Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истина, ее роль в процессе исследования и познания



Непосредственная цель познания в любой его форме – истина. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания – заблуждение. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания. Они выражают две противоположение, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания, каждая из них имеет свою специфику.

Заблуждение знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах – и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо, сходя со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знаний (формирование химии из алхимии).

Истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности – в живом созерцании или в мышление. Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной).

Свойства истины.

Первое из них – объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знаний от отдельных людей. Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто И.Ньютоном.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, переходящее).

Абсолютная и относительная истины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается:

- во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

- во вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т.д. Это так называемые вечные истины, знание об отдельных сторонах предметов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо замеряются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например «истина» о существовании эфира, понятие о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приближенности, незавершенности.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет. Истина всегда конкретна. Конкретность – еще одно важное свойство истины. Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которое познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина – это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

Проверка знания практикой.

Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и поэтому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания является исходным и конечным пунктом познавательного процесса.

Истина – верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение ее такой, какой она существует сама по себе, не зависимо от человека и его сознания.

Согласно диалектическому материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории, которые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности.

Наука не склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко все более всеобщему, глубокому, точному и этот процесс безграничен.

Истина относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а только в известных пределах, условиях отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.

Каждая последующая научная теория по сравнению с предыдущей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории.

В каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится «частичка» абсолютного знания.

Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин.

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает, прежде всего, точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития.

Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки (о чем должен обязательно знать каждый исследователь).

В нашем сознании правильно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике. Если человек сравнивает свое понятие о вещах с другими понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно сравнивает свое понятие с самим предметом. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удается найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, которое он образовал.

Именно поэтому практика является критерием объективности и, следовательно, истинности чего-либо.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...