Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О совершении водоосвящения во дни святой Пасхи



Один из приходских священников Тверской епархии обратился в редакцию «Епархиальных ведомостей» с вопросом: «Следует ли на Святой Неделе во время совершения водоосвящения петь вместо «Святый Боже» «Елицы во Христа крестистеся»? и после двукратного пения «Спаси, Господи, люди Твоя», при погружении Животворящего Креста Господня, в третий раз «Христос воскресе»? Вопрошающий священник заявляет, что некоторые из его собратий по службе так делают и допускают еще иные изменения при водоосвящении в Пасху и тем вводят многих в недоумение и разномыслие.

Для решения первого вопроса: «Следует ли петь вместо «Святый Боже» «Елицы во Христа крестистеся»? - должно напомнить всякому те слова, которые поются при водоосвящении перед «Святый Боже». Слова эти следующие: «Пресвятая Богородице Дево, рук наших дела исправи, и прощение прегрешений наших испроси, внегда пети нам Ангельское пение». Ангельское пение, или Ангельская песнь, — это Трисвятое. По церковному преданию, эта песнь введена Церковью в богослужение при следующих обстоятельствах: в Константинополе во время одного землетрясения при императоре Феодосии XI христиане вместе с архиепископом своим Проклом выбежали в испуге за город и там стали молиться. Во время этого молебного пения один отрок в молитвенном восхищении слышал, как на небе Ангелы Божий пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же запел Ангельскую песнь в честь и славу Трисвятого Бога — с прибавлением смиренного моления «Помилуй нас», — и землетрясение прекратилось. И с той поры эта Ангельская песнь вошла в употребление во всей христианской Церкви под более известным именем Трисвятого. Ее-то и разумеет Православная Церковь, когда научает нас петь при водоосвящении: «Внегда пети нам Ангельское пение». Песнь «Христос воскресе» нигде не называется Ангельской песней. Поэтому совершенно напрасно некоторые священники заменяют во время освящения воды на Святой Неделе эту Ангельскую песнь словами Апостольскими: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Но говорят: «На Литургии во всю пасхальную Неделю вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». Что на Литургии в течение пасхальной недели Трисвятое заменяется словами Апостольскими, на это есть, или, вернее сказать, были свои уважительные причины. В древности накануне праздника Пасхи, а также накануне праздников Пятидесятницы, Рождества и Крещения Господня и в Лазареву субботу совершалось крещение оглашенных, которые во всю Святую Неделю, а равно и в праздники Пятидесятницы, Рождества и Крещения Господня и в Лазареву субботу приобщались вместе с верными Пречистых Тайн Христовых. Святая Церковь, разделяя с ними их высокую и чистую радость и вместе с тем научая их, какой великой милости они сподобились через Таинство Крещения, и узаконила петь в эти дни, вместо Трисвятого, или Ангельской песни, слова Апостола «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — те самые слова, кои оглашенные слышали тотчас после своего крещения и миропомазания и которыми Святая Церковь тогда выражала их радость. При пасхальных водоосвящениях никого из оглашенных не бывает, да и напоминания о них тоже не бывает. Следовательно, нет ни малейшего повода заменять Ангельское пение, или Трисвятое, словами Апостольскими.

Касательно второго вопроса: «Можно ли во время погружения Животворящего Креста Господня при водоосвящении на пасхальной Неделе петь два раза «Спаси, Господи, люди Твоя», а в третий раз «Христос воскресе»? — отвечаем: при таком пении замечается, прежде всего, некоторая непоследовательность и нелогичность; почему два раза поется «Спаси, Господи, люди Твоя», а в третий, и именно в последний раз, «Христос воскресе»? Почему не все три раза «Христос воскресе»? Ответа на это можно ожидать такого, какой и действительно дают: «Ради праздника Воскресения Христова». Но почему же ради этого величайшего из всех праздников «Христос воскресе» поется только один раз, тогда как именно ради величия праздника следовало бы уже петь или все три раза, потому что при всяком другом случае «Христос воскресе» обыкновенно поется трижды или уж, по крайней мере, перед «Спаси, Господи, люди Твоя»? Вместо предполагаемого исповедания величия праздника Пасхи не делается ли тут уничижения и умаления его?

«Ну, хорошо, — скажут нам сторонники нововведений, — мы и станем петь три раза «Христос воскресе» вместо «Спаси, Господи, люди Твоя» или один раз сначала, а потом два раза «Спаси, Господи, люди Твоя» -- станем петь именно ради величия праздника.

Таким скорым охотникам изменять церковные уставы можно так ответить: если ради величия праздника Пасхи можно петь, при водоосвящении в Неделю Пасхи, вместо «Спаси, Господи, люди Твоя» «Христос воскресе» три раза или один раз вначале или потом, то на том же самом основании в праздник Рождества Христова можно петь вместо «Спаси, Господи, люди Твоя», при погружении Креста Господня во время водоосвящения, «Рождество Твое, Христе Боже наш»; в праздник Пятидесятницы - «Благословен еси, Христе Боже наш»; а потом дойдет и до того, что в праздник Благовещения будем петь ради величия праздника, при погружении Животворящего Креста Господня, «Днесь спасения нашего главизна», в праздник Успения — «В Рождестве девство сохранила еси» и т.д.,— конца не будет произвольным нашим отступлениям.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...