Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Просодическая фонетика



Просодическая система (от греч. prosodia – ударение, припев) – это совокупность всех фонетических средств (высотных, силовых, временн ы х), которые участвуют в организации звуковых последовательностей (не отдельных звуков!), начиная со слога и заканчивая целым высказыванием, текстом.

Как и во всякой языковой системе, в просодии выделяются единицы и их признаки. Единицами просодии (суперсегментными единицами звукового строя) являются слог, фонетическое слово (такт), фонетическая синтагма, фраза. Ударение и интонация (называемые часто единицами) являются просодическими характеристиками, качествами, свойствами суперсегментных единиц: ударение создает, конституирует (от лат. constituere – устанавливать) такт, участвует вместе с интонацией в образовании синтагм и фраз. Слог тоже создается особым фонетическим качеством – слоговостьюодного звука в пределах некоторой последовательности звуков. Заметим, что такт образуется за счет ударности одного из слогов, синтагма – за счет наличия интонационно центра, то есть одного выделенного и противопоставленного всем другим слога, фраза – за счет интонационного противопоставления синтагм в своем составе. Таким образом, важным отличием суперсегментных единиц является их структура: фактически все суперсегментные единицы (слог, такт, синтагма, фраза) двухкомпонентны – один компонент оказывается выделен фонетическими средствами по сравнению с другим (или с другими). Такую структуру мы называем «акцентной структурой», где под акцентом понимается фонетическаявыделенность.

Эта мысль станет более ясной при обращении к конкретным суперсегментным единицам и их признакам. Обратимся к слогу.

Русский слог может состоять из одного, двух, трех или четырех звуков. Вот некоторые варианты: - а -, - р а -, - л а м -, - вр а з -. Все приведенные слоги сформированы вокруг слогового а, и ни один из оставшихся звуков в этих последовательностях уже не может взять на себя слоговую функцию. Каждый слог состоит из двух компонентов: слогового и неслогового, при этом слоговой компонент всегда равен одному звуку, а неслоговой имеет разные количественные варианты. В данных примерах слоговым компонентом является гласный звук а, который в данном окружении берет на себя слоговую функцию. Но может сложиться такая звуковая цепь, в которой обычно неслоговые звуки (например, р, л или даже в) окажутся слоговыми: так, при произнесении слова театр конечный р может звучать глухо, и тогда слово оказывается двусложным т е - а тр; но при звонком р на конце слова возникает такой контраст между глухим т и следующим за ним звонким р, что гласный а уже не в силах объединить эти звуки в один слог, и функцию слогообразования принимает р, а слово становится трехсложным т е - ар. Этот пример показывает, что слоговость не является абсолютной характеристикой звука, но возникает, образуется во взаимодействии звуков в речевой цепи, при этом двухкомпонентость (по сути – акцентность) структуры слога является базовым признаком слога как единицы суперсегментной.

Русский язык знает четыре типа слогов в зависимости от того, каким звуком он начинается и завершается: открытый неприкрытый (-а-), открытый прикрытый (-tа-), закрытый неприкрытый (-аt-), закрытый прикрытый (-tаt-). Понимание этого объясняет, например, такой факт: в абсолютном начале слова (в неприкрытом слоге) гласные не подвергаются редукции, и если мы произносим, например, слово озёра (мн.ч. от озеро), фонема О реализуется звуком [а] – [азóръ], но стоит прикрыть слог, например в озёра, и фонема О реализуется редуцированным звуком α.

В чем состоит значение слога для языковой системы русского языка? Во-первых, слог – реальная единица речевого потока, которую интуитивно опознают носители языка (особо одаренные используют в стихосложении); нейрофизиологи доказали невозможность распада слога (он минимальная, а значит неразложимая единица): у людей, страдающих особой формой афазии, при которой нарушается плавность речи, единство слога в составе слова сохраняется. Во-вторых, на слоговом принципе построена русская графика: звуковое значение буквы проясняется именно в составе слога. Исторически со слогом был связан морфемный состав слова, и, следовательно, слог хранит память о мельчайших компонентах смысла.

Подобно тому, как в последовательности звуков неизбежно выявляется «главный», объединяющий вокруг себя другие звуки – слоговой звук, в последовательности слогов рождается некое новое качество звукового ряда, объединяющее эту последовательность. Это качество – ударение, а новая суперсегментная единица русской просодической системы – такт (речевой такт, фонетическое слово).

Русское ударение – явление во многом уникальное. Оно без преувеличения – душа русского слова. Будучи акустически чрезвычайно сложным феноменом, свою главную работу оно выполняет на лексическом уровне языка. Л. В. Златоустова еще в середине прошлого века показала, что словесное ударение в русском языке многокомпонентно, при этом главным является количественный (долготный) показатель, с которым тесно взаимосвязаны интенсивность, высота тона, напряженность гласного, а степень выраженности того или иного компонента зависит от целого ряда условий – позиции звука в слове и даже слова во фразе (начальной, серединной или конечной), от типа мелодики, от качества гласного.

Сложность русского ударения определяется и тем, что оно разноместно (не закреплено на определенном слоге, как во многих языках) и подвижно (при изменении слова – склонении или спряжении – ударение перемещается с одного слога на другой). Подсчитано, что около 96% русских слов имеют подвижное ударение. Поэтому, заметим кстати, иностранцы, заучивая русские существительные, например, должны выучить наизусть всю парадигму склонения!

Русское словесное ударение многофункционально. Оно различает не только разные слова (óрган – оргáн,зáмок – замóк), значения одного слова (языкóвая колбаса – языковáя норма), формы одного слова (домá – дóма), но и людей: áлкоголь говорят медики и фармацевты, выбор между казакú и казáки покажет территориальную принадлежность говорящего, фонетические отцы и дети определятся в вариантах тóмы книгтомá книг, варианты красúвеекрасивéе различат людей по уровню речевой культуры.

В речевом потоке ударение объединяет не просто слово как лексическую единицу, но фонетическое слово (такт) – последовательность слогов; при этом объединены могут быть и два, и три слова, а порой – напротив: может быть расчленено на два такта обычное слово. Все это зависит от семантико-экспрессивного наполнения не только самого такта, но и синтагмы, в которую он включен, и в целом от содержания высказывания. В наших терминах и в аспекте нашего рассмотрения организация такта нацелена на содержание фразы, просодическое (собственно фонетическое, т.е. фонетическими средствами) конструирование которой и начинается уже на этапе такта.

Следующая суперсегментная единица – фонетическая синтагма – может состоять в русском языке, как показали специальные исследования, из ограниченного числа тактов – не более шести. Это определяется, в первую очередь, такой просодической характеристикой синтагмы как интонация – понижение и повышение тона. Интонационное движение в пределах синтагмы строится вокруг интонационного центра – ударного слога в том такте, на который падает так называемое синтагматическое ударение, фразовое ударение или ударение логическое. Будучи более сложной и функционально, и содержательно, синтагма более сложна и структурно: в ней три части – предцентровая, центр, постцентровая. Однако по общему правилу построения суперсегментной единицы она остается двухкомпонентной: такты, расположенные до и после акцентного такта, составляют акцентно не выделенный компонент синтагмы, а акцент находится на интонационном центре. Термин «интонационный центр» – условный, поскольку этот «центр» чаще всего находится не в центре синтагмы, а может занимать, в принципе, любую позицию: конечную, начальную или в середине. Вот несколько примеров из аудиозаписи М. Пришвина (рассказ «Случай на охоте») ВСТАВИТЬ ЛИГИ И ДРУГОЙ ЗНАК ДЛЯ УДАРЕНИЯ – ДВОЙНОЙ: / а͡ дер̎éвья / – однотактная с акцентом на середине, / м̎áло того / – двухтактная с акцентом на начале фразы, / возм̎óжно ли͡ это / – двухтактная с акцентом на середине, / и͡ ц̎éлую лыжу снял / – трехтактная с акцентом на начале, / оказал обр̎áтное действие / – трехтактнаяна акцентом на середине. Поскольку, как мы говорили выше, в синтагме может быть от одного до шести тактов и в каждом может быть три варианта места акцентно выделенного такта, по этому – исключительно структурному – признаку может быть выделено 18 типов синтагм. Эта характеристика – количественная. Но она оказывается весьма полезной, когда мы выходим за границы синтагмы и пытаемся обнаружить просодическое устройство фраз, периодов (сверхфразовых единств) или даже целого текста.

Е. А. Брызгунова выделила в современном русском языке семь интонационных конструкций (ИК), чем внесла большой вклад не только в теорию просодии, но и в практику преподавания русского языка иностранцам. Понятие ИК оказалось продуктивным и для разработки коммуникативного синтаксиса, в котором с помощью исследования интонации разрешаются многие вопросы организации высказывания (см. об этом подробно в разделе настоящей книги «Интонация как синтаксическая техника»).

В данном разделе нас интересуют те аспекты интонации, которые строят синтагму в первую очередь как единицу просодической системы, то есть как единицу, вырастающую из такта и врастающую во фразу, которая, будучи тоже единицей суперсегментной, должна быть организована неким новым просодическим признаком. По мнению некоторых исследователей, интонация заканчивается на фразе. В самом деле, во фразе все интонационные противо- или сопоставления синтагм оказываются разрешенными и завершенными. Те просодические средства языка, которые с помощью интонации выстраивали из тактов синтагмы, с помощью ударения – такты из слогов, вступили в сложные взаимоотношения на территории фразы. Для определения и описания этих отношений более всего подходит понятие ритмической организации, где просодический ритм (чередование типов тактов и типов синтагм) есть количественно-качественная характеристика фразы и текста в целом[1]. Скажем только, что во фразе – как в настоящей единице просодической системы – тоже может быть выявлен акцентно выделенный компонент (выделенные синтагмы), но для этого необходимо обращение ко всему массиву синтагм в конкретном тексте и статистическая обработка этих типов, что позволяет уже на этапе содержательного анализа обнаружить в тексте его смысловые и экспрессивные акценты. Ритм, таким образом, объединяет все суперсегментные единицы в просодическую систему языка.

ЛИТЕРАТУРА





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2064 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...