![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В своей смерти Сократ служит истине. Она оказывается сильнее инстинкта самосохранения, любви к близким, общей воли народа. Для кого подобное возможно? Разве для человека, родившегося на этой земле, воспитанного в семье и среди сограждан, всем образом жизни связанного с обычаями и нравами родной страны – разве для него возможно предпочтение истины, этой неуловимой и бесплотной сущности, всей полноте жизни, которая составляет его существо и человечность? Нет, такое возможно не для человека, а исключительно для разума. Только разум, чья природа духовна и свободна от земных привязанностей, может предпочесть истину – отечеству, путь познания – следованию общему установлению, радость знания – благосклонности сограждан.
Теперь, в заключение разговора о Сократе, мы можем определить, почему именно он стал воплощением духа философствования. В афинском философе, как ни в ком другом, ярко проявилось неуемное стремление мыслить и понимать, без которого нет философии. И, что не менее важно, он выразил мужественную готовность следовать своей мысли и вынести на себе все бремя ее результатов. В сократовской мысли важна не столько ее правота, сколько самостоятельность, честность и бескомпромиссность, которые только и делают процесс мышления совершающимся свободно и всерьез. Можно быть правым, пользуясь чужим мнением и не дав себе труда хоть над чем-нибудь задуматься. Можно, страстно желая понять и прикладывая к этому все силы духа, впасть в глубочайшее заблуждение, придти к беспомощному или нелепому взгляду. Качество разума определяется не этим. Единственный критерий его – готовность к поиску истины и способность идти в этом поиске до конца. Ведь без личной ответственности за мысль тоже нет философии.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 115 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!