Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава IV. А то понимание, что называется согласованием, похоже на длинную дорогу, простирающуюся из пустыни к городу



А то понимание, что называется согласованием, похоже на
длинную дорогу, простирающуюся из пустыни к городу, проходя-
щую через места низинные, в которых путешественник сомнева-
ется, вступил ли он на прямой путь, но в то же время проходящую
и через горные кряжи, с которых он может увидеть лежащее впе-
реди и позади, и измерять прямизну оставшегося пути, обозревая
дорогу, которую уже прошел. Ибо всяк, кто шагает сам подобным
образом там, где не различить и следа пути, наблюдая оставшее-
ся позади, мыслит о правильности того, что нужно содеять. Там
же, где путник не может осветить ни предстоящего, ни пройден-
ного пути — как обычно бывает, когда попал в низинные места, —

1 В науке аллегорического толкования Писания Иоахим Флорский усма-
тривает способ установления зашифрованного в библейских символах и об-
разах соответствия (аналогии) между «незримыми» и «видимыми» вещами.
Все, что произошло по преданию в чувственном мире «на деле» (actualiter)
преображается в мире духовном и мистическом. Но такое духовное истолко-
вание все же не является окончательным, устремленный к созерцанию конеч-
ных истин разум оставляет за собой постижение абсолютного в символах
и открывает анагогический, т. е. ведущий ввысь к самоочевидной истине,
смысл Писания.


он выводит себя к местам горним более верой и разумом, нежели
зрением, чтобы согласно им или исправить ошибки, или утвер-
дить самого себя в душевном спокойствии, полученном от благих
деяний. Однако такой путь, по которому мы начинаем идти под
водительством Божиим, заключает в себе нечто от этого более бе-
зопасное, потому что здесь и речи нет ни о каком падении, так как
Он начал направлять, но по мудрости Божией и учении он имеет
свои остановки, обозначенные определенными рубежами. Оче-
видно, рубежи эти следует рассматривать различными способа-
ми, а именно, в широком и в узком смысле; то есть сообразно
большим временам, сообразно средним и малым, потому что все
исчисляется числом поколений и особенностями времен1. Ведь
было одно время, в котором люди жили по-плотски, то есть до са-
мого [пришествия] Христа, начало Которого в Адаме; другое вре-
мя, в котором жизнь идет между тем и этим, то есть от плоти к ду-
ху, надо полагать, до настоящего времени, время, начало которого
заложено от Елисея пророка или от Осии, царя Иудеи; третье, в
котором жизнь идет в духе, очевидно, вплоть до конца света, вре-
мя, начало которого — от дней блаженного Бенедикта1. Итак,
плодоношение, то есть особенность первого времени, или, как мы
лучше скажем, первого состояния, [сказывается] от Авраама до
Захарии, отца Иоанна Крестителя, начало его от Адама. Плодо-
ношение второго состояния — от Захарии до сорок второго поко-
ления, мистерия — от Осии или от дней Асы, при котором был
призван Елисей Илией пророком. Плодоношение третьего состо-
яния — от того поколения, которое было двадцать вторым после
святого Бенедикта вплоть до завершения века, начало — от свято-
го Бенедикта. Это представлено нам и явлено в вере, но я знаю,

' Уподобив согласование двух Заветов «дороге с остановками на высотах»,
с которых можно обозревать весь путь, как уже пройденный, так и остающий-
ся впереди, Иоахим Флорский намечает рубежи, отграничивающие друг от
друга исторические периоды. В широком смысле эти рубежи соответствуют
большим временам, или историческим эпохам, каждая из которых осуществ-
ляется под водительством одного из Лиц Троицы в течение сорока двух поко-
лений, или 1260 лет. «Внутри каждой эпохи есть рубежи в узком смысле, оз-
начающие степень осуществленное™ ее основного принципа: инициацию или
зачатие (initiatio), плодоношение (fructificatio) и завершение (consumatio).
Этим рубежам соответствуют «средние времена», охватывающие «семерич-
ные» цепи поколений (двадцать одно поколение или 630 лет). Возраст каждо-
го из поколений насчитывает тридцать лет, которые для калабрийского абба-
та равнозначны «малым временам». В конце концов историософия Иоахима
Флорского оказывается мистической нумерологией, в которой вычисления
открывают путь новому постижению божественных вещей - «Духовному
Евангелию Христа».

- Бенедикт Нурсийский (480-543) — реформатор западного монашества,
автор первого в Западной Церкви общежительного (киновийного) монастыр-
ского устава.


 

 



что мало таких, кто бы приняли, кроме очевидных, умозаключе-
ние прежде опыта. По этой причине необходимо в этой второй
книге, как бы ради приготовления поля для посева, вырвать тер-
новый куст вопросов, дабы в других книгах, которые последуют,
сама земля божественной страницы, усердно возделанная, при-
несла в сердцах верующих более обильные плоды.


мя поколениями ранее его. Когда, следовательно, мы «вплоть до
нынешнего времени», «вплоть до этих дней» или тому подобное,
то это нужно принимать, как если бы девяносто лет принимались
за одно настоящее время, поскольку конец каких бы то ни было
времен по отношению к священному писанию обычно понимает-
ся в широком и в узком смысле'.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 132 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...