Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О совершении Евхаристии и причащении Святых Даров



Священник И.В. просил редакцию «Церковного вестника» разрешить следующие недоуменные вопросы касательно совершения Евхаристии и причащения:

1) После возглашения «Святая святым» диакон, входя в алтарь, говорит священнику: «Раздроби, владыко, святый хлеб». Можно ли назвать святым хлебом Агнца, уже пресуществленного в истинное Тело Христово? По-моему, нельзя. Верно ли мое мнение?

2) Недавно мне пришлось служить собором; и перед причащением служащих первый священник раздробил не только часть Агнца «ХС», но и другие части — «НИ» и «КА», и мы, священники, таким образом, причащались частицами ХС, НИ и КА. Между тем в Служебнике ясно сказано, что священники причащаются только от частиц ХС; частицами же НИ и КА — только миряне; следовательно, мы поступили против слов Служебника.

Но, с другой стороны, по учению Святой Православной Церкви все, приобщающиеся Тела Христова, соединяются с Господом Христом, как бы ни была мала крупинка Святого Тела и к какой бы частице Святого Тела она ни принадлежала. Таким образом, священники, причастившись частиц НИ и КА, все одного же Тела Господня причастились. Спрашивается: для чего же существует в Служебнике такое положение, по которому священники должны приобщаться одними частицами, а миряне - другими? И можно ли приобщаться священникам частицами НИ и КА?

3) Когда приготовляются запасные Дары (для больных), следует ли раздроблять и разделять и частицы 1С и ХС? Если не следует, то в таком случае запасными Святыми Дарами нельзя приобщать священников и диаконов (что иногда бывает); если же раздроблять всего Агнца с частицами 1С и ХС, то не противно ли это будет словам Служебника: «ХС же, часть, раздробляй священником и диаконом. Тыя же две части святыя, еже, НИ, и еже, КА, причастником да раздробиши на части малыя, едино будет довольно по разсмотрению твоему».

По каждому вопросу редакция дала особые ответы следующего содержания:

1) Хотя некоторые диаконы, ввиду приведенных оснований, заменяют указанные в Служебнике слова на «Раздроби, владыко, святый Агнец», но, думается, без нужды, ибо название освященных уже Даров хлебом мы встречаем не однажды в святом Писании: «Да искушает себе человек и тако от хлеба да яст» и проч. Здесь, как и в словах Служебника, имеется в виду внешний вид хлеба, а не его существенное значение.

2) Служебник имеет в виду постоянных на каждой Литургии причастников мирских, что видно из всего состава молитвословий, особенно из слов: «Со страхом Божиим и верою приступите». В то же время отцы Церкви желали отличить служащих священников от мирян в принятии Таинства чрез распределение трех частиц Агнца. Но если частицы НИ и КА, из-за отсутствия или малочисленности мирских причастников, оставались бы для потребления Даров диаконом, то не лучше ли их употребить для самого причащения священнослужителям, чтобы, хотя и при соборном служении, не одна только, но три четверти Агнца достигали своего прямого предназначения?

3) Последний вопрос — праздный или основывающийся на слишком внешнем понимании дела. Неужели лишь определенные частицы святого Агнца могут соединять мирянина или иерея со Христом, а не весь Агнец? Всего естественнее, чтобы на Литургии 1С и ХС получили свое предназначение, а НИ и КА разделялись для запаса. («Церковный вестник», № 51, 1888 г.).





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...