Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Представим себе нередкую в рыночной экономике ситуацию, когда многие люди в силу различных обстоятельств, например потери работы в результате спада производства, живут в нищете. Должно ли общество им помочь, обеспечить их каким-то образом жизненно важными благами? Большинство людей в мире ответят на этот вопрос положительно, исходя из фундаментальных нравственных принципов справедливости. Должно ли общество при этом взять часть доходов у богатых и передать их бедным? Не все с этим согласятся. А если многие согласятся сделать это через налоговую систему, возникает вопрос о размерах налога и о распределении налогового бремени между группами населения с различными доходами.
Таким образом, очевидно, что многие вопросы экономической политики решаются исходя из принципов нравственности, зависят от этических взглядов и мировоззрения людей, главным образом политиков, влияющих на принятие решений. Очевидно также, что эти решения могут не зависеть от того, является ли данное решение экономически эффективным.
Вместе с тем соображения экономической эффективности также могут приниматься при определении форм и направлений государственного вмешательства в экономику. Как правило, формируя экономическую политику, общество выдвигает как цель большей справедливости и равенства, так и цель достижения максимальной эффективности. Но между этими целями существует определенное противоречие.
Артур М. Оукен (1975) писал: «Демократическое капиталистическое общество будет продолжать поиск лучшего взаимоотношения между царством права и царством доллара. И оно может достичь какого-то прогресса. Но будьте уверены, оно никогда не решит эту проблему, так как конфликт между равенством и экономической эффективностью неизбежен. В этом смысле капитализм и демократия действительно представляют собой невероятную смесь. Может быть, поэтому они нуждаются друг в друге, — вносится определенная рациональность в понятие равенства и определенная человечность в понятие эффективности».
Понятие справедливости — сложное и трудно уловимое. Это и нравственное понятие, и правовое, и политическое. В принципе слово «справедливый» означает многое: действующий беспристрастно, соответствующий истине, осуществляемый на законных и честных основаниях, истинный, правильный.
Справедливость — это справедливое, беспристрастное отношение к кому-либо или к чему-либо.
Справедливость означает равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами.
В более широком философском смысле справедливость — это понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его правах.
Например, понятие справедливости содержит в себе требование соответствия между правами и обязанностями членов общества, между трудом и вознаграждением, между преступлением и наказанием, между заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
Первоначально в истории справедливость означала равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. Но с возникновением частной собственности и развитием рыночной экономики углубляется общественное неравенство. Поэтому понятие справедливости усложняется, оно включает в себя не только равенство, но и различия в положении людей сообразно их достоинству. Например, справедливо, если большие и более качественные затраты труда вознаграждаются в большей степени. Другими словами, происходит разграничение следующих видов справедливости:
• справедливость равенства (уравнительная справедливость);
• справедливость пропорциональности (распределительная справедливость).
Существует множество идей по поводу того, что такое справедливость. В данном курсе речь пойдет об одной из важнейших сторон справедливости — справедливости как равенстве. И выбор между справедливостью и эффективностью будет рассматриваться как выбор между равенством и эффективностью (equity-efficiency trade off). Иногда проблему этого выбора называют дилеммой справедливости—эффективности.
В некоторых ситуациях этой дилеммы не существует. Речь идет о ситуациях, когда повышение степени равенства явно ведет к улучшению по Парето, т.е. к повышению эффективности. Приведем несколько такого рода ситуаций, когда большее равенство означает большую эффективность, в частности в случае:
• некоторых внешних эффектов (альтруизм и преступность);
• социального страхования;
• рынков капитала с несовершенной конкуренцией.
В случае с внешними эффектами речь идет о следующих двух видах внешних эффектов:
• озабоченность благосостоянием других членов общества;
• воздействие отрицательных поступков других членов общества на благосостояние людей.
В ситуацииу когда человека беспокоит благосостояние других людей и он передает часть своего дохода другим, его поведение можно назвать альтруизмом.
Человек может просто не любить нищету и неравенство, поэтому, передавая часть своего дохода другим, он получает удовлетворение. В экономическом смысле перераспределение его дохода улучшает его функцию потребления. На рис. 2.2 изображена кривая потребительских возможностей двух человек, один из которых является альтруистом. Перераспределение дохода от индивидуума А к индивидууму В ведет к изменению их потребительских функций UA и Uв таким образом, что положение их обоих на отрезке DD 1 улучшается, имеет место Парето-улучшение. Оба приобретают дополнительную пользу от снижения уровня нищеты.
Рассмотрим также другой внешний эффект, связанный с воздействием отрицательных поступков других членов общества на благосостояние людей. Речь идет, в частности, о преступности. Известно, что преступность тесно связана с уровнем неравенства и нищеты в обществе. Эту связь можно проиллюстрировать следующим образом. Уровень нищеты измеряется разными способами, например долей населения с доходами, составляющими менее 50% среднего уровня доходов. Уровень преступности можно представить как число ограблений, приходящихся на 1000 жителей страны.
Например, уровень преступности является более высоким в США, где уровень нищеты самый высокий из приведенных в табл. 2.1 данных по группе развитых стран. И наоборот, в Швеции низкий уровень преступности связан с наиболее низким уровнем нищеты.
Отсюда можно сделать общий вывод: с уменьшением неравенства преступность сокращается, что ведет к росту эффективности экономики, благосостояния общества. Это благосостояние растет, так как люди перестают бояться ограблений, не тратятся на различные меры предосторожности, не терпят убытков от ограблений.
Таблица 2.1 Связь между уровнем преступности и нищеты
Страна | Уровень преступности | Уровень нищеты |
Швеция | 0,3 | 6,5 |
Норвегия | 0,5 | 8,9 |
Швейцария | 0,5 | 9,8 |
Германия | 0,7 | 6,8 |
Нидерланды | 0,8 | 7,1 |
Великобритания | 0,9 | 13,9 |
Австрия | 1,1 | 14,9 |
Канада | 1,3 | 14,5 |
США | 1,8 | 17,6 |
Уменьшение неравенства также явно ведет к росту экономической эффективности и благосостояния общества в результате социального страхования. Многие люди не в состоянии точно прогнозировать свое будущее, не могут предвидеть многие жизненные обстоятельства, поэтому стремятся уменьшить возможные риски, связанные с неопределенностью. Например, они страхуют свое движимое и недвижимое имущество. По существу, в конечном итоге система страхования означает перераспределение доходов, перемещение богатства от тех, кто не пострадал, к тем, кто каким-то образом пострадал. Это верно в отношении как имущественного, так и социального страхования.
По многим видам социального страхования рынок его не обеспечивает или обеспечивает в незначительной мере, т.е. в этих ситуациях существуют сбои рыночного механизма, означающие снижение эффективности использования ресурсов общества. Это относится к страхованию по инвалидности, по старости, по безработице, по болезни. В названных ситуациях социальное страхование осуществляется государством, т.е. происходит государственное вмешательство в функционирование страховых рынков. Имеющее место перераспределение доходов и богатства в результате государственного социального страхования ведет к росту экономической эффективности и благосостояния общества, происходит улучшение по Парето.
Улучшение по Парето в результате перераспределения и уменьшения неравенства происходит и в ситуациях неполных рынков — рынков капитала с несовершенной конкуренцией. Рынки капитала могут быть неэффективными в том смысле, что они ограничивают доступ на них заемщиков, способных вернуть кредит и оплатить процент по кредиту. Для покупателей услуг отсутствуют условия свободной конкуренции. Подобные ограничения порождены асимметричной информацией на этих рынках. Банки не знают, кто может вернуть кредит, и требуют залог. Те, кто не обладает в данный момент достаточным богатством, не получает кредита. Особенно остро эта проблема встает для молодых людей, желающих получить образование или повысить квалификацию, т.е. инвестировать в свое будущее. Государственные кредиты или субсидии в сфере образования помогают решить ее. В рамках общества и с учетом долгосрочной перспективы происходят повышение эффективности по Парето и рост благосостояния в результате перераспределения доходов и уменьшения неравенства.
Таким образом, перераспределение доходов и уменьшение неравенства во многих случаях ведут к корректировке сбоев рынка, т.е. к Парето-улучшению, к росту благосостояния общества.
В приведенных выше примерах имелось в виду Парето-улучшение при одном варианте перераспределения доходов. Как правило, в действительности существует много такого рода вариантов, которые могут быть рассмотрены при общественном выборе. В простейшем случае, если есть человек-альтруист, способный передать сумму денег бедным, то эта сумма может быть передана разными способами. Предположим, есть трое по-разному бедных людей. Передаваемую сумму можно распределить между разными людьми в равной степени, в разной степени или распределять не между всеми, а выделить приоритеты. Возникает несколько вариантов перераспределения.
В действительности чаще всего имеет место такое перераспределение с позиций справедливости, которое не ведет к Парето-улучшениям. И в этих ситуациях также существует не один, а несколько вариантов перераспределения. При таком перераспределении в отличие от ситуации с Парето-улучшением будут как выигравшие, так и проигравшие. Для того чтобы выбрать лучший вариант, нужен какой-то способ ранжирования этих ва-риантов, или, выражаясь экономическим языком, нужна функция мищественного выбора.
Функция общественного выбора — это способ ранжирования доступных вариантов общественного выбора (правило коллективного выбора), она подобна потребительской функции, которая определяет предпочтения индивидуумов.
Способ ранжирования должен опираться на какие-то разумные и нравственно приемлемые принципы, следовать этим принципам. Эту проблему исследовал американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1972 г. Кеннет Эрроу (р. 1921), который сформулировал свою известную теорему о невозможности.
К. Эрроу доказывал, что функция общественного выбора должна быть полной (законченной) и транзитивной в ранжировании вариантов, подчиняться следующим четырем требованиям:
1. Принцип Парето (единогласие): если хотя бы один индивидуум предпочитает вариант X варианту Y и никто не предпочитает вариант Y варианту X, то общество предпочитает вариант X.
2. Универсальность: функция общественного выбора должна действовать при любом сочетании индивидуальных предпочтений.
3. Отсутствие «диктатора»: функция общественного выбора не должна зависеть от предпочтений и ранжировки одного индивидуума.
4. Независимость от посторонних альтернатив: общественный выбор X и Y должен зависеть только от того, как индивидуумы оценивают эти две альтернативы по отношению друг к другу, и не зависеть от отношения индивидуумов к какой-то посторонней альтернативе Z.
Теорема о невозможности утверждает, что не существует функции общественного выбора, удовлетворяющего одновременно всем четырем требованиям.
Иллюстрация того, что названные выше критерии являются несовместимыми, возможна на примере парадокса Кондорсе. Французский философ и математик Ж.-А. Кондорсе в конце XVIIIв. показал, что голосование по правилу простого большинства не гарантирует транзитивности коллективного выбора.
В табл. 2.2 приведены оценки различных альтернатив (X, Y, Z) тремя голосующими индивидуумами (А, В, С). Предположим, что X — это проект строительства школы, Y — проект строительства больницы, Z— проект строительства здания городского суда.
Голосование по предложенным проектам осуществляется по принципу простого большинства. Происходит попарное сравнение альтернативных вариантов. Если начать со сравнения вариантов X и Y, то голосующие А и В предпочитают вариант X варианту Y. Значит, общество выбирает вариант X. Точно так же голосующие
Таблица 2.2 Голосование по различным общественным проектам
Голосующие | Вариант для голосования | ||
X | Y | Z | |
А | 2 | ||
В | |||
С |
А иС выбирают вариант Y при сравнении Y w Z. При сравнении Z и X голосующие С и В предпочитают вариант Z, т.е. общество выбирает вариант Z.
Но если бы выбор был последовательным и непротиворечивым, т.е. транзитивным, то в последнем случае должен быть выбран также вариант X. Но этого не происходит, транзитивность общественного выбора при голосовании по принципу простого большинства не соблюдается. Таким образом, последовательный и непротиворечивый общественный выбор невозможен. Парадокс Кондорсе иллюстрирует теорему о невозможности К. Эрроу.
Транзитивность общественного выбора означает его последовательность и непротиворечивость.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 565 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!