Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философия есть форма рационально-теоретического систематического мировоззрения.
Что же такое мировоззрение?
Мировоззрение – это целостная, имеющая силу внутреннего убеждения, совокупность представлений человека об окружающей его действительности и его места в ней, определенный способ понимания, оценки и интерпретации как окружающей действительности, так и самого человека.
Мировоззрение реализуется и обнаруживает себя через поиск и утверждение некоторых важнейших результатов познания и действия, т.е. как обобщенное представление о мире и человеке. Мировоззрение, далее, ориентируется на безусловное и абсолютное (в каждую эпоху свое), т.е. отличается стремлением к поиску предельных образцов духовно-практического освоения действительности, достраивания представлений до целого. Иначе говоря, мировоззрение характеризуется чертой максимальности, т.е. условиями доведения результатов познания до уровня долженствования и идеала. Отсюда мировоззрению присущи черты универсальности и проективности, т.е. доведение знаний до их практического воплощения или нормативного уровня этого воплощения.
Особую роль в мировоззрении играет убеждение, которое является способом связи всех элементов мировоззрения. Под убеждением мы будем понимать внутреннее принятие содержания высказывания как истинного (правильного) и различать убеждения
а) на уровне веры,
б) на уровне мнения,
в) на уровне знания.
Реальные убеждения человека включают в себя разные виды убежденности и представляют некоторые ансамбли уверенностей, из которых одна преобладает и определяет качество целого. Речь может идти, во-первых, о субъективных убеждениях (субъективной уверенности), т.е. предрасположенности, предпочтении, связанных с неосознаваемым опытом и интересами; это принятие без объяснения и какой-либо аргументации; во-вторых, об интерсубъективном убеждении (интерсубъективной уверенности), т.е. общепринятости, авторитетности; в-третьих, об объективном убеждении (объективной уверенности) на основе принятия фактов, наблюдений, логических аргументов, научно проверенных положений.
В структуру мировоззрения входят элементы самой духовной культуры, а именно:
1. знания,
2. ценности,
3. проекты (модели предвидимого будущего).
Знание – это адекватное и обоснованное убеждение, т.е. то, что удовлетворяет трем условиям: 1) условию истинности (адекватности), 2) условию убежденности (веры, приемлемости), 3) условию обоснованности.
Ценность – это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности. Ценности в равной мере могут относиться и к существующему (сущему), и к должному, характеризуя значение оцениваемого для субъекта. Примеры ценностных суждений: М. Лютер – «На том стою, и не могу иначе!», Л. Толстой – «Не могу молчать!».
Ценности – это фундаментальные нормы, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивиду осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе выбор между конкретными целями рациональных действий.
Претворение знаний в созидание, направляемое ценностями, нуждается еще в одном звене – в проекте результата совершаемого практического действия, в «модели потребного будущего», в предвосхищающих действие моделях. Исторически, выделяясь из практического, мифологического и игрового проектирования, формировались специализированные формы проективной деятельности и сознания, в зависимости от специфики объектов, проекты которых следовало создавать – природных, социальных или человеческих.
Моделирование сферы общественных явлений (социальное проектирование) отличается от проектирования вещей тем, что создает модели объектов особого рода – институционально-организационного характера (общественных учреждений), включая утопические проекты. Создание моделей человека (педагогическое проектирование) выражается в создаваемых родителями и учителями идеальных образов своих детей и учеников, включая и самопроектирование (в игре и самовоспитании). Идеал в данном случае есть не что иное, как род проекта, воплощающий представление о совершенстве человека и совершенной организации жизни человечества и являющийся носителем наивысшей ценности. Идеал является конкретным представлением о «потребном будущем», образом этого желанного будущего.
Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения, имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, «научное» или натуралистское и философское.
Все перечисленные формы мировоззрения имеют нечто, общее, что и позволяет их относить к мировоззрению как таковому. Этим общим выступает решение основного вопроса мировоззрения, что позволяет строить разные системы ценностно-мировоззренческих ориентиров.
Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений.
Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения.
Второй критерий носит предметный характер: речь идет о реальности — природной или социальной, которая получает свое обобщенное теоретическое выражение в том или ином мировоззрении.
Третий критерий — универсально-синтетический, т. е. охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение. Всякое мировоззрение складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т. д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т. д. Это — активная позиция за или против каких-то других убеждений.
Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют
1) сущность природных и социальных явлений;
2) заинтересованные отношения людей к определенным явлениям;
3) обобщения, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.
Отправной точкой здесь выделяется обыденное мировоззрение, как некоторая предпосылка более высоких мировоззренческих типов. Это воззрение на мир, которое носит во многом случайный характер и складывается стихийно, в зависимости от самых разнообразных параметров взаимоотношения человека с миром. Это не систематическая форма мировоззрения.
Если считать обыденное мировоззрение некой нулевой точкой отсчета, как наименее систематизированное, то по степени отдаления от него выделяются три уровня мировоззрения.
Образно-эмоциональный уровень (искусство, мифология, религия), которое выражается в образах и символах, запечатляемых в музыке, живописи, архитектуре, религиозном культе и т.д. Это - «плод души».
Уровень перехода от образа к понятию, для которого характерно смешение «слов обыденной речи и философской терминологии».
Понятийно-бесстрастный уровень, который базируется на рациональных знаниях наук. «Мировоззрение третьего уровня – это «плод ума». Это мировоззрение компьютера. Оно выражается и в словах обыденной речи, и в формулах и схемах. Это уровень наук. Внешне можно было бы назвать этот уровень научным, в смысле истинного отражения дел. Но на самом деле это не так, так как данное мировоззрение базируется на предметном понимании истины и мира. Оно научно, в смысле истинности лишь относительно узкой части бытия. Тогда как целостное бытие, сочетает в себе и знания, и переживания мира, и должно быть выражено и образами, и понятиями.
Философия, в идеале, - это гармоничное соотношение души и ума.
При изучении мировоззрения как системы взглядов человека на окружающий мир выделяют следующие ступени мировоззренческого освоения мира: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.
Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, выступать как в положительной, так и в негативной окраске, подчеркивая состояние человека в зависимости от происходящего (например, абсурдности ситуации, трагичности). Состояние временного, преходящего потрясения, которое можно назвать состоянием «смыслоутраты», описал Л. Н. Толстой в гениальном произведении «Война и мир»: «С той минуты, когда Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины»[1].
Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.
Однако мироощущение и мировосприятие не отделимы от миропонимания. Они неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и определяя в нем место человека.
Другое основание для деления - это решение основного вопроса мировоззрения, то есть вопроса о взаимоотношении Человека и Мира, Мы и Мироздания, Я и Вселенной и т.п. Это те формы мировоззрения, в основании которых лежит то или иное решение вопроса о взаимоотношении «объекта мировоззрения» (мир) и «субъекта мировоззрения» (индивид, человек). В этом смысле, «мировоззрение – не простая совокупность знаний о мире в целом и не простая сумма наук. Мировоззрение может состоять и из совокупности заблуждений.
Исходя из решения этого основного вопроса, можно выделить два типа мировоззрения.
Антропоморфно-социоморфное мировоззрение, когда мир объясняется путем перенесения на него форм человеческого общения и психических свойств индивида. Это варианты художественного мировоззрения, выражаемые в системе образов. Оно подразделяется на субъективно и объективно художественное.
Натуралистско-редукционистское мировоззрение, когда люди осознают себя и общество, перенося на себя и общество законы природы, мироздания как такового.
Если соотнести уровни мировоззрения и два выделенных типа, то можно выделить виды мировоззрения, в зависимости от вариантов их сочетания.
Пример мировоззренческого самоопределения – теоретическая реконструкция космогенеза. Перед нами человек. Какова же должна быть вселенная, чтобы его существование не противоречило физическим условиям бытия в ней? Для этого требуется, прежде всего, наличие жизни как формы существования белковых тел. Однако белковые тела предполагают существование элементов тяжелее водорода (например, углерода и кислорода). Для появления тяжелых элементов требуется термоядерная реакция, которая может осуществляться только в звездах. Но для того чтобы в звезде возникли условия, необходимые для запуска термоядерной реакции, требуется несколько миллиардов лет. Такое время совместимо с эйнштейновской моделью замкнутой вселенной, если ее радиус на определенной фазе расширения составляет не менее нескольких миллиардов световых лет. Почему же с этой точки зрения Вселенная так велика? Потому что только в такой Вселенной возможно существование человека. Рассмотрим еще один важный вопрос, связанный с понятием мировоззрения.
3. Понятие «мир» и его значение [2]
Понятие «мир», объективное содержание которого выступает предметом мировоззрения, всегда органически связывалось со всем комплексом фундаментальных проблем философии. Уже в античной философии мир рассматривался как то, что не нуждается ни в чем, кроме себя самого, т.е. как нечто самодостаточное и самодовлеющее. Вообще вплоть до XVII века никому даже в голову не приходило утверждать относительно мира, что «нельзя объять необъятное». Мир считался созданным для человека, человекоразмерным и в этом смысле соответствующим человеческим возможностям охвата всего круга природных явлений в макроскопических представлениях. Такое понимание мира соответствовало представлению об ойкумене как обитаемом мире, как мире человека.
Начиная с XVII века мир как космос уже представлялся бесконечным как в пространстве, так и во времени Универсумом. Нет иерархии стихий и сфер, а есть однородная вселенная и единое вещество, из которого она состоит. И все это связано бесконечной механической причинной цепью.
Мир – это форма тотальности явлений в границах определенного типа реальности, комплекса материальных условий бытия, раскрывающего предельную сферу функционирования фундаментальных закономерностей, самодостаточных для детерминации всего многоразличия этого бытия и выявления его самодеятельности. Понятие «мир» дает представление о такой форме единства объектов (миропорядке), которая характеризует самодеятельность материи.
Высшим проявлением этой самодеятельности выступает деятельность человека, как универсального, общественного существа. Вот почему понятие «мир» центрировалось относительно возможности появления социальной формы движения материи. Это значит, что мир определяется как относительно условий, ведущих к социогенезу, так и относительно отрицательных условий его реализации. В последнем случае речь идет о мирах, не ведущих к возникновению человека, но служащих источником разнообразия Универсума. Через это разнообразие Универсум и выступает как сфера полного раскрытия всех возможностей развития материи. В том числе и тех, которые ведут к появлению жизни и разума.
Сказанное, разумеется, определяет мир в самой общей форме. Для конкретизации этого понятия целесообразно рассмотреть также его атрибутивные характеристики, совокупность которых и будем рассматривать как содержательную дефиницию категории «мир».
Во-первых, мир выступает как материальное единство многоразличного в сфере явлений, как форма целостности определенной системы природы. Как сфера бытия движущейся материи. Другими словами, мир – это целостность тотального комплекса определенных событий, явлений и процессов. Мир держится взаимным соответствием частей, ибо любой его компонент относится к одному и тому же целому. Так, спектры астрономических объектов свидетельствуют о том, что атомные часы идут независимо от того, откуда мы фиксировали излучение соответствующих частот (из области Солнца, сверхновой звезды или галактики, отстоящей от нас на несколько миллиардов световых лет). Это связано с тем, что часы. В какой бы части вселенной они не находились, относятся к одному и тому же миру, включены в один и тот же естественный порядок.
Во-вторых, мир выступает как качественная определенность пределов, в результате которой он выступает границей каждого своего объекта. Определенность понятия «мир» не исчерпывается его пространственно- временными масштабами. Так, в отличие от понятия «царство природы» «мир» не имеет пространственных границ в метрическом смысле. Его граница везде. Это внутренняя специфика, граница качественной специфики присуща всем явлениям, принадлежащим к данному миру. В этом смысле она проходит через каждую точку мировой совокупности, выражается в каждом ее объекте.
В-третьих, мир демонстрирует наличие определенного миропорядка как предельной сферы непрерывного и стационарного функционирования неких фундаментальных закономерностей. Речь идет о реализации мира как типа закономерностей, раскрывающих некий миропорядок. Миропорядок единообразен, т.е. един для всех частей мирового целого и сохраняется при всех реальных и возможных сменах состояний объектов, принадлежащих к миру. Миропорядок имеет пространственно-временные характеристики, но не сводится к ним. Важнейшей чертой фундаментальных закономерностей, характеризующих миропорядок, является стационарность и непрерывность их действия. Мир не допускает никаких «пробелов», никаких пропусков в функционировании своих закономерностей. Всякий такой «пробел» «выводит» объект в другой мир.
В-четвертых, мир характеризуется самодостаточностью всех детерминирующих многообразие явлений мира причин (полнота причин). Эта самодостаточность проявляется как полнота причин, необходимых для порождения известного мира явлений и их объяснения. В свою очередь, полнота причин означает, что в данном мире нет никакого внешнего, дополнительного стимула к существующей причиной структуре явлений. Нет ничего такого, что могло бы опосредовать его извне.
В-пятых, мир демонстрирует определенный уровень реализации тех возможностей, которые делают этот мир наблюдаемым для человека. Таким образом, мир центрируется относительно человека. Иными словами, естественноисторические условия появления человека (субстанциальная связь человека с миром) коррелируют с познаваемостью мира, его освоением человеком, с его наблюдаемостью.
В-шестых, мир задается определенным типом физической реальности. Тип физической реальности характеризуется:
а) специфическим сочетанием форм движения материи и
б) особой системой объектов (в качестве которых могут выступать столь различные предметные области, как корпускулярные, дискретно-прерывные, монадные и другие феномены вплоть до систем типа «мир»), а также
в) специфической геометрией (топологией) и
г) физической динамикой.
Перечисленным условиям отвечают определенные типы физической реальности: мир вещей, мир событий, вакуум). Рассмотренные физические реальности (мир вещей, мир событий и вакуум) характеризуют соответственно макро- и мега-мир, а также своего рода «мировой фон» физических процессов – вакуум, или т.н. меон («бездну»).
В-седьмых, мир выступает как определенный тип существования. Речь идет о возможном, действительном, эмпирическом, умопостигаемом и т.д.
Рассмотренные атрибутивные характеристики раскрывают специфический категориальный строй представлений о мире.
Поскольку категориальное строение мира раскрывает содержание, направление и характер феноменов природы, мир в свете современной науки уже не характеризуется предикатами вещи. Мир не задается как пространственно-локализованная вещь. Он определяется в пространственно-временном континууме, «точками» которого выступают события.
«Мир» не имеет какого-либо одного лица или ипостаси. Он содержит всевозможные ипостаси, ибо они меняются во времени и в различных системах отсчета. Каждое его изображение будет лишь проекцией, или усеченным миром, миром, отсеченным от своей истории, и, следовательно, лишенным возможности проявить свою самодостаточность и полноту причин. Поэтому наблюдаемая астрономическая Вселенная не может быть тождественна миру. Это лишь тот его «срез», который характеризуется средствами наблюдения и определенным временным интервалом его существования на шкале расширяющейся вселенной.
Мир также не имеет никакого определенного «места» в пространственном смысле. Он сам является вместилищем всех возможных мест и тем самым выступает как всеобщее место. Образно говоря, каждая точка пространства служит действительным пунктом «встречи» по крайней мере, микромира и мегамира и возможным пунктом «встречи» этих миров с макромиром.
Мир не имеет также какой-либо внешней причины, поскольку содержит все многообразие причинных цепей и выступает, в конечном счете, как причина самого себя.
Мир не исчерпывается какой-либо одной сущностью. Его явления раскрываются во всем многообразии проявлений бесконечной многоуровневости субстанциальных основ. Категория «мир» не совпадает с категорией «материя» и с понятием «природа», поскольку характеризуется особым «срезом» Универсума.
Вопросы и задания для самоконтроля
Лекция вторая. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИХ
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 819 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!