Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Могут ли вступать в брак дети сводных сестер?



В «Руководстве для сельских пастырей» (1887 г., № 45) решается вопрос о браке между детьми сводных сестер, но решается неверно. «Руководство» полагает, что этот брак возможен: требуется только разрешение Преосвященного, по согласованию со Святейшим Синодом. Но ни Святейший Синод, ни епархиальный епископ не разрешит брака между детьми сводных сестер. Брак с сестрою жены брата положительно воспрещен 54-м правилом VI Вселенского Собора. На этом основании, по крайней мере в настоящее время, Святейший Синод не разрешает браков между всеми лицами, состоящими в таких степенях свойства, в каких находится к данному лицу сестра жены или свояченица его брата. Так, по сообщению «Подольских епархиальных ведомостей» за 1885 год, разновременными указами Святейшего Синода дано знать Подольскому Преосвященному, что оставлены без последствий прошения о дозволении вступить в брак следующих лиц: а) отставного унтер-офицера Авраама Резункова — с двоюродной сестрой его умершей жены, б) крестьянина Гавриила Коротана — со вдовой его двоюродного брата, в) крестьянина Иакова Игнатьева — с племянницей мачехи его, г) отставного солдата Ивана Костенка — с племянницей отчима. В 1886 году Святейший Синод, рассмотрев представленное Уфимским Преосвященным дело о вступлении белебеевского купеческого сына Н. Белова в брак с девицей — сестрой его зятя (мужа сестры) Е. Бочинской, определил признать означенный брак незаконным и недействительным и утвердил решение епархиального начальства о сообщении относительно противозаконного вступления в брак Белова с Бочинской уфимскому губернскому прокурору и о том, чтобы Белов и Бочинская были подвергнуты церковному наказанию. Что касается числа степеней между детьми сводных сестер и тождественными с ними свойственниками, их насчитывают некоторые не четыре (как следовало бы) а пять, полагая раздельную степень между мужем и женою по отношению к родственникам с той и другой стороны. Но такой способ вычисления не имеет основания ни в церковных правилах, ни в наших действующих законоположениях. По смыслу тех и других, муж и жена составляют одно как для исходящего от них потомства, так и по отношению к их родственникам по восходящей и боковым линиям. Святой Василий Великий в 87-м своем правиле, между прочим, говорит: «Аще кто, будучи одержим страстию нечистоты, впадает в безчинное совокупление с двумя сестрами, то и браком сие не почитается, и в церковное собрание таковые приемлются не прежде, как по разлучению друг от друга. Ибо как не может он взяти матерь жены своея, ниже дщерь ея (свою падчерицу), потому что не может взяти свою матерь, ниже дщерь свою, такожде не может взяти сестру жены своея, потому что не может взяти сестру свою». Таким образом, святой Василий Великий совершенно отождествляет родственников мужа с соответствующими родственниками жены, так что, например, сестра моей жены должна считаться в такой же родственной близости ко мне, как и кровная сестра; мать моей жены столь же близка ко мне, как родная мать: права родства общие для обоих, то есть как для мужа, так и для жены. Точно так же Кормчая принимает мужа и жену во всех случаях за одну степень.

Против соборного совершения Таинства Брака (распоряжение Орловского епархиального начальства)

На рапорте благочинного о совершении одним из священников города Мценска Таинства Брака соборно, в сослужении с двумя другими священниками, Его Преосвященство 26 марта 1888 г. положил следующую резолюцию: «1) Хотя в канонических постановлениях и чинопоследованиях церковных ничего не говорится относительно соборного совершения Таинства Брака, но если не говорится, то нет оснований утверждать, что и дозволяется, напротив, в чинопоследованиях церковных, например, в чинопоследовании Святого елея (в Требнике) и в Типиконе, там, где упоминается о соборном совершении богослужений, с точностью определяется и круг и порядок действия священнослужителей, участвующих в соборном совершении священнослужения; в чинопоследовании же венчания везде говорится об одном священнике и одном диаконе. 2) Ссылка священников, венчавших соборно брак, на книгу священника Воронежской епархии Сильченкова, кроме того, что неточна, говорит против действий сих священников; ибо а) у Сильченкова на странице 101-й не сказано, — как пишут священники в объяснении своем, что «по аналогии с соборным венчанием Особ Царской фамилии допускается возможность совершения браков соборне священниками», — напротив, в подстрочном замечании сказано так: при венчании Особ Царской фамилии совершает Таинство один протопресвитер, архиерей же и другие духовные лица стоят в облачении по правую и левую сторону престола в алтаре; так, например, было при совершении брака Наследника Цесаревича, — тогда как священники, венчавшие брак в Мценске, стояли не в алтаре, а по сторонам первенствующего священника, как пишут в своем объяснении; б) в книге Сильченкова сказано: «совершать Таинство Брака в сем случае должен один предстоятель»; между тем, из донесения благочинного видно, что из участвовавших в соборном венчании священников один принимал участие в обмене брачующимися кольцами, а другой — в сообщении брачующимся чаши соединения, а через такое действие расширяется смысл того основания, на которое ссылаются желающие доказывать якобы основательность своего действия, и поступок становится уже произвольным. 3) Ссылка священников на будто бы соборное венчание учителя Нетесина в 1871 г. опровергнута прилагаемым при деле отзывом протоиерея Декапольского, который совершал сей брак; но если бы даже и допустить случай сей, то это случай уже забытый; по сему-то в феврале сего года совершенный соборно тремя священниками брак и возбудил заявление о соблазне. 4) Нужды в совершении брака соборно в объяснении священников никакой не указывается. А если они говорят, что действовали по просьбе благотворителей, то есть лиц состоятельных, и для них допустили исключение, то сим самым подтверждают только заявление о нарекании их в потворстве людям богатым и в отказе прочим бедным прихожанам относительно принятия участия священнослужителей в соборной молитве о счастье и благополучии жизни брачующихся. Допускать же для всех соборное венчание значило бы вводить то, для чего нет основания в чинопоследованиях церковных, значило бы давать широту произвольному обычаю, значило бы дозволять несообразности, например, при венчании второ- и даже третьебрачных, когда какая бы то ни было торжественность неуместна. 5) Указание священников на двухклирные причты, которыми, будто бы обыкновенно, венчаются браки соборно, не заслуживает основательного уважения; так как ничем сие не подтверждается; а если и известно что-либо о сем священникам венчавшим, то на это нужно смотреть как на допущение подобного же рассматриваемому произвольного деяния; притом двух- и трехклирные приходские причты в существовании своем имеют совсем иное основание, а не для соборных служений определяются. Посему за допущенное священниками венчание брака соборно сделать им замечание и в предупреждение повторения соблазна и нарекания на духовенство в корыстных целях совершения Таинства Брака предписать (и предписано) духовенству Мценских церквей воздерживаться от соборного совершения Таинства Брака; причем разъяснить: если бы усердствующие к храму Божию прихожане стали обращаться к священнослужителям с просьбою принести соборную молитву священнослужителей о счастье и благополучии брачующихся, то по окончании совершения венчания (непременно одним священником и одним диаконом) могут священники отправить Господу Богу молебствие соборное по образцу соборных торжественных молебствий, совершаемых при крестных ходах или в местных соборных храмах в дни высокоторжественные, избегая, впрочем, торжественности при венчании второ- и третьебрачных. А так как венчавшие соборно священники указывают в своем объяснении на существующие будто бы примеры соборного венчания браков и в других городах Орловской епархии, то по настоящему делу разъяснение сделать чрез «Орловские епархиальные ведомости» известным духовенству Орловской епархии к сведению и руководству». («Орловские епархиальные ведомости», № 10).




Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 177 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...