Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 7: Социально-экономическое и культурное развитие Киевской Руси



Источником наших знаний о социально–политических и экономических отношениях на Руси является в первую очередь свод законов «Русская правда» (XI–XII вв.).

Киевская Русь была раннефеодальным государством. Частное землевладение в IX – начале XI в. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины. Складывание боярского землевладения шло тремя путями: 1) князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани, т.е. «прокорма», и она впоследствии превращалась в наследственное владение; 2) князь жаловал за службу дружинника землями из государственных ресурсов; 3) дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины.

«Русская правда» дает возможность узнать и о сословной структуре общества, которая находилась в стадии формирования. Независимыми группами населения были посадские люди и смерды – общинники (они платили налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Кроме свободных смердов существовали и другие категории, о которых «Русская правда» упоминает как о зависимых людях: рядовичи, закупы и холопы. Рядовичи заключали с вотчинником договор («ряд») и на его основе выполняли различные службы. Закупом назывался разорившийся смерд, который брал у феодала долг («купу») деньгами, скотом, семенами или инвентарем. После этого закуп отрабатывал «купу» в хозяйстве феодала. Холопы, челядь занимали самую низкую ступеньку социальной иерархии. Источниками холопства были: рождение от холопа, брак с холопом, совершение преступления и др. Наиболее распространенным источником холопства был плен. Правда, пленники у славян оставались рабами не всю жизнь, как у других народов, а по истечении определенного срока могли выкупиться, возвратиться на родину или остаться вольными. Преобладало свободное население.

Сословное деление общества существовало и в городах. В X–XI вв. расцветает их хозяйственная жизнь. Город являлся торговым и административным центром. Городское население было представлено ремесленниками, которые селились в слободах по специальностям (кузнечные, оружейные, кожевенные и др.). Вся ремесленная часть города называлась посадом. Горожане объединялись в податные общества, платили налоги, строили дороги, крепости и проч. В отличие от Западной Европы, городские ремесленники Киевской Руси не знали цеховых объединений. Привилегированное положение занимало купечество, особенно купцы–гости, ведущие крупнооптовую торговлю с иностранцами. Аристократией являлись крупные феодалы, княжеская администрация, боярство.

Сложившееся государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе стоял Киевский князь. Он был владельцем всей земли и являлся верховным военным предводителем, разбирал межплеменные конфликты, регулярно собирал дань с зависимых племен. Завоеванные племена сохраняли самостоятельность, но обязывались выплачивать дань Великому Киевскому князю. Система сбора дани сложилась в IX в. Сбор дани происходил двумя способами. Данники могли сами привозить ее в Киев (повоз), либо князь с дружиной собирал ее с подвластных территорий (полюдье). В X в. при княжении Ольги (945–964) были установлены определенные размеры дани («уроки», «уставы») и места сбора дани («погосты»). Причиной этого явилось убийство древлянами в 945 г. Киевского князя Игоря, пытавшегося произвольно увеличить ее размер.

Киевский князь осуществлял не только управление страной, но и защиту от внешних врагов при помощи дружины. Дружина играла огромную роль в жизни государства. Предание сохранило высказывание Владимира I, утверждавшего, что богатство, которое «лежит мертво», ничто по сравнению с храброй и сильной дружиной: «с нею можно доискаться и больше этого».

Уже в конце X – первой половине XI в. из ее состава выделяется высшая часть – старшая (или отцовская) дружина, а также дружина «молодшая», из которой комплектовалась дворцовая прислуга, княжеская охрана. Необходимо отметить, что дружина была неоднородна. Старшие дружинники, наиболее приближенные к князю, составляли постоянный совет – «думу» и именовались боярами (от «боляр» –боец, т.е. дружинник). Они назначались князем наместниками в наиболее крупные города. Постепенно с развитием феодальных отношений старшие дружинники, вслед за князьями, становились собственниками земли, владельцами вотчин.

Младшие дружинники (отроки, гриди, детские) исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов, а в военное время были воинами. Русский историк Н.П. Павлов–Сильванский отмечал, что, несмотря на большую близость к князю, на тесную нравственную связь верности, дружинники пользовались большой самостоятельностью в своих отношениях к нему. «Князь – их вождь, но не господин и не государь. Вольные верные мужи они верны ему... пока одобряют его действия». Воля дружины поэтому связывала волю князя.

Анализируя систему управления в Древнерусском государстве, необходимо остановиться на роли народного собрания (веча). Оно ведало вопросами войны и мира, решало основные вопросы управления, кроме того, вече ограничивало власть князя. Дело в том, что, приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключать «ряд» договор с вечем, обязывающий его блюсти интересы местного общества. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей». По мере развития феодальных отношений и укрепления княжеской власти роль веча снижается, и со временем сам термин «вече» становится аморфным понятием, обозначающим совещание вообще, независимо от его социального содержания. Исключение составляет лишь Новгородское вече.

Суд в городах и сельских округах творили тиуны и вирники, собиравшие виру (штраф за преступление). Существовали также вотчинные, общинные и церковные суды. Суд не играл важной роли в государстве. Немногочисленные должностные лица князя не могли проверить исполнение законов. Поэтому преобладали обычаи. В случае острого проявления классового недовольства князья и бояре прибегали к внесудебным формам. Летопись упоминает о случаях военного подавления восстаний в 1024 г. в Суздале, в 1068 г. в Киеве.

На первых порах существования Древнерусского государства отношения между людьми регулировались нормами обычного права с его кровной местью, общинным судом, принципом «око за око». Постепенно вводятся новые порядки. Уже в договорах Руси с Византией времен Олега (879–912) и Игоря (912–945) упоминается «Закон Русский», по которому судят княжеские мужи. Дополнением его являлись «уставы» Ольги и «Устав земляной» Владимира. Сведения о юридических нормах Х–ХП вв. известны из старейшего древнерусского свода законов – «Русская правда». До наших дней дошло более ста его списков. Он основывался на старых русских обычаях. Начало этому документу положил Ярослав Мудрый, а затем сыновья Ярослава во второй половине XI в. дополнили его новыми законами. Например, была запрещена кровная родовая месть, что являлось пережитком родового строя. Теперь же за убийство положен был денежный штраф – выкуп.

Основой для развития культуры Древней Руси была славянская культура. На формирование тематики художественного творчества Древнерусского государства оказали большое влияние такие политические события и процессы, как объединение восточнославянских племен; соперничество Новгорода и Киева; формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление его границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; расширение ее международных связей; начинавшиеся феодальные усобицы.

К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси. Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.

Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь).

Широкое распространение получили письменность и грамотность. Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.

Были открыты первые школы – в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.

Были заложены начала летописания – ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Киево–Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет», описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.

Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба», «Поучение детям»

Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.

Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане – в небольших деревянных домах; сельские жители – в землянках и избах.

Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.

В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота), хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.

Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие). Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.

Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 994 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...