Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(1810-1856)
Шуман принадлежит ко второму поколению романтиков. Часто его называют «неистовым романтиком».
1.Сферы деятельности Шумана.
· Композитор. Работал во всех известных жанрах, но особую ценность представляют фортепианные и камерно-вокальные произведения. В жанре симфонии Шуман выступил продолжателем традиций Бетховена (автор 4-х симфоний).
· Критик. Шуман – основоположник художественной музыкальной критики: статьи и рецензии строились в виде бесед определённых героев, которые обсуждали концерты, произведения, высказывали свои мнения по поводу творчества композиторов. Основные герои – Флорестан (резкий, импульсивный, активный) и Эвзебий (мечтательный, спокойный). Примиряющим началом выступал мудрый майстер Раро. Впоследствии Шуман назовёт Флорестана и Эвзебия двумя ипостасями своей собственной личности – противоречивой и непредсказуемой. Шуман – автор многочисленных статей, а также автор «Жизненных правил для музыкантов».
· Музыкально-общественный деятель. Наряду с Мендельсоном явился инициатором и основоположником Лейпцигской консерватории (1843). Выступал за ранее музыкальное образование, за обязательное общение детей с искусством.
· Пианист. Будучи виртуозным исполнителем, Шуман постоянно работал над совершенствованием своего исполнительского аппарата (изобрёл т.н. «немую клавиатуру»). В результате настойчивых занятий повредил правую руку (растяжение сухожилий). Карьера его как пианиста была завершена в 1840-м году.
2.Творческое наследие Р. Шумана
велико и многообразно. Среди фортепианных произведений: 3 фортепианных сонаты, 1 концерт, вариационные циклы, циклы пьес «Бабочки», «Карнавал», «Симфонические этюды», «Танцы Давидсбюндлеров», «Новеллетты», «Арабески», «Альбом для юношества», «Лесные сцены».
Камерно-вокальная музыка продолжает традиции Ф. Шуберта: вокальные циклы «Любовь поэта» и «Круг песен» на стихи Г. Гейне, «Любовь и жизнь женщины» на стихи Шамиссо, «Песни из «Вильгельма Мейстера» на стихи В. Гёте и др.
3.Черты стиля Р. Шумана:
· Образность представлена полярно противоположными эмоциональными состояниями – предельно взвинченным, экспрессивным (Флорестан) и предельно сдержанным, созерцательным (Эвзебий).
· Тематизм Шумана многоэлементный (как и у Бетховена).
· Гармония усложненная, характерны уходы в далёкие тональности, гармонические «смещения».
· Фактура преимущественно полифоническая, многослойная, с многочисленными подголосками.
· Шуман одним из первых воплотил в музыке принцип романтической иронии.
· В камерно-вокальных произведениях Шуман выработал принцип детализированного письма, когда каждое слово поэтического текста находит адекватное выражение в музыкальном интонировании.
«Любовь поэта»
(1840)
«Любовь поэта» -это цикл из 16 песен на стихи Генриха Гейне (автобиографический поэтический цикл «Лирические интермеццо»).
По сравнению с героем шубертовских вокальных циклов, герой Шумана более сложен, психологически противоречив, трагичен, отличается нервностью, тонкостью эмоций.
Развитие сюжета построено на движении от светлых мечтаний о любви (образ наступившей весны, цветов) через сомнение и разочарование (возлюбленная выходит замуж за другого) и завершается трагическим финалом – отказом от веры в любовь.
Музыкальный материал: слушать цикл целиком (около 20 минут). Наиболее предпочтительно исполнение Г. Виноградова (тенор) на русском языке.
Темы: «В сиянье тёплых майских дней»,
«И розы, и лилии»,
«В цветах белоснежных лилий»,
«Над Рейна светлым простором»,
«Я не сержусь» (лирическая кульминация),
«Напевом скрипка чарует» (драматическая кульминаци),
«Во сне я горько плакал» (трагическая кульминация),
«Вы злые, злые песни» (финал с фортепианной постлюдией в Des-dur).
«Карнавал»
(1834-35)
«Карнавал» - одно из лучших произведений Шумана, ставящее перед исследователями 2 проблемы:
1. Проблема содержания;
2. Проблема формы.
1.В отношении содержания важно соединение композиторской и критической деятельности Шумана в рамках фортепианного сочинения. Участниками «Карнавала» становятся герои его критических статей: Флорестан, Эвзебий, Киарина* (Клара Вик), Эстрелла* (Эрнестина фон Фриккен), Шопен, Паганини. В своих статьях всех прогрессивных музыкантов Шуман объединяет в «Давидово братство» («Давидсбунд») и противопоставляет их мещанам, которых называет филистерами или филистимлянами.
*Псевдонимы реальных людей.
2.Данный цикл представляет собой сюиту (последование разнохарактерных пьес) из 20 контрастных пьес. В то же время цикл является свободными (шумановскими) вариациями на тему ASCH (Аш – городок в Чехии, в котором жила Эрнестина фон Фриккен). Интонационно Шуман формирует 2 темы: A –Es – C – H и As – C – H (называет их сфинксами).
Так или иначе все пьесы основаны на данных интонациях.
3.Образная система «Карнавала»:
Ø Давидсбюндлеры – Флорестан, Эвзебий, Киарина, Эстрелла, Шопен, Паганини.
Ø Карнавальные маски, традиционные для итальянской комедии del arte (комедии масок) – Пьеро, Арлекин, Панталон, Коломбина.
Ø Необычные карнавальные маски – бабочки, пляшущие буквы, кокетка и т.д.
Ø Портреты музыкантов – Шопена и Паганини (Шуман выступает как блестящий стилист – стилизует шопеновский ноктюрн и виртуозную пьесу Паганини).
Ø Жанровый фон – Преамбула (вступление), Благородный и Немецкий вальсы, карнавальные сценки «Признание», «Пауза», «Реплика», «Марш давидсбюндлеров» и т.д.
Названия пьес для игры тем выделены жирным шрифтом в пункте 3.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1579 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!