Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б) . Формы и виды субъектов предпринимательской деятельности



Предпринимательская деятельность неоднородна и может классифицироваться по различным основаниям: видам деятельности, формам собственности, направленности и т.п. Длительное время в отечественной литературе господствовало положение о наличии двух форм предпринимательской деятельности — индивидуальной (частной) и коллективной. Основанием для их разграничения служило использование или отказ от применения конструкции юридического лица. К индивидуальной форме традиционно относится предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица и деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства. Считается, что индивидуальное предпринимательство связано с созидательной деятельностью индивида и членов его семьи. Однако данная характеристика не имеет правового содержания и в большей степени характеризует экономическую составляющую индивидуальной хозяйственной деятельности. Под коллективной формой понимается деятельность участников оборота путем создания нового субъекта права — юридического лица, от имени которого происходит осуществление предпринимательской деятельности. В коллективном предпринимательстве, по мнению большинства авторов, инициативным делом занят коллектив. Представляется, что указанная классификация в значительной мере условна и не соответствует современным экономико-правовым реалиям. В ней не учитывается договорное начало создания крестьянского (фермерского) хозяйства, которое заложено в законе, а также возможность создания в любой организационно-правовой форме коммерческой организации так называемой одночленной корпорации, т.е. компании одного лица (за исключением кооперативов и унитарных предприятий). Не менее значимой является и характеристика данного деления как неудачного в силу того, что оно не соответствует положениям ГК и нарушает требования формальной логики при конструировании тех или иных понятий. коллективное предпринимательство возникает в случае совместного осуществления предпринимательской деятельности несколькими субъектами, например при создании простого товарищества, иного договорного объединения, не предполагающего создание юридического лица.

Однако сам по себе критерий деления предпринимательской деятельности на формы по наличию или отсутствию юридического лица имеет существенное значение. Создание организации, как правило, связано с перенесением на нее риска ответственности предпринимателя. Поэтому правильным представляется употребление иных терминов для обозначения форм предпринимательской деятельности — прямая и опосредованная форма. Прямая форма связана с непосредственным, личным участием гражданина в предпринимательских отношениях, от своего имени и на свой риск, он самостоятельно отвечает по обязательствам. Опосредованная форма, напротив, требует создания нового субъекта оборота, на который учредителями возлагается осуществление предпринимательской деятельности. При этом статус учредителя коммерческой организации не относится к форме предпринимательской деятельности (см., например: постановление Президиума ВАС РФ от 19 ноября 2002 г. № 8641/02 // Вестник ВАС РФ. 2003. № 5) и не вызывает соответствующих правовых последствий.

Правовой статус учредителей юридических лиц не включает в себя признаки ведения ими предпринимательской деятельности. Названная причина не позволяет отнести к категории субъектов предпринимательства граждан, осуществляющих предпринимательские функции от имени юридического лица, т.е. членов органов управления коммерческими организациями, менеджеров компаний, а также структурных подразделений (филиалов, представительств) коммерческих организаций и т.п. Создаваемые коммерческие организации по общему правилу несут самостоятельную ответственность по обязательствам (ст. 56 ГК). В этом проявляется основное предназначение конструкции юридического лица в современном праве: уменьшение риска имущественной ответственности физических лиц — участников организаций путем переложения предпринимательского риска на юридическое лицо. В последние годы довольно часто возникает полемика о роли категории юридического лица в определении статуса участника предпринимательской деятельности. Как правило, это связано с созданием и функционированием предпринимательских объединений. Так, В.В. Лаптев считает, что юридические лица в принципе не могут быть участниками отношений, складывающихся при государственном и ином регулировании хозяйственной деятельности. По мнению сторонников данной позиции, отсутствие адекватного экономическим процессам гражданского законодательства уже при- водит к серьезным деформациям в понимании сущности юридического лица в зависимости от отраслевого признака. Основная потребность в новых дефинициях вызвана наличием интегрированных образований (холдингового типа), имеющих достаточно четко определяемую организационную структуру, но не обладающих самостоятельной гражданской правоспособностью. Это ведет к необходимости законодательного закрепления правового статуса предпринимательских объединений различного вида, содержание правоспособности которых не совпадает с легальной конструкцией юридического лица. Предпринимательскую деятельность принято разграничивать на виды, используя и такие критерии, как субъектный состав, цель деятельности и пр.

Выделяется некоммерческое предпринимательство как деятельность, не связанная с продажей продукции ради обогащения. Однако деятельность, осуществляемая благотворительными и различного рода культурно-просветительскими организациями, не имеет общих черт с таким явлением, как предпринимательство.

Как самостоятельный вид рассматривается и государственное (муниципальное) предпринимательство2. Несмотря на распространенность мнения о том, что государственное предпринимательство возникает благодаря усилиям государства, субъектов РФ и муниципальных образований в лице соответствующих органов (гл. 5 ГК), с этой позицией нельзя согласиться.

Публично-правовые образования наделены особыми, специфическими функциями, связанными с осуществлением публичной власти. Они отличаются от иных субъектов своим суверенитетом, возможностью устанавливать нор- мы, регулирующие отношения, в которые они вступают. В связи с несоответствием своих основных задач признакам предпринимательства как социально-правового и экономического явления публично-правовые образования не должны участвовать в предпринимательской деятельности как активно действующие субъекты. Закрепление в ГК права публично-правовых образований на участие в гражданских правоотношениях в целом не должно распространяться на сферу предпринимательства.

Выработанные механизмы участия государства и иных публичных субъектов в частноправовых отношениях — владение акциями, создание юридических лиц, на- деленных специальной правосубъектностью (унитарных предприятий), и пр. — являются достаточными формами осуществления функций государства по участию в предпринимательском обороте. Кроме того, в последнее время активно развиваются формы так называемого частно-государственного партнерства. В частности, в отсутствии федерального законодательства развивается законодательство субъектов Федерации (Закон Самарской области от 2 июля 2010 г. № 72-ГД «Об участии Самарской области в государственно- частных партнерствах» // Волжская коммуна. 2010. № 236). Под государственно-частным партнерством понимается взаимовыгодное сотрудничество субъекта РФ с частным партнером для выполнения работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, модернизации, реставрации, эксплуатации объектов производственной и социальной инфраструктуры, производства товаров, оказания услуг. Целью партнерства является реализация социально значимых инвестиционных и инновационных проектов, в том числе проектов по использованию имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, при условии объединения в общих целях имущественных, финансовых, управленческих, технологических и (или) иных ресурсов, на основе заключаемого сторонами соглашения. Действует также и ряд ведомственных нормативных актов федерального уровня (Приказ Минтранса РФ от 3 марта 2006 г. № 28 «Об образовании Экспертного совета по государственно-част- ному партнерству Министерства транспорта Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»).

С учетом ряда дополнительных признаков выделяют особые разновидности предпринимательства — малое и среднее (ФЗ от 24 ию- ля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006).

В данную группу входят индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и коммерческие организации различных организационно- правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным в законе, способствующих созданию социального фундамента проводимых экономических преобразований.

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия публично- правовых образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

2) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25% (за исключением хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным и образовательным учреждениям);

3) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений:

• для средних предприятий — от 101 до 250 человек,

• для малых предприятий — до 100 человек,

• для микропредприятий — до 15 человек включительно;

4) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета на- лога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать пре- дельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства дает возможности применять специальные налоговые режимы, пользоваться упрощенными правилами ведения налогового учета и бухгалтерской отчетности, упрощенным порядком составления статистической отчетности, получать дополнительные субвенции от государства; в частности, для данных категорий хозяйствующих субъектов используется льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество.

Государство разрабатывает специальные меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, раз- витию их инфраструктуры, имущественной поддержки (постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» // СЗ РФ. 2010. № 35. Ст. 4577). В соответствии со ст. 8 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства уполномоченные государственные органы ведут реестр субъектов малого и среднего бизнеса — получателей поддержки (постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» // СЗ РФ. 2008. № 19. Ст. 2190). Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпри- нимательства может быть предоставлена в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

В последнее время неоднократно возникали споры относительно статуса так называемых самозанятых граждан, осуществляющих адвокатскую деятельность, являющихся частными нотариусами и т.д. Одной из основных причин стало отнесение в ст. 11 НК представителей различных профессий к индивидуальному предпринимательству. В разных редакциях НК к индивидуальным предпринимателям относились частные нотариусы, частные охранники и детективы, затем частные адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. В редакции НК от 1 марта 2013 г. под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, законодатель установил преемственность норм налогового законодательства от ГК. Но правильно считать, что «данное в Налоговом кодексе РФ определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 ст. 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения»2. Такое понимание подтверждено и в правовых позициях Конституционного Суда РФ. В Определении Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дрессена А.К. за нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 235 и 241 Налогового кодекса РФ» (Сборник решений Конституционного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. Ч. 1. М., 2004) отмечено, что применение положений НК к индивидуальным предпринимателям и иным категориям самозанятых граждан, в частности адвокатов, не является подтверждением единства их правового статуса. Не- смотря на близость в регламентации схожи

щая дифференциация платежей для разных категорий самозанятых граждан. Адвокатская деятельность не относится к предпринимательской, несмотря на возможность получения дохода в виде вознаграждения, выплачиваемого клиентом (ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102). Адвокат не только оказывает услуги фи- зическим и юридическим лицам. Его деятельность связана также с обеспечением доступа указанных лиц к правосудию, т.е. косвенным осуществлением некоторых публично-правовых функций. Не менее важная роль принадлежит и нотариусам, которые совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации, не преследуют цели извлечения прибыли и не являются предпринимателями (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-I). Статус государственной нотариальной конторы или нотариуса, занимающегося частной практикой, не влияет на природу и характер совершаемых нотариусом действий. Нотариус выполняет функцию, принадлежащую государству (постановление Конституционного Су- да РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник КС РФ. 1998. № 5).

Более сложной является квалификация правового статуса арбитражного управляющего. Ранее арбитражный управляющий по за- кону признавался индивидуальным предпринимателем. В настоящее время установлено, что он является субъектом профессиональной деятельности (ст. 20 ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190). Во время проведения процедур применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение. Однако его деятельность не связана с целью систематического получения прибыли. На арбитражного управляющего возлагается реализация комплекса мер, направленных на достижение целей института несостоятельности (банкротства), — антикризисное управление путем восстановления платежеспособности должника либо соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника. Он действует в интересах должника и кредиторов. При этом на него возлагаются контрольные функции за участниками процесса несостоятельности.

Законодатель в п. 1 ст. 20 Закона о несостоятельности предоставил арбитражному управляющему право заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им основных обязанностей. Полномочия арбитражного управляющего, как и адвоката, нотариуса связаны с реализацией функции государства по защите интересов участников оборота. Правовое положение данных субъектов выходит за рамки регулирования предпринимательской деятельности.

Учитывая многообразие форм участия в предпринимательских и коммерческих правоотношениях, разумно использовать следующее деление субъектов:

1) субъекты предпринимательской деятельности — коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Им при- надлежит важнейшая роль в использовании материальных благ для извлечения прибыли;

2) предпринимательские объединения. Основная функция данных участников оборота — концентрация капитала и его использование в интересах отдельных либо всех участников объединения;

3) участники предпринимательских отношений, имеющие право на осуществление отдельных видов коммерческой деятельности, но в целом не обладающие статусом предпринимателя. К этой группе относятся некоммерческие организации, имеющие право на ведение предпринимательской деятельности в пределах специальной правоспособности;

4) специальные субъекты организации торгового оборота. К ним относятся, например, товарные и фондовые биржи, саморегулируемые организации и иные профессиональные объединения предпринимателей.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 965 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...