Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Практическое занятие № 3



по истории зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения

ПЕРЕХОДНЫЙ - ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ ХАРАКТЕР "БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ" ДАНТЕ

ЗАДАНИЯ

1. Прочитать "Божественную комедию" Данте.

2. Подготовить индивидуальные сообщения по темам:

— Художественное пространство и время поэмы Данте.

— Гражданский и политический пафос поэмы.

— Художественный язык поэмы.

ПЛАН

V

1. Замысел и построение "Божественной комедии".

2. Особенности жанра: средневековые традиции и новаторство Данте.

3. Смысл религиозно-нравственной концепции "Божественной комедии".

4. Новая концепция человеческой личности, реабилитация земного чувства (Франческа, Фарината, Улисс, Уголино) - по материалам первой кантики "Ад".

5. Образ Вергилия в "Божественной комедии".

ЛИТЕРАТУРА

1. Данте. Божественная комедия. (Перевод Лозинского; любое издание).

2. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. - М., 1987 (Гл. 17).

3. Баткин Л. М. Данте и его время. Поэт и политика. - М, 1975.

4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972. -С. 83-84, 152-153.

5. Едина Н. Данте. - М, 1967.

6. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте и мировая культура. - М, 1971, Вергилий. Стр. 51-58.

7. Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. - М., 1979.

8. Мандельштам О. Э. Разговор о Данте. - М., 1967.

Поэма Данте родилась в трудное время. Трудное для поэта, трудное для Италии.

Изгнанный из родного города, заочно приговоренный к смертной казни, утративший родной кров, друзей, близких, родного императора, Данте находился на грани отчаяния. Но столь же остро, как и личные беды, сердце поэта ранили беды Италии: раздоры, вражда, взаимная ненависть. Мир, казалось, безвозвратно заблудился в греховности; эсхатологичес кие настроения преобладали в обществе.

Как и многие другие, Данте утратил Надежду, но не утратил Веру. Веру в обновление в будущем каждого человека, веру в обновление Мира. Данте был убежден: именно поэзия м ожет помочь нравственно возродиться миру. А спасти мир - значит спасти Душу свою и Душу каждого. Книгу свою Данте писал с благородной целью - "вырвать

живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести к состоянию счастья" (из письма Данте к Кан Гранде делла Скала. Данте. "Малые произведения". М., 1968. С. 384-394). Поэтому и поэма Данте, как он объяснил и сам, начинается "ужасно и смрадно, ибо речь идет об Аде, а в конце - счастливо, желанно и благодатно, ибо речь идет о Рае".

Путешествие по загробному миру Данте начинает в 1300 году, и все то, что произошло после этого года, облекается в форму пророчеств. Год 1300-й папой Бонифацием YII был объявлен Юбилейным. Считалось, что это некая средняя веха мировой истории — 6500 лет со дня сотворения Адама и 6500 лет до Страшного суда.

Рубежным этот год был и для Данте. В 1300 году ему исполнилось 35 лет, что считалось серединой человеческой жизни. Полпути прошло Человечество, полпути прошел один из человечества — Данте. И наступила пора остановиться, задуматься, собраться с силами, выбрать верный маршрут!

В структуре "Божественной комедии" отражены средневековые представления о Числе. Число имеет огромную роль в системе символико-исторического метода Данте.

Со временем Аврелия Августина принято считать: Числа - это мысли Бога, их знание - ключ к познанию высших истин. Числа имеют магическое и нравственное значение. Числа - залог порядка и совершенства. По законам Числа строится прекрасное, в Числах выражается мировая гармония.

Число 3 и производные от этого числа - 9, 33 - лежат в основе архитектоники поэмы. В поэме 3 части, каждая из которых завершается словом "светила". Это трижды названный конечный маршрут с гранствий Данте.

Во второй и третьей части 33 песни, в первой - 33 плюс 1. 11оследнее не случайно: Ад_- символ дисгармонии и поэтому стройная "троичность" здесь разрушена. С другой стороны, 34-я песня Ада придает поэме абсолютную законченность. Всего песен становится 100 - число, символизирующее совершенство.

Символикой числа пронизана вся художественная ткань поэмы. Например, Беатриче упомянута в поэме бЗ раза, сложение этих двух чисел образует'9;4 ее имя рифмуется 9 раз. Христос упомянут только в 3-й части поэмы (^*Рай"), назван он 4 р_аза - число, символизирующее 4-х енангелистов, 4 элемента материального мира: землю, воду, огонь, воздух.

Поэма написана трехстишиями (терцинами). Сам способ рифмовки (АБА, БСВ, CDC) - каждый средний стих подготавливает

обрамляющие стихи последующих строф - выражают божеств енный ритм веч ного движения.

Поэма строилась по типу средневекового "видения", хождения по мукам, т.е. поэтических рассказов о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Средневековые "видения" подготовили много деталей, вошедших в поэму Данте.

"Божественная комедия" имеет также и античные источники. Обращение Данте к ним объясняется его огромным интересом к античным писателям, что является одним из главных симптомов подготовки Ренессанса в его творчестве. Из античных источников поэмы Данте наибольшее значение имеет "Энеида" Вергилия, в которой описывается снисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца.

Но традиционная жанровая форма подверглась коренной трансформации под пером поэта. Обычно в "видениях" душа человека пассивно созерцает, безгласно подчиняется высшей воле. Задача средневековых "видений" заключалась в том, чтобы отвлечь человека от мирской суеты, показать ему греховность земной жизни и побудить его обратиться мыслями к загробной жизни.

Данте использует форму "видений" с целью наиболее полного отражения реальной земной жизни; он творит суд над человеческими преступлениями и пороками не ради отрицания земной жизни как таковой, а имя ее исправления, чтобы заставить людей жить как следует. Данте не уводит человека от действительности, а наоборот, погружает человека в нее.

Данте не только признает могущество стоящей над ним божественной силы, но и понимает значение собственного "Я". Он поэт, пророк, избранник: на него возлагается великая миссия - спасти от грехсжшщи „себя и человечество, вернуть людям "потерянный Рай". Спасая свою душу, поэт спасает и человечество: так лирическое неразрывно сливается с эпическим.

В целом путешествие поэта по трем сферам потустороннего мира

символизирует этапы___искупительной жертвы Иисуса Христа: его

смерть/зйскресение, вознесение.

(Ад/- олицетворение греховности, символ Души, находящейся в плену ^ла.

Три зверя, преградивших дорогу поэту к холму добродетели -олицетворение трех видов греховности: рысь - сладострастие, лев -гордость, волчица - корыстолюбие.

Ад - построен по типу сужающегося конуса, разделенного на 9 сфер. В первом круге казнятся некрещеные, родившиеся до появления Христа. Со Второго по Шестой круг - место для невоздержанных. Формы этой греховности многообразны: сладострастники, чревоугодники, скупцы, гневные, еретики. Седьмой круг - насильники. Восьмой и девятый - обманщики, предатели.

, Ад - это нарушенная гармония, поэтому здесь все конкретно, угловат, контрастно.

Две краски определяют цвета Ада: красная и черная — кровь и тьма. Здесь особая музыка - хриплые стоны, крики казнящихся грешников.

В Аду.торжествует холод, неподвижность, ненависть, дисгармония, здесь нет места для любви, чести, движения, гармонии. Здесь нет солнца, ибо царство зла отрицает Свет. Путь поэта лежит к небу, в основе этого пути - мистическая вертикаль. Но обретение небесного блаженства есть отказ от блаженства немного. И хотя первое блаженство так свято и желаемо, но уж очень интересна и земная жизнь. Как притягателен ее высокий драматизм, ее яркие страсти! Возникает драматическая ситуация: поэт должен восходить по ве ртикали, его же постоянно отвлекает гориз онталь.

Путешествие по Аду - лицезрение греховности человечества. 11ройдя через Ад, Данте признал и свою греховность, и греховность человечества. Боль и трагедия закалили его. Опираясь на _Еазум, он сумел многое понять. Увидев во всем ужасе неблагополучие мира, он научился еще больше ценить Любовь, Честь, Веру, Долг.

Путешествие по Аду вместе с Вергилием стало и великой школой мужества. Слова Вергилия, обращенные к Данте, были адресованы к каждому из живущих на Земле:

Теперь ты ленность должен отмести, -Сказал учитель. - Лежа под периной Да сидя в мягком, славы не найти... Встань! Победи томленье, нет побед. Запретных духу, если он не вянет, Как эта плоть, которой он одет!

("Ад", XXfY. Перевод М. Лозинского).

Вто рое ц ар ство потустороннего мир а через которое предстояло пройти Данте, первоначальным христианством. не_ было признана Но сама идея очищения после смерти жила в сознании людей. Об этом говорилось в "видениях" Раннего Средневековья, а еще раньше о том же

писал в "Энеиде" учитель Данте Вергилий: "У других пятно преступления выжжено будет огнем". Но именно Данте был великим архитектором Чистидщца. По представлению поэта, Чистилище - это конусообразная гора, состоящая из двух уступов, предназначенных для нерадивых, и семи верхних уступов, где искупают грехи гордецы, завистники, гневные, унылые, скупы, расточители, чревоугодники, сладострастники. На плоской вершине горы находится Земной Рай, сама же гора окружена водами океана. В первой терцине каждой из трех частей поэмы есть ключевое по смыслу слово. Для Ада это будет Лес - символ заблуждения, для Рая -w Сияние - символ блаженства, для Чистилища - Парус - символ Надежды. Надежды-манящей, пленительной, воскресающей, лучезарной. И поэтому в Аду господствует ночь, а в Чистилище - день; свет прогонит тьму, вытеснит из души чернь греховности. Хаос Ада сменяется гармонией Чистилища. Здесь стираются контрасты, угасают страсти, краски становятся мягче. На смену драматического приходит лирическое.

У подножия Чистилища Вергилий смывает с лица Данте грязь и копоть Ада. По трем ступеням раскаяния Данте поднялся к вратам Чистилища, где ангел начертал налбу поэта семь "Р", означающих семь смертных грехов. Очиститься от грехов - это значит пройти по семи кругам Чистилища.

Подъем по чистилищу - это освобожде ние от плоти, от земных забот Но Данте прошел этот путь, думая о земле, о ее страстях и ее драмах. Данте очищает свою дунгу от мирского, а размышляет о делах государства и церкви, печ алится о "больной" Италии, восхваляет античность, восхищается величием человека.

Кульминацион ный пункт странствий Данте по Ч истилищу -вступление в пределы Зе много Рая. Здесь на цветущем лугу появляется юная и прекрасная Мательда — символ радостного земного счастья, свободного от насилия, стяжательства, алчности. Это мир нетронутой прекрасной природы. Но это и рубеж - от земного к небесному. Поток, протекающий в Земном Раю, разделяется на два: один - Лета -истребляет память о совершенных грехах, другой — Эвной - воскрешает память о делах добрых. Это и есть то место, где Вергилий должен оставить Данте. Разум сделал свое дело.

Теперь возможности разума исчерпаны. Вергилий говорит Данте: "Тебя мой ум и знания вели, теперь своим руководись советом". Вергилий - вождь, учитель, проводник - оставляет Данте. Это знак расставания с земными интересами, с земными привязанностями, с земным миром.

На смет Вергилию появляется Беатриче. Вместе с ней. олицетворяющей божественную любовь и смирение. Данте дано иступить в Рай.

Путешествие по Раю - это путь от одной небесной сферы к другой.

Первая из них - Луна, область тех, кто вынужденно нарушил обет;

затем Меркурий - место деятельных.

Венера - любвеобильных.

Солнце - мудрых.

Марс - воителей за веру.

Юпитер - справедливых,

Сатурн - созерцателей.

Звездное Небо - область торжествующих.

Но у всех, кто находится в Раю, есть особая привилегия - они не прикреплены наве рно к еди ной сфере и могут свободно подниматься в)мпирей. созерцая там Тройное божество: "Ибо всякая страна на небе I'aii. хотя и в разной мере".

В Аду свет молчит, в Раю - звучит, говорит, поет и даже..пахнет, (нет - высшая красота. От неоплатонизма и ветхозаветной эстетики идет \ беждение Данте в том, что свет -_ проявление божественной идеи. Свет говорит о святости, и потому божественное светится ярче, поэтому красота Беатриче все больше и больше светлеет. В светоносном Раю чувства очищаются и просветляются: здесь господствует Любовь, блаженство, созерцание.

Центральное событие дантовского странствия по Раю - лицезрение I'лиской розы. Поэта столь штотно обволакивает свет, что он теряет зре ние. а затем сразу же прозревает. Но видит он теперь по-шюму. ()i ныне его взор способен выдержать любой яркий пламень. Данте поражен открывшимся перед ним. Он хочет поделиться с Беатриче, но се \ же рядом нет. а на ее месте - святой_Бернард. Это она. Беатриче, послала iapna к Данте, чтоб "без преград свершился его путь7'.

Бернард - символ мистического созерцания.

Прототип героя - знаменитый мистик средневековья - Бернард Клервоский, который учил, что абсолютная истина постигается через озарение, экстаз, в результате мистического общения с божеством. И 1лкой миг наступает у Данте - он видит Святую Троицу:

Я увидал, объят Высоким Светом

И в ясную глубинность погружен.

Три равноемких круга, разных цветом.

Один другим, казалось, отражен...

("Рай''. XXXIII. Перевод М. Лозинского).

И наступает полная гармония между человеческим и божественным, личным и мировым. Данте не сказат о том. что он увидел, передав лишь свои впечатления от увиденного

Цель книги Данте - не в изложении вечных истин "Комедия" не декларирует и не наставляет, а прославляет неустанный героический порыв к истине, к нравственному совершенству. И двигатель этого - Любовь, Любовъ к земному и небесному. "Любовь, что движет солнца и светила".

Величайшая заслуга Данте в том. что он выдвинул принцип вну тренней ценности человеческой личности.

Процесс формирования личности в Западной Европе, который обычно относят к Возрождению, уже имел место в средние века. Но в середине века позитивную оценку в личности получает преимущественно лишь типическое, повторяющееся, а потому такие качества ее, которые делают ее пригодной к общению и к коллективному действию с себе подобными, вместе с другими членами социальной группы, корпорации. Не часть, но целое, не индивидуальность, а сверхиндивидуальн ое, общее выступают на первый. ддан_

Средневековый богослов Фома Аквинский, рассматривая проблему отношений индивида и общества, провозглашал примат общего блага над индивидуальным. Но вместе с ним он не считал общество самостоятельной субстанцией - в отличие от индивида, ибо общество состоит из лиц. объединившихся для достижения определенной цели. Личность обладает бессмертной душой и способна лицезреть бога, общество же на это не способно. Оно представляет собой средство, личность же - цель, и потому обхцеспю служит личности

Значение индивида еще более "подчеркивается в построениях другого богослова Дунса Скотта, утверждающего неповторимость каждого отдельного индивида.

Данте показывает целую галерею живых людей, наделенных различными страстями, изображая Ад; он едва ли не первый в западноевропейской литературе делает предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения полнокровных человеческих образов спускается в загробный мир. Данте конкретизирует и индивидуализирует образы грешников (в отличие от средневековых "видений", дававших самое общее, схематическое изображение их). Вес персонажи 'Божественной комедии", в особенности се первой кантики, глубоко отличны др\г_от_друга^хотя и обрисованы лишь двумя-тремя штрихами. Умение нарисовать образ на самом узком пространстве - одна из основных черт поэтического мастерства Данте.

Обнаруживая живой интерес к земной жизни, Данте пересматривает с этой точки зрения целый ряд церковных догматов. Для мою поэзией становятся разные свойства человека, разные черты его духовной жизни.

Так, например, внешне солидаризируясь с учением церкви о i реховности плотской любви и помещая сладострастных во втором круге Ада, Данте внутренне протестует против жестокого наказания, постигшего Франческу да Римини, обманом выданную замуж за Джанчотто Малатеста, уродливого и хромого, вместо его брата Паоло, Джаичотто заколол обоих. Лаконичный, поразительный по силе рассказ Франчески о ее грешной любви, которая привела ее вместе с возлюбленным и Лд, выслушивается поэтом с горячим сочувствием к их страданиям, и он питается чувств по окончании рассказа Франчески (песнь Y).

За небольшим исключением Данте ^выводит не легендарных шрсонажейц—а^ди ц, хорош о ттзвестных читателю. Загробный мир не противопоставляется реальной жизни, а продолжает ее, отражая существующие в ней отношения. В дантовском Аду бушуют, как и на юмле, политические страсти. Гордый гибеллин Фарината дельи Уберти, наказываемый в Аду среди еретиков, по-прежнему полон ненависти к i иельфам и беседует с Данте о политике, хотя и заключен в огненную могилу ("Ад", песнь X). Данте восхищается могучей волей и героизмом Фаринаты, который спас родной город от разорения. Поэт сохраняет в •.пробном мире всю присущую ему политическую страстность и при мпче страданий своих врагов разражается бранью по их адресу.

Данте критически пересматривает аскетические идеалы церкви. Иременами соглашаясь с церковным учением о суетности и греховности i гремления к славе и почестям, он в то же время устами Вергилия иосхваляет стремление к славе. Поэт ^превозносит и другое свойство человека, столь же сурово осуждаемое церкч)вью,-_1тьгхливость__^маг .к а жду знания, стремление выйти за пределы узкого круга обычных понятий, и представлений. Яркой иллюстрацией этой тенденции является шмечательный образ Улисса (Одиссея), казнимого в числе других нукавых советчиков. Внутри двурогого движущегося пламени в восьмом рис восьмого круга Данте услышал голос иной эпохи. В пламени 1аключен дух Улисса. Данте всматривается в темноту с вершины моста, нагнувшись так, что упал бы вниз, если бы судорожно не вцепился р\ кой в каменную плиту. В страстном желании узнать тайну, приподнять завесу запретного Данте походит на самого Улисса. Улисс предстает как трагический борец против всемогущего рока.

Улисс одержим жаждой знания, победившей в его душе любовь к (шижним и к родной стране. Данте сам разделял страсть Улисса "изведать

мира дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны", а также был убежден в том, "что знание является предельным совершенством нашей души и в нем заключено наибольшее блаженство" ("Пир", 1, 1, 1).

В мифе, созданном Данте, безумный полет в неизвестное ладьи Улисса продолжался пять месяцев, пока перед дерзновенным и его спутниками не предстала отромная гора, откуда налетел страшный вихрь. В водовороте погиб корабль, и спутники Улисса, и сам Улисс, нарушивший меру вещей. Героическое столкнулось с запретным. Так погибли и герои древнегреческих трагедий, противясь до конца воле богов.

Данте-моралист, бросивший окруженную пламенем душу Одиссея в восьмой ров Злых I Целей, снова противоречит сам себе, борется сам с собою, и в этой борьбе дух Возрождения побеждает в нем богослова. Раздается голос Улисса, взывающего к своим спутникам: "О братья, - так сказал я, - на закат Пришедшие дорогой многотрудной! Тот малый срок, пока еще не спят Земные чувства, их остаток скудный Отдайте постиженью новизны, Чтоб, солнц)' вслед, увидеть мир безлюдный!"

("Ад", XXYI, 112-120).

Выразителен и один из самых страшных эпизодов поэмы -jmmojL. _с Уголино, которого поэт встречает в девятом круге Ада, где наказывается величайшее, с его точки зрения, преступление -предательство. Уголино рассказывает, как предательски был умерщвлен былым союзником архиепископом Руджьери, чью голову грызет сейчас: заточен с детьми в башню, где сначала дети, а потом он умерли с голоду. До этого сам он был виновен в некоем предательстве, не имеющем сюжетного отношения к смыслу данного эпизода. Рассказ Уголино о муках, испытанных им в ужасной башне, где на его глазах умерли от голода один за другим его четыре сына и где он, в конце концов обезумевший от голода, набросился на их трупы, является одним из самых потрясающих мест "'Божественной комедии".

Путеводителем Данте во время странствований по Аду и

Чистилищу является Верг илий. Язычник Вергилий получает в поэме

Дате роль, которую в средневековых "видениях" обычно исполнял ангел.

В системе морально-религиозной концепции "Комедии" Вергилий

олицетвор яет человеческий Разум. Это поэт-пророк. Как было принято

считать в те времена, Вергилий предсказал и своей знаменитой I Y эклоге

рождение Иисуса Христа. Великий поэт прозрел то, что было неведомо

другим. А потому Вергилий и первый проводник Данте. Выходить из

греховности следует с опорой на Разум. Человечество и каждый человек

нжжны опомниться, одуматься, мерой разума оценить свои деяния. Но ШММОЖНОСТИ Разума имеют свои пределы. Очистившаяся от греховности чу шл достигает такой святости, когда человеческий Разум должен уступить viccto Божественной Любви. Это происходит в "Чистилище", в пределах IcMiioro Рая. Вергилий оставляет Данте, ему на смену приходит Беатриче.

Но Вергилий - как символ (знак и образ) - имеет и другой -• нстский, политический, исторический смысл. Вергилий - сын Великой Римской империи века Августа. Он самый великий ее гражданин. Сама же Империя - политический идеал Данте. Поэтому Вергилию-ироводнику и назначено вывести из леса заблуждений раздираемую t mv гай междуусобиц Италию. Возвратиться к устоям Римской империи ишчит найти дорогу к миру и согласию.

Вергилий, наконец, проводник Данте и в просто биографическом пиане. Это любимый поэт создателя "Божественной комедии", его \ чм гель, источник неиссякаемых творческих вдохновений...

Таким образом, средневековая литература Запада, достигнув иысочайших вершин в творчестве Данте, открыла путь к другой hi i ера турной эпохе, эпохе Возрождения.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 1519 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...