Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Помазуемые святым елеем части тела у больного следует ли отирать пред чтением каждого Евангелия или делать это уже в конце елеопомазания при чтении разрешительной молитвы?



По словам вопрошающего (о. И.К.), «помазуемые святым елеем части тела у больного стираются уже в конце елеопомазания — при чтении разрешительной молитвы». Но такой образ действий при совершении Таинства Елеосвящения, замечает «Руководство для сельских пастырей», мы не можем признать правильным как не имеющий для себя никакого основания. В существующих Требниках даже и намека нет на то, чтобы помазуемые святым елеем части тела у больного были отираемы уже в конце елеопомазания — при чтении разрешительной молитвы; в древнерусских же Требниках (см., например, Большой Требник Петра Могилы, 1646 г., с. 468; срав. Требник Львовск. Изд. 1875 г., л. 183 на обор.) определенно и точно предписывалось отирать помазуемые части тела у больного не в конце елеопомазания — при чтении разрешительной молитвы, а тотчас же после помазания и прочтения совершительной молитвы «Отче Святый, Врачу душ и телес».

О первом помазании святым елеем больного в Требнике Петра Могилы между прочим замечено: «Помазующу же первому иерею, диакон, или другой иерей, бумагою абие (тотчас) истирает пома-занныя части тела, и отер вся, полагает первый клубок бумажный или мягких пачешок на блюде, седмь бо сих клубков и истиранию помазанных частей, яже по совершении Елеосвящения в церкви сожигаются, пепел же их под олтарь вкопан или в умывальное место всыпан да будет» (стр. 468). То же самое сказано и в Требнике Львовск. Изд. 1675 г., л. 185 на обор.). Таким образом, лучше следовать точным и определенным наставлениям древних Требников — отирать помазуе-мые части тела у больного тотчас после помазания и прочтения совершительной молитвы, а не делать это перед чтением каждого последующего Евангелия или в конце Елеосвящения — при чтении разрешительной молитвы, не имея на то никакого оправдания ни в существующих, ни в древнерусских Требниках. («Руководство для сельских пастырей», 1887 г., № 40 и 42).

Если случится совершать Таинство Елеосвящения во дни Святой седмицы, то как должно начинать его и какой петь канон пасхальный или же положенный на ряду в чинопоследовании Елеосвящения?

Начинать следует, само собою разумеется, с «Христос воскресе», которое в сем случае должно заменять «Святый Боже». Затем, поелику начало Елеосвящения по составу сходствует с началом молебнов вообще, то всего лучше и дальнейшее продолжение этого начала приспособлять к порядку «Како поется молебен на святую Пасху», излагаемому в Триоди Цветной. А здесь прямо говорится, что, совершая молебен, иерей глаголет: «Благословен Бог наш», а мы: «Аминь». Та же иерей: «Христос воскресе» (трижды). И далее — «якоже предъизъявися» в начале утрени. Вслед за сим, по чину Елеосвящения, диакон должен произносить ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» и т.д. Далее в том же чине полагаются: «Аллилуиа» (трижды) и тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Поскольку же известно, что и «Аллилуиа» в том смысле, как оно полагается в чинопоследовании Елеосвящения вслед за малой ектенией, т.е. как преддверие к тропарям «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», совершенно не употребляется на Светлой неделе, то вместо его («Аллилуиа»), следуя вышеуказанному Уставу молебна в неделю Пасхи, лучше после ектений пропеть «Предварившия утро, яже о Марии», а затем: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и т.д. Что же касается канона, то изменять его в пользу канона пасхального в данном случае нет надобности. В особенности это нужно сказать о тропарях этого канона, столь трогательных по своему содержанию и столь близко соответствующих самому существу Таинства и его значению для болящего. Необходимо только эти тропари читать внятно для больного, а не произносить их полуголосом, как это иногда делают большей частью, к сожалению, при совершении Елеосвящения. Ирмосы же «Моря чермную пучину» можно, пожалуй, заменить ирмосами канона пасхального, тем более, что ирмосы эти, как и ирмосы канона пасхального, особенного специального отношения к Таинству Елеосвящения не имеют.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...