Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психоанализ и неофрейдизм



Психоаналитическая философия по своим методологическим установкам и

принципам представляет собой характерную и распространенную форму

биологистского подхода к общественным явлениям, которая оказывает широкое

влияние на буржуазную философию истории, эстетику, социологию, политологию

и т. д. Современные разновидности психоанализа, или фрейдизма, представляют

собой антропологистскую трактовку человека, согласно которой определяющими

факторами его поведения (а также культурно-исторического процесса в целом)

являются коренящиеся в самой человеческой природе и не подвергающиеся

историческому изменению инстинктивные силы и побуждения.

Согласно фрейдизму, структура личности включает три компонента. Это

область бессознательного, или оно, — самое глубокое основание естественно-

инстинктивных влечений, включающих в себя, прежде всего эрос, или инстинкт

жизни, и его протагониста — инстинкт разрушения и смерти танатос. Далее,

это сознательный компонент психики, собственно Я, которое пытается

согласовать бессознательные влечения человека с требованиями внешней среды,

общества. Наконец, это интериоризированные требования общества, обретающие

форму совести, моральной цензуры, ценностных норм,— так называемое сверх-Я.

Бессознательное, согласно фрейдизму, является ведущим и асоциальным

началом. Психоаналитики считают, что с точки зрения современной биологии

оно должно быть отнесено к генотипу, поскольку в основе своей является

наследуемым комплексом инстинктов. В силу этого оно не поддается

преобразованию под воздействием социальных факторов. Напротив, оно

автономно и само является ведущим фактором человеческого поведения.

Для объяснения механизма взаимодействия человека и общества сторонники

фрейдизма выдвинули две концептуальные схемы: «принцип удовольствия» и

«принцип реальности».

Постоянное столкновение принципов «удовольствия» и «реальности» порождает

в Я невротическое состояние, угнетающее человека и чреватое опасностью

резко негативной реакции либидо на социальные запреты. Исторически неврозы

возникали со становлением цивилизации как последствия табу на инцест,

каннибализм, убийство соплеменника. Самые ранние социальные запреты — не

достояние истории, они действуют и сегодня, негативно влияя на психическое

здоровье. «Влечения и желания, изнывающие под игом этих запретов, рождаются

заново с каждым ребенком,—писал Фрейд, — существует класс людей,

невротики, которые уже на эти лишения реагируют антисоциально».

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда

противоречий между биологическими влечениями и сознательными нормами,

сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в

итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим.

Человек по Фрейду, — это, прежде всего эротическое существо управляемое

бессознательными инстинктами.

Как видно, истоки социального, в том числе духовного творчества, человека

сводится к биологическим механизмам его жизнедеятельности.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 628 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...