Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аристипп



Вторая из сократических школ получила свое имя от города Кирены, выходцем из которого был основатель школы Аристипп (ок. 435–355 до Р.Х.). Аристипп следует Сократу в том, что человек должен стремиться к благу. Но что для нас является высшим и достовернейшим из благ? То, что мы ощущаем непосредственнее и сильнее всего. Таким, самым непосредственным и глубоко переживаемым благом, является наслаждение. Следовательно, оно – высшее выражение блага вообще и именно к нему должна быть устремлена человеческая жизнь.

Подобно киникам, киренаики отрицают значение отвлеченной философии, сосредоточивая все внимание на разработке философии практической, призванной разрешать животрепещущие проблемы человеческой жизни. Все отвлеченные изыскания, будь то исследования устройства мироздания или математические исчисления, бесполезны для счастья, которое – единственное – имеет цену. Счастье человека Аристипп и киренаики усматривают в удовольствии. Жизнью людей, полагают они, должно руководить исключительно стремление к наслаждению и избеганию страданий. Почему они приходят к такому выводу?

ВТОРОЙ ВАРИАНТ "ЖИЗНИ ПО ПРИРОДЕ"

Основная коллизия человеческой жизни, по мысли киренаиков, заключается в порабощенности человека превратными, неподлинными, ложными установлениями, диктующими ему столь же превратные ориентиры и способ существования. Человеческое существо должно быть освобождено от ложного и чуждого бытия, чтобы вернуться к своей подлинности и естественности.

Таким образом, киренаики также стремятся к "жизни по природе", но у них это стремление имеет иной смысл и форму, чем у киников. "Природа" для них – это непосредственное состояние человека: то, как каждый ощущает себя в своей жизни. Эту природу нельзя свести к человеческой телесности, хотя столь же бесспорно, что состояние нашего тела и непосредственные чувственные впечатления играют огромную роль в общем самочувствии каждого, оказывая влияние как на душевный настрой, так и на образ мыслей. То, как мы себя ощущаем, какие чувства испытываем, и есть непосредственная реальность нашего бытия. Все остальное лишь воздействует на наше состояние, приводя к лучшему или худшему самочувствию, но подлинная действительность для нас – в самом этом самочувствии. "Человек, – говорили киреанаики, – подобен осажденной крепости... не получая известий извне". Выходит, что единственная реальность, которой человек располагает – это он сам. Подлинно лишь то, что я переживаю как состояния своего существа. В этом переживании есть два противоположных полюса – наслаждение и страдание.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 164 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...