Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос о подлинно сущем



В центре гераклитовской мысли стоит проблема истинного бытия. Что в существующем образует истинную, подлинную действительность, а что является всего лишь видимостью, только притязающей на имя сущего? В чем заключается подлинная действительность того, что существует? Насколько реальны те вещи, явления и лица, которые нас окружают? О чем бы ни говорил Гераклит, эти вопросы неизменно присутствуют в его мышлении, направляя и определяя весь ход рассуждений.

Проблема для Гераклита заключается, конечно, не в том, существует ли окружающий мир в его чувственной достоверности. В этом нет сомнений. Вопрос в том, насколько существующее принадлежит бытию, то есть является существующим в подлинном смысле слова. Это отнюдь не надуманная и не совершенно отвлеченная, человека не затрагивающая проблема. Ведь зная, в чем заключается подлинное бытие; о чем поистине можно сказать "есть"; что принадлежит не только данному моменту, действию некоторых конечных причин или игре случая, но укоренено в самой сути мира, – зная это, человек получает важнейшую опору для своей жизни. Он не строит ее в зависимости от меняющихся влияний или собственных спонтанных побуждений, но может самоопределиться в свете того, что ему открылось как истина бытия.

"ЕДИНОЕ" И "МНОГОЕ"

Окружающий мир погружает человека в труднообозримое разнообразие вещей и лиц, процессов и ситуаций. Все изобильное многообразие существующего объемлется гераклитовским понятием "многого". "Многое" – это зримый, чувственно воспринимаемый, многоликий мир. Но в действительности, говорит Гераклит, все существующее есть одно. "Многое" – лишь временная, преходящая, недостоверная форма бытия, которое по существу и в основе своей едино. И все то, что кажется многим, несхожим между собой и даже взаимоисключающим, на самом деле тесно связано друг с другом и является одним.

Казалось бы, в этой мысли нет ничего оригинального. Ведь мы уже знакомы с учениями милетских философов, которые также обнаруживали в основании многообразного мироздания некое единое начало – исток, основу и живительное начало всего сущего. Однако лишь в рассуждениях Гераклита начинает звучать мотив недостоверности окружающего мира и невозможности для человека принять его так, как он существует. Если представителей милетской космогонической философии более всего интересовало "из чего все есть", то для Гераклита важнейшее – утвердить достоверность Одного, показав неподлинность Многого. Он обличает мнимый вид бытия, дабы обнаружить его истинный облик. И эту основную задачу эфесский мыслитель решает со всей глубокой страстностью своей натуры, проявляя удивительную настойчивость и искусность мысли.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 154 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...