Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источники права в средневековом Китае



2. История создания и общая характеристика сборника "Уго­ловные установления Тан (Тан люй шу и)".

3. Основные черты уголовного права в "Тан люй шу и".

4. История создания и общая характеристика сборника "За­конов Великой династии Мин".

5. Основные понятия и принципы уголовного права в "Зако­нах Великой династии Мин".

Первый вопрос. Рассмотрение данного вопроса следует на­чинать с выявления основных черт право­вой культуры средневекового Китая. При этом необходимо под­черкнуть, что фундамент ее сложился еще в древнекитайском обществе.

Преобладающую роль в регулировании поведения играли в древнем и средневековом Китае нормы морали. Что же каса­ется правовых норм, то они не имели здесь такого значения, какое им придавалось в странах средневековой Европы.

Тем не менее факты свидетельствуют о том, что средневе­ковый Китай имел вполне развитую правовую культуру, хотя она и отличалась рядом особенностей по сравнению с правовой культурой западноевропейского средневекового общества.

При характеристике источников права средневекового Ки­тая следует уделить внимание обычаю и его роли в регулиро­вании общественных отношений, а также закону.

Какова роль обычая и закона в обществе с точки зрения учения легистов? Какое значение придает закону и обычаю уче­ние Конфуция?

Какое значение придается обычаям в нормах правовых па­мятников средневекового Китая?

Какие разновидности закона были известны в средневеко­вом Китае?

В предисловии к своим законам император Чжу Юань-чжан заявлял: "Я, владея Поднебесной, подражал древности в осуществлении управления...". Это заявление о подражании древ­ности или прошлому типично для китайского властителя лю­бой эпохи. Характерной чертой законодательства средневеко­вых китайских императоров является традиционность. Обык­новенно о традиционности говорят применительно к обычному или религиозному праву. Но в средневековом Китае свойством традиционности была глубоко пронизана вся правовая культу­ра, все источники права и в том числе — даже законодатель­ство. В юридических сборниках или сводах законов, созданных в самые различные эпохи истории средневекового Китая, при различных правящих династиях, непременно обнаруживаются одни и те же концепции или учения, претерпевающие, конеч­но, определенные трансформации, но в целом сохраняющие свой стержень.

Данное свойство правовой культуры средневекового Китая необходимо учитывать при анализе текстов различных китайс­ких законодательных памятников.

Второй вопрос. Основу сборника уголовных установлений Тан составили указы основателя династии

Тан императора Гао-цзу, а также нормы юридических сборни­ков, созданные в эпоху правления императоров династии Суй. Смена правящих династий не прерывала преемственности права в средневековом Китае.

Рассматриваемый правовой памятник был создан в период утверждения власти императорской династии Тан. Данный пе­риод совпал со временем интенсивных работ по систематиза­ции действующего права. Наряду со сводом уголовных установ­лении в середине VII века в Китае создается целая серия сбор­ников правовых норм, регламентирующих разнообразные сфе­ры общественной жизни. Так, в 651 году появился сборник под названием "Тан лин", нормы которого определяли структуру и регламентировали деятельность органов государственного уп­равления, государственные повинности различных групп насе­ления. Регулированию деятельности административных ведомств были посвящены нормы юридического сборника "Тан лю дянь", также созданного в середине VII века.

Структура свода уголовных установлений Тан весьма слож­ная. Все его содержание разделено на 30 цзюаней. В каждом цзюане выделяются: основная норма, разъяснения к ней, ком­ментарий. Цзюань — это группа правовых норм. По какому при­знаку объединены нормы, входящие в один и тот же цзюань?

Уголовно-правовыми нормами содержание свода уголовных установлений Тан не исчерпывается. Какие еще нормы входят в состав данного свода? Третий вопрос Что понимается в "Танском кодексе" под преступлением? Различаются ли здесь фор­мы соучастия в преступном деянии, стадии совершения преступ­ления, формы виновности?

Какие виды преступления описываются в рассматриваемом правовом памятнике? Какие преступные деяния включаются в уголовных установлениях Тан в систему "десяти зол"? В чем заключается смысл данной классификации преступлений?

Главная тема уголовных установлений Тан - все же не преступление, а наказание. Содержание первого же цзюаня по­казывает, насколько детально разрабатывалась в средневеко­вом китайском праве эта тема. Вряд ли можно сомневаться в связи с этим, что данные уголовные установления предназна­чались в первую очередь судьям.

Что понимается под наказанием в рассматриваемом право­вом памятнике? Какие виды наказания зафиксированы в "Тан­ском кодексе"?

Какие обстоятельства принимаются во внимание при назна­чении наказания за совершенное преступление? Как учитыва­ется при этом социальный статус лица, подлежащего наказанию?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2099 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...