Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Указание на древность предания



По данным античных источников, мифо-эпическое предание об Атланте бытовало в разных частях, регионах античного мира. При этом географическая локализация Атланта на крайнем западе, в границах обитаемого мира встречается в античной литературе особенно часто и уже в самых древних источниках 50).

Наиболее распространенным в античном предании является мотив близости земель, где живет Атлант, к Океану (к морю), что само по себе свидетельствует о географической удаленности, так как близость к Океану указывает на то, что это – граница ойкумены, обитаемого мира, пределы мира, за которыми уже нет обитаемой земли, а есть только огромный Океан.

В то же время применительно к античному эпосу мотив географической удаленности, изоляции от обитаемого мира, мира живых, традиционен для эпического повествования о давнопрошедшем, минувшем. Мотив географической удаленности в эпосе может рассматриваться как указание на древность предания об Атланте и Атлантиде.

Г.Властов (как и Э.Коллинз) объясняет мотив географической локализации Атланта на крайнем западе догреческими корнями мифа об Атланте. Сам же Атлант, согласно преданию, поддерживающий небо на крайнем западе, или раздвигающий небо и землю – представитель той культуры, которая процветала в доисторические времена на северном берегу Африки. Начала этой культуры неизвестны: возможно, именно народы, олицетворением которых является Атлант, принесли с собой сюда начала культуры или культа, который не имеет ничего общего ни с Египтом, ни с Финикией, которые владели этой территорией позднее. Гесиодические же и гомеровские предания об Атланте отражают уже тот поздний момент, когда властелинами Средиземноморья, и в частности, Северного берега Африки, были финикияне 51).

Таким образом, гомеровская и гесиодическая традиция, на которой в большей степени основаны античные представления об Атланте как о царе Западного Океана, согласно Г.Властову, претерпела значительные финикийские влияния 52).

Цивилизация атлантов, которая существовала в далеком прошлом на острове Атлантида, - самая древняя из известных нам в изложении античных авторов: по Платону, величайшее событие в истории древнего мира, война между двумя древними народами – афинянами и атлантами – была девять тысяч лет назад (считая от времени жизни Солона) 53). В свою очередь Солон, путешествуя по Египту, услышал это предание от жреца города Саиса 54). Но, как известно из диалога Платона «Критий», атланты пошли войной на афинян и другие народы уже на закате своей истории, которая, возможно, включает тысячелетия: агрессия атлантов, согласно преданию, была результатом общего кризиса их цивилизации 55), которая к тому времени уже прошла фазу наивысшего расцвета.

Однако в этом предании об Атланте, как его подает Платон в диалогах «Тимей» и «Критий», встречается мотив не только временной, но и географической удаленности: остров находился за пределами античного обитаемого, «посюстороннего» мира. Он лежит далеко на западе - в Атлантическом море (τό 'Ατλαντικόν πέλαγος), перед проливом, который греки, как сказано в диалоге «Тимей», называют Геракловы Столбы 56) .

По словам египетского жреца, пересказавшего Солону древнее предание об Атлантиде, «Атлантическое море в те далекие времена было удобным для плавания, судоходным, именно благодаря острову Атлантида: остров Атлантида был больше Ливии и Азии вместе взятых, и с него для путешественников был открыт доступ на другие острова, а с островов на весь противоположный материк, который охватывал то море, которое действительно заслуживает такое название. Потому что море по эту сторону упомянутого пролива [Геракловы Столпы], является заливом (λιμήν), имеющим узкий вход, а море по ту сторону пролива является морем (πέλαγος) в собственном смысле этого слова, как и окружающая его земля вполне истинно и правильно названа материком» 57).

В то же время остров Атлантида – это особая счастливая страна: в предании об Атлантиде встречается один из главных признаков эпоса – идеализация далекого прошлого, которая выражается, например, в мотиве богатой и счастливой жизни на острове: природа, климат острова Атлантида характеризуются так: остров назван священным (ιερά), под воздействием солнца он все – лес, любые виды ископаемых металлов, плоды, злаки, благовония взращивал прекрасным (καλά) и удивительным (θαυμαστά), изобильным по количеству (πλήθεσιν άπειρ')  58).

Сведения о цивилизации атлантов, приведенные в диалогах, позволяют сделать вывод, что повествование об Атланте и Атлантиде подано у Платона как наиболее древняя доисторическая эпическая традиция. Это дает нам основание рассматривать локализацию Атланта на крайнем западе как первичную и наиболее древнюю, так как она опирается на традицию об Атлантиде и Атланте, реминисценции которой находим в диалогах Платона «Тимей» и «Критий».

Возможно, истоки той неизвестной культуры, которая, по мнению Г.Властова, процветала на северном побережье Африки (крайний запад в античной традиции) и олицетворением которой в античном мифе и эпосе является Атлант, находятся на острове Атлантида, предание о котором рассказал Платон. Об этом может свидетельствовать тот факт, что остров лежал, согласно преданию, напротив северо-западного побережья Африки - очень близко от места традиционной локализации Атланта в античных источниках.

В гомеровском эпосе находим сведения о местоположении жилища дочери Атланта, нимфы Калипсо: «…на острове, омываемом волнами (νήσω εν αμφιρύτη), где находится пуп (ομφαλός εστι θαλάσσης) моря, остров лесистый (δενδρήεσσα) где обитает богиня в покоях, дочь Атланта гибельного (''Ατλαντος θυγάτηρ ολοόφρονος)…»; «Далеко в море (απόπροθεν ειν αλί) есть некий остров Огигия: там живет дочь Атланта, коварная (δολόεσσα) Калипсо, в косах прекрасных (εϋπλόκαμος), ужасная богиня (δεινή θεός): и никто ни из богов, ни из смертных людей (ουδέ τις αυτή μίσγεται ούτε θεών ούτε θνητών ανθρώπων), сношение с ней не имеет» 59).

Остров Огигия и Калипсо, несомненно, связаны с потусторонним миром. На связь Калипсо с миром смерти указывает ее имя: Καλυψώ - «та, что скрывает». Об этом свидетельствует и географическая удаленность острова: он находится далеко в море, он трудно доступен, укрыт от нового поколения богов и героев. Можно предположить, что представление о земле Атланта как о потустороннем мире связано с тем, что она расположена за пределами обитаемого мира, ойкумены. Потусторонний мир нередко в древнем мифе и эпосе ассоциируется с крайними пределами ойкумены.

Географическая удаленность, изоляция от обитаемого мира, мира живых, недоступность традиционны для эпического повествования о далеком прошлом, давно минувшем. Изолированность нимфы Калипсо и ее жилища (никто из богов и смертных общения с ней не имеет), их связь с миром смерти свидетельствуют о ее принадлежности к уже ушедшему в прошлое, к минувшему веку, к древнейшему миру.

Принадлежность Калипсо к веку древних богов выражена и в ее эпитетах. Эпитеты Калипсо – это эпитеты, характеризующие первое поколение богов и героев в гомеровском эпосе.

Калипсо, дочь Атланта, имеет эпитет δολόεσσα – «коварная, хитрая». В гомеровском эпосе это качество характеризует древних божеств 60). Еще Калипсо - δεινή θεός - ужасная богиня, в косах прекрасных (εϋπλόκαμος). Качества, выражаемые эпитетами δολόεσσα, δεινή - это признаки древних богов, которые наводят ужас, страх, представляются новому веку страшными, коварными, злыми, признаки древнего, ушедшего в прошлое мира. Главная роль в гомеровском эпосе принадлежит богам олимпийским (Аполлон, Афина, Гермес, Афродита и т.д.). В олимпийском гармоничном миропорядке древние божества отходят на задний план и приобретают отрицательные качества, негативную характеристику.

Но остров Калипсо – не только отдаленная область смерти, но и край, где прекрасная природа, густые леса, луга, где растет множество разнообразных деревьев, цветов, где природа щедра и изобильна:

ύλη δέ σπέος αμφί πεφύκει τηλεθόωσα,

κλήθρη τ' αίγειρός τε καί ευώδης κυπάρισσος.

ένθα δέ τ' όρνιθες τανυσίπτεροι ευνάζοντο,

σκώπές τ' ίρηκές τε τανύγλωσσοί τε κορώναι

εινάλιαι, τήσίν τε θαλάσσια έργα μέμηλεν.

η δ' αυτού τετάνυστο περί σπείους γλαφυροίο

ημερίς ηβώωσα, τεθήλει δέ σταφυλήσι.

κρήναι δ' εξείης πίσυρες ρέον ύδατι λευκώ,

πλησίαι αλλήλων τετραμμέναι άλλυδις άλλη.

αμφί δέ λειμώνες μαλακοί ίου ηδέ σελίνου

θήλεον. ένθα κ' έπειτα καί αθάνατός περ επελθών

θηήσαιτο ιδών καί τερφθείη φρεσίν ήσιν.

«Густо разросшись, отовсюду пещеру ее окружали

Тополи, ольхи и сладкий льющие дух кипарисы;

В лиственных сенях гнездилися там длиннокрылые птицы,

Копчики, совы, морские вороны крикливые, шумной

Стаей по взморью ходящие, пищи себе добывая;

Сетью зеленою стены глубокого грота окинув,

Рос виноград, и на ветвях тяжелые грозды висели;

Светлой струею четыре источника рядом бежали

Близко один от другого, туда и сюда извиваясь;

Вкруг зеленели густые луга, и фиалок и злаков

Полные сочных. Когда бы в то место зашел и бессмертный

Бог – изумился б и радость в его бы проникнула сердце» 61).

Из гомеровского описания острова Огигия мы видим, что это счастливый, безмятежный край, где даже бессмертные боги испытывают радость и блаженство. Вокруг пещеры Калипсо зеленеют густые леса, луга, полные фиалок и сочных злаков, рядом, журча, текут четыре источника. Стены грота увиты виноградой лозой, на ветвях которой висят тяжелые гроздья.

Но в приведенном отрывке мы видим также факты, указывающие на то, что жилище Калипсо – обитель смерти.

Деревья, которые окружают пещеру Калипсо – тополь, ольха, кипарис – у древних греков были связаны с погребальным заупокойным культом и потусторонним миром.

Так, кипарис был связан у древних греков с погребальным трауром и им украшался дом покойника. Тополь или ввиду серебристости своих листьев и коры или ввиду горечи своей коры понимался в Греции как символ мрака, горя и слез. Роща Персефоны в Аиде состояла из тополей. Листьями тополя иногда украшали покойника. Ольха – это священное дерево Крона, бога древней догреческой династии, чуждой греческому олимпийскому сознанию и поэтому принадлежащего в олимпийском мифе и эпосе потустороннему миру 62).

Согласно Страбону, остров Огигия находился в Атлантическом океане, по которому и странствовал Одиссей 63).

Этот общий для трех авторов мотив географической локализации Атланта или его потомков в Атлантическом Океане (если принять точку зрения Страбона о местоположении Огигии) свидетельствует о преемственности единой древней эпической традиции об Атланте и Атлантиде у Гомера, Платона и Страбона.

Диодор Сицилийский в «Исторической библиотеке» следует все той же древней эпической традиции: Атлант и народ, над которым он царствует, проживают в землях возле Океана (πρός τοίς κατά τόν ωκεανόν τόποις).

Повествование начинается с характеристики этой земли. Народ, о котором повествуется в предании, - Атлантии. Атлантии считаются людьми самыми кроткими (άνδρας ημερωτάτους), у них благополучная, счастливая (χώραν ευδαίμονα) земля, и большие города (πόλεις μεγάλας) 64) .

Таким образом, здесь мы снова встречаем характерный для эпоса мотив идеализации далекого прошлого, которое представляется золотым веком.

Подвластные Атланту народы названы по его имени – Атлантии, а потому Атлант предстает здесь как герой-эпоним 65).

Атлантии намного превосходят соседние народы благочестием (ευσεβεία) и человеколюбием (φιλανθρωπία) по отношению к чужеземцам. Говорят, что именно в стране Атлантиев, возле Океана, появился род богов (τήν δέ γένεσιν τών θεών) (родились боги). Диодор Сицилийский находит подтверждение этого предания в гомеровском эпосе: «Я отхожу посетить пределы земли многодарной (πολυφόρβου πείρατα γαίης), Океана, прародителя богов ('Ωκεανόν τε θεών γένεσιν) и мать Тефису (μητέρα Τηθύν)» - говорит Зевсу Гера 66)

Согласно этому древнему учению, прародителем всех богов является Океан, «древняя река, от которой все родилось» 67).

По Вергилию, локализация Атланта - места, где течет Океан: они находятся далеко на западе (так как в этих местах «погружается», заходит Солнце): «Там, где течет Океан и в него погружается Солнце, есть место на самом краю Эфиопов (ultimus Aethiopum locus est), где величайший Атлант на плече вращает ось, усеянную яркими звездами» 68).

Согласно другой эпической традиции, идущей, по-видимому, от Гесиода, Атлант живет на крайнем западе, на краю земли, там, где находится сад Гесперид. При этом нередко источники, следующие этой традиции, отмечают, что земля Гесперид располагается опять-таки на побережье Океана (или моря). Иначе говоря, в разных эпических традициях предания об Атланте даются различные наименования одного и того же географического региона.

Это может быть земля «У Гесперид звонкоголосых», земля Гесперитис, Гесперийский край (крайняя земля и море), Гиперборея, пределы ливийские, земли возле Эфиопов. То, что под разными названиями подразумевается один и тот же регион – земля Гесперид, находящаяся на крайнем западе, свидетельствует единая эпическая традиция, которой придерживаются все авторы: они дают описание одного и того же региона, расположенного у пределов земли, перечисляют одних и тех же персонажей, имеющих отношение к земле Гесперид (посещают ее, или живут там – Атлант, Геракл, Геспериды, дракон, который стережет яблоки); Атлант, согласно этой традиции, держит там небесный свод.

Впервые Атлант связан с землей Гесперид у Гесиода в «Теогонии».

«Сады Гесперид» западной античности мыслились лежащими на Западе («εσπέρα» по-гречески и «vesper» по-латински означает «закат», т.е. «запад»), что указывает на традицию атлантического происхождения, так как Атлантида находилась далеко на Западе, в Западном океане 69).

Однако земля Гесперид у Гесиода – это обитель смерти.

Объясняется это, по-видимому, тем, что у Гесиода преобладает мотив борьбы двух поколений богов и наказания сыновей Титана Иапета - Атланта и его братьев, мотив неприятия потомков древних богов новым эпическим миром, где господствуют олимпийские боги во главе с Зевсом. Это выражается, прежде всего, в географической удаленности сыновей Иапета - изолированности их от обитаемого мира, мира живых:

''Ατλας δ' ουρανόν ευρύν έχει κρατερής υπ' ανάγκης,

πείρασιν εν γαίης πρόπαρ' `Εσπερίδων λιγυφώνων

εστηώς, κεφαλή τε καί ακαμάτησι χέρεσσι:

ταύτην γάρ οι μοίραν εδάσσατο μητίετα Ζεύς.

«Атлант же держит небо широкое по тяжелой необходимости,

на пределах земли, впереди Гесперид звонкоголосых стоя,

головой и неутомимыми руками:

ибо Зевс мудрый дал такой жребий» 70).

Земля Гесперид – место, где Атлант держит небесный свод, согласно «Теогонии», находится неподалеку от обители смерти – Тартара, куда Зевс низверг богов Титанов:

τόν πέρι χάλκεον έρκος ελήλαται: αμφί δέ μιν νύξ

τριστοιχί κέχυται περί δειρήν: αυτάρ ύπερθε

γής ρίζαι πεφύασι καί ατρυγέτοιο θαλάσσης.

ένθα θεοί Τιτήνες υπό ζόφω ηερόεντι

κεκρύφαται βουλήσι Διός νεφεληγερέταο,

χώρω εν ευρώεντι, πελώρης έσχατα γαίης.

«Медной оградою Тартар кругом огорожен.

В три ряда ночь непроглядная шею ему окружает,

А сверху корни земли залегают и горько-соленого моря.

Там-то под сумрачной тьмою подземною боги Титаны

Были сокрыты решеньем владыки бессмертных и смертных

В месте угрюмом и затхлом, у края земли необъятной» 71).

Более точное описание места, где по воле Зевса пребывают Титаны и Атлант, находим в другом отрывке поэмы Гесиода:

χάσμα μέγ', ουδέ κε πάντα τελεσφόρον εις ενιαυτόν

ούδας ίκοιτ', ει πρώτα πυλέων έντοσθε γένοιτο,

αλλά κεν ένθα καί ένθα φέροι πρό θύελλα θυέλλης

αργαλέη: δεινόν δέ καί αθανάτοισι θεοίσι.]

[τούτο τέρας: καί Νυκτός ερεμνής οικία δεινά

έστηκεν νεφέλης κεκαλυμμένα κυανέησι.]

τών πρόσθ' 'Ιαπετοίο πάις έχει ουρανόν ευρύν

εστηώς κεφαλή τε καί ακαμάτησι χέρεσσιν

αστεμφέως, όθι Νύξ τε καί `Ημέρη άσσον ιούσαι

αλλήλας προσέειπον αμειβόμεναι μέγαν ουδόν

χάλκεον: η μέν έσω καταβήσεται, η δέ θύραζε

έρχεται, ουδέ ποτ' αμφοτέρας δόμος εντός εέργει,

αλλ' αιεί ετέρη γε δόμων έκτοσθεν εούσα

γαίαν επιστρέφεται, η δ' αύ δόμου εντός εούσα

μίμνει τήν αυτής ώρην οδού, έστ' άν ίκηται.

«Бездна великая. Тот, кто вошел бы туда чрез ворота,

Дна не достиг бы той бездны в течение целого года;

ярые вихри своим дуновеньем его подхватили б,

стали б швырять и туда и сюда.

Даже боги бояться этого дива.

Жилища ужасные сумрачной Ночи

Там расположены, густо одетые черным туманом.

Сын Иапета пред ними бескрайне широкое небо

На голове и на дланях, не зная усталости, держит

В месте, где с Ночью встречается

День: чрез высокий ступая медный порог,

меж собою они перебросятся словом –

И разойдутся; один поспешает наружу, другой же

Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит

Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома

Землю обходит один, а другой остается в жилище

И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься» 72).

Это место - под мрачной областью тьмы (υπό ζόφω ηερόεντι), в Тартаре, где находятся корни земли и моря. Тартар – это огромная бездонная бездна (χάσμα μέγ'), которая страшит даже бессмертных богов. Атлант же держит небесный свод, стоя перед жилищем темной ночи. По-видимому, это самые крайние пределы мира: там, по словам Гесиода, близко сходятся Ночь и День, сменяя друг друга, по очереди переступая медный порог.

Согласно Овидию, царство Атланта находится в Гесперийском краю: «Над самой он крайней землею (ultima tellus), также над морем (pontus) царил, что Солнца коням утомленным вод подставляет простор и усталые оси приемлет. Тысяча стад там бродила овец, и крупного столько ж было скота; земли там ничье не стесняло соседство. Неких деревьев листва – из лучистого золота зелень– там золотые суки и плоды золотые скрывала» 73).

Гесперийский край – это самая крайняя земля, за которой начинается море (снова встречается мотив близости земли, где живет Атлант, к морю. С этой землей не граничит никакая земля («землю эту ничье не стесняло соседство»).

То, что Гесперийский край находится на западе, видно из того, что в этом краю заходит Солнце - море, над которым царствует Атлант «подставляет поверхность вод коням утомленным Солнца»).

Природа Гесперийского края так же прекрасна и изобильна, как и природа Атлантиды: там пасутся тысяча стад, растут красивые деревья, плоды. Здесь же росли яблони (яблоки Гесперид), которые Атлант огородил стеной, и поручил сторожить дракону 74).

В «Мифологической библиотеке» Псевдо-Аполлодора дается также достаточно традиционное описание земли Гесперид (упоминается сад Гесперид, где растут золотые яблоки, дракон, который стережет их, Атлант, держащий небесный свод). Правда, этой земле дано у Аполлодора другое название – Гиперборея (`Υπερβόρεος - означает «живущий за Бореем, на крайнем Севере»). Однако Гиперборея Аполлодора находилась, видимо, на крайнем западе, а не на Севере 75). Об этом свидетельствует само имя Гесперид. Eσπέρα - «вечер, запад».

Мифограф Аполлодор пересказывает древнее предание о яблоках Гесперид: «Золотые яблоки находились не в Ливии, как говорят некоторые, а у Атланта, в Гипербореях (επί τού ''Ατλαντος εν `Υπερβορέοις). Гея подарила их Зевсу, когда тот женился на Гере. Эти яблоки охранял бессмертный дракон, сын Тифона и Ехидны, у которого было сто голов [... ]. Вместе с ним охраняли яблоки Геспериды – Айгла, Эрифия, Гесперия, Аретуса […]. Когда Геракл пришел к Гиперборейцам (εις `Υπερβορέους), то по совету Прометея о том, чтобы он сам не отправлялся за яблоками, а, взяв на плечи небесный свод, послал за ними Атланта, выполнил все это. Атлант, сорвав у Гесперид три яблока, пришел к Гераклу и, не желая принять обратно на свои плечи небо, сказал, что он сам хочет отнести яблоки Еврисфею, и попросил Геракла подержать небесный свод вместо него. Геракл согласился на это, но сумел с помощью хитрой уловки вновь переложить его на плечи Атланта. Прометей дал ему совет, чтобы он предложил Атланту на время принять небесный свод, пока он сделает себе подушку на голове. Услышав это, Атлант положил яблоки на землю и принял на свои плечи небесный свод. Таким образом, Гераклу удалось взять яблоки и уйти» 76).

Связь Гипербореев с западными землями прослеживается и в «Схолиях к Дионисию Периэгету».

Античный миф знает еще об одном деянии Геракла, которое, согласно преданию, он также совершил в землях Атланта – в крайних пределах земли, рядом с проливом, впадающим в Океан. Сведения об этом и находим в «Схолиях к Дионисию Периэгету»: «Геракл, обойдя всю землю, установил столбы (στήλαι). Установил около Атланта (курсив мой – Ю.К.), когда угнал быков Гериона (как известно, коровы Гериона паслись на острове Эрифия, который, согласно преданию, расположен далеко на западе в Океане. Аполлодор II.5.10 – Ю.К.), перебравшись через пролив, который по ширине очень узкий, около шести стадиев, а длиной вдвое больше, с сильным течением, так как из Океана и моря стекает в теснину. Холмы, находящиеся с обеих сторон пролива, назывались Геракловы Столбы: высота каждого из них не менее ста саженей… Раньше они назывались столбами Крона, потому что они, очевидно, служили границей его владений. Затем их называли столбами Бриарея, как говорит Эвфорион; потом – Геракловыми. Говорят, что они вызывают удивление из-за высоты: потому что это горы большие и высокие» 77).

Из вышеприведенного текста следует, что встреча Геракла с Атлантом (о которой Аполлодор рассказывает, что она произошла у Гипербореев) произошла на западе. Геракл, возвращаясь с острова Эрифия, расположенного на западе в Океане, перебрался через пролив, вытекающий из этого Океана, и установил на этом месте, рядом с проливом, около Атланта, столбы.

В этом же источнике прослеживается связь Гипербореев с народом, живущим, согласно древней античной традиции, у границ ойкумены, обитаемого мира – с восточными эфиопами. Восточные эфиопы в «Схолиях к Дионисию Периэгету» отождествляются с Гипербореями: «Макробии … переселенцы они из восточных Эфиопов или Гипербореев (τών

εώων Αιθιόπων ή τών `Υπερβορείων).). Около вскармливающей быков Эрифии и течения (τό ρεύμα τού ''Ατλαντος) Атланта живут богоподобные Эфиопы (οι θεοειδείς Αιθίοπες), непорочные (άψογοι) сыны Макробиев. Они после смерти Гериона переселились туда: когда он жил там, остров был необитаем. Эрифию называют «вскармливающей быков», потому что Гераклом отсюда были угнаны быки Гериона» 78).

Таким образом, в «Схолиях к Дионисию Периэгету» восточные эфиопы отождествляются с Гипербореями. Макробии, чьими сынами являются богоподобные Эфиопы, живущие около Эрифии, оказываются переселенцами из восточных Эфиопов, или Гипербореев. Эфиопы, непорочные (άψογοι) сыны Макробиев, переселились на остров Эрифию после смерти Гериона. Там же, возле острова Эрифия, где поселились богоподобные Эфиопы, находится течение, или река (ρεύμα) Атлант (по-видимому, эфиопы, переселившись на остров Эрифию в Океане из Гипербореи (восточной Эфиопии) принесли туда и предание об Атланте) 79).

И вот: восточные эфиопы – это Гипербореи, а Гиперборея, где согласно Аполлодору, росли золотые яблоки Гесперид и жил Атлант, оказывается, находилась не на севере (за Бореем), а в восточной Эфиопии, ставшей для эфиопов севером.

Эфиопы – это крайний народ, живущий в отдаленных землях у Океана. Гомер повествует о западных и восточных эфиопах: там, где живут восточные эфиопы, восходит Солнце; там, где западные – заходит (т.е. речь идет о восточных и западных пределах земли): «Но в то время он (Посейдон – Ю.К.) отошел к эфиопам, живущим вдали, у крайних пределов людей (έσχατοι ανδρών), разделенных двояко: одни живут там, где заходит Гиперион (οι μέν δυσομένου `Υπερίονος), другие, где всходит (οι δ' ανιόντος), чтобы там от народа пышную тучных быков и баранов принять гекатомбу»; И еще один фрагмент из гомеровского эпоса: «Зевс же вчера отошел к Океану, к беспорочным (αμύμονος) Эфиопам на пир, а все боги последовали за ним» 80).

Следовательно, Гиперборея – эта крайняя земля у течения Океана, которая находилась вовсе не на Севере, а либо у Восточных Эфиопов, либо у Западных Эфиопов (западная и восточная часть Африки в современном понимании).

Однако в античной эпической традиции об Атланте нашли отражение представления об Эфиопии главным образом как о западной отдаленной земле на побережье Океана, где Атлант царствует или держит небесную ось. Именно Западная Эфиопия – локализация Атланта и Гесперид в поздних источниках.

Западная Эфиопия, где, по преданию, заходит Солнце, как географическое местоположение Атланта, фигурирует у Вергилия в «Энеиде» 81).

«Возле Эфиопов» помещает царство Атланта и сад Гесперид и комментатор Вергилия Сервий: «Атлант был царь (rex), который владел фруктовым садом возле Эфиопов, где рождались золотые яблоки, которые охраняли Геспериды и бессонный дракон» 82). Речь идет именно о западной Эфиопии, так как традиционная локализация Гесперид на крайнем западе.

Крайний запад, земля Атланта в поздних источниках – это не только Западная Эфиопия, но и Ливия (Ливия – древнее название Африки), пределы Ливийские.

Так, в поэме Нонна Атлант стоит у пределов Ливийских. Связать пределы Ливийские с землей Гесперид, находящейся на западе, или же с Западной Эфиопией, провести аналогию между ними помогает то, что Нонн упоминает о Гесперийской воде, которая течет у пределов Ливийских: «И у пределов Ливийских (Λιβύης παρά τέρμα) отец мой страдает, старец сгорбленный Атлант, плечами подпирающий полость неба с семью поясами»; «Гера мудрая слетела к воде Гесперийской (''Εσπερον ύδωρ), где старец Ливиец сгорбленный Атлант (Λίβυς κυρτούμενος) страдает под тяжестью выси небесной» 83).

Под «Гесперийской водой» может подразумеваться Атлантический океан (море, как называет его иногда античная традиция). Под «пределами Ливийскими», видимо, подразумевается африканское побережье Атлантики (запад Африки).

Именно на Северо-Западе Африки (Ливии) находится гора Атлант, о которой упоминают многие античные авторы, и живет небольшое первобытное племя - атланты, что подтверждает факт бытования предания об Атланте в этом регионе. Гора «дала имя» племенам, живущим поблизости от нее: «Гора эта узкая и круглая, и, как говорят, так высока, что вершин ее не видно. Зимой и летом она постоянно покрыта облаками. Местные жители называют ее колонной неба (κίονα τού ουρανού) и от имени этой горы они и получили свое название. И действительно, их зовут атлантами (''Ατλαντες). Раcсказывают о них, будто они не едят никаких живых существ и не видят снов» 84) .

Атлант как смертный муж, изобретатель различных наук (философии, астрологии) и первооткрыватель морских путешествий, также Ливиец по происхождению 85) .

Диодор Сицилийский повествует об одиннадцатом подвиге Геракла – путешествии за яблоками Гесперид. Геракл отправился за яблоками Гесперид именно в Ливию: «Наконец, когда ему был назначен последний подвиг, чтобы он принес золотые яблоки Гесперид, он снова отплыл в Ливию. Об этих яблоках мифографы говорят неодинаково, и некоторые говорят, что в неких садах Гесперид в Ливии были золотые яблоки, которые охранял постоянно какой-то страшнейший дракон, другие же говорят, что Геспериды владели стадами овец, которые отличались красотой (κάλλει), а золотыми яблоками их назвали поэтически (ποιητικώς), по причине их красоты, подобно тому, как Афродиту называют золотой по причине красоты. Некоторые говорят, что под этим именем подразумевается отменный цвет, который имели овцы, подобный золоту, а под именем Дракона – тот, кто был поставлен наблюдать за стадами, и превосходил крепостью тела и мужеством, охранял овец и убивал тех, кто отваживался напасть на них. Геракл же, убив стража яблок, и доставил их Еврисфею…» 86).

У того же Диодора Сицилийского встречается еще одно название земли Гесперид – земля Гесперития (`Εσπερίτις χώρα) 87).

По-видимому, Диодор опирается на более поздние варианты предания. Теряется вера в реальность мифо-эпического образа заповедной сакральной земли, происходит распад синкретического единства образа и значения – земля Гесперид начинает восприниматься как чистый вымысел, художественный образ. Здесь это обычная африканская земля - Ливия, или земля Гесперития; «золотые яблоки» – это всего лишь поэтическое название овец с золотистой красивой шерстью, а дракон – пастух, который охранял их.

Существует и другая эпическая версия, которая размещает Атланта просто у западных мест.

Согласно Эсхилу, Атлант «стоит у западных мест (πρός εσπέρους τόπους), подпирая плечами колонну неба и земли» 88).

Удаленность земли Атланта выражается и в эпитетах самого героя (проявление эпического синкретизма – общие свойства героя и земли, определение свойств героя через свойства земли, где он проживает). Так, у Силия Италика в «Пунических войнах» Атлант имеет эпитет postremus - «самый крайний, самый далекий Атлант» 89).

Таким образом, географическая локализация Атланта и Атлантиды в отдаленных западных землях у Океана – наиболее древняя и традиционная. Она свидетельствует о принадлежности этого образа к древнейшей атлантической традиции, так как остров Атлантида, согласно преданию, находился на далеком западе, в Океане, за проливом Геракловы Столбы. В мифе и эпосе она отражает догреческий этап бытования предания.

1.2.3. Царство Атланта как особый дуалистический ареальный мир

Образ царства Атланта, находящегося в западных пределах ойкумены, согласно античному преданию, двойственный: оно является и особой, счастливой страной, солнечной и плодородной, земным раем (Платон, Диодор Сицилийский, Овидий) 90), и обителью смерти, царством мрака, местом изгнания и наказания – преисподней (Гомер, Гесиод, Эсхил) 91) - одновременно. На наш взгляд, такое противоречие объясняется синкретизмом архаического мифологического мышления, для которого весь окружающий мир качественно единообразен, признак одной вещи, предмета, может быть и признаком, качеством другого, когда один предмет, вещь одновременно и одно, и другое, наделено признаками совершенно несовместимыми и противоречивыми.

Однако согласно О.М.Фрейденберг, географическая удаленность, горизонт, даль являются в мифе метафорой особого, ареального мира, где «субъект» (он) и «объект» (я) едины, мира, который представлял собой особый план, особый сценарий природы-человека, ареальный, сочетание жизни и смерти.

По О.М.Фрейденберг, «первобытный человек вообразительно жил в особом мире, не нашем реальном. Это не был ни тот свет, ни этот. Субъект («я») и объект («он») одновременно, он представлял собой особый план, особый сценарий природы-человека, ареальный, сочетание жизни и смерти. Он метафорически выражался в горизонте, который представлялся и небом и подземностью» 92).

Возможно, именно крайняя удаленность земли Атланта, ее близость к пределам ойкумены, а значит, к «горизонту», где, по представлению древнего человека, «сходятся земля и небо, подземность и небо», который соединяет мир жизни и смерти, способствовала возникновению такого двойственного образа.

По-видимому, горизонт как метафора особого ареального мира имеет истоки в зрительных впечатлениях: дальняя линия горизонта вызывает зрительное впечатления того, что земля и небо там «сходятся».

Эта «дуалистичность», «ареальность» царства Атланта, является, на наш взгляд, доказательством архаического догреческого происхождения анализируемой эпической традиции, ее первичной западной локализации: оно - олицетворение западной дали, пределов мира, горизонта, совмещающих в себе жизнь и смерть, верхний, небесный мир и нижний, подземный.

Царство Атланта представляется, по большей части, счастливой заповедной землей. По традиции, западные пределы ойкумены нередко ассоциируются в древних мифологических системах с миром смерти, с царством мертвых, с потусторонним миром. Так, у Гомера и Гесиода царство Атланта представлено как обитель смерти, преисподняя, так как в текстах этих авторов находит отражение процесс борьбы с более ранним культом, к которому принадлежит Атлант и его потомки, процесс смены поколений богов. В связи с этим, мы думаем, что представление о царстве Атланта как об обители смерти является более поздним и отражает факт общественного сознания, для которого догреческие боги потеряли авторитет, значение, были побеждены, «умерли».

Эти главные мотивы свидетельствуют о том, что в античном сознании предание об Атланте и его царстве ассоциировалось с золотым веком, с далеким прошлым, и в какой-то степени – со смертью и гибелью.

Но известно также, что предание об Атланте соотносилось и с другими местностями – мы рассмотрим этот вопрос далее.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 434 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...