731 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...