Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ГЛАВА 24 О упражнении молитвою Иисусовою



Если жительствуешь в обители, в которой от­правляется вечернее правило с поклонами в цер­кви, то, пришед в келию, сряду займись молит вою Иисусовою. Если жительствуешь в обители, в которой вечернее правило отправляется в цер­кви, но без поклонов, то, придя в келию, соверши сперва правило с поклонами, а после него займись молитвою Иисусовою. Если принадлежишь к та­кой обители, в которой нет общего вечернего пра­вила, а предоставлено каждому совершать его в келий, то во-первых, соверши правило с покло­нами, потом займись молитвословием или псал-мопением и, наконец, молитвою Иисусовою. Первоначально положи себе произносить сто молитв Иисусовых со вниманием и неспешнос­тью. Впоследствии, если увидишь, что можешь произнести больше, присовокупи другое сто. С те­чением времени, смотря по надобности, можешь и еще умножить число произносимых молитв. На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно времени 30 минут, или около получаса; некоторые подвижники нуждаются и еще в более продолжительном времени. Не про­износи молитв спешно, одной немедленно за дру­гою; делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безос­тановочное произнесение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностию; дыши тихо и медленно: этот механизм охраняет от рассеян­ности. Окончив моление молитвою Иисусовой, не вдайся в разные размышления и мечтания, все­гда пустые, обольстительные, обманчивые, но по направлению, полученному в молитвенном под­виге, проведи время до сна. Склоняясь ко сну, повторяй молитву: засыпай с нею. Приучи себя так, чтоб, проснувшись от сна, первою твоею мыслью, первым словом и делом была молитва Иисусова. Произнесши ее несколько раз, вставай с одра и спеши к утрени.

Во время утрени по возможности займись молитвою Иисусовою. Если будешь иметь не­сколько времени свободного между утренею и литургиею, займись молитвою Иисусовою. Точ­но так же поступай и после обеда. Отцы совету­ют после обеда заниматься воспоминанием о смерти137. Это вполне правильно, но живая мо­литва Иисусова неразлучна с живым воспомина­нием о смерти138: живое воспоминание о смерти сопряжено с живою молитвою ко Господу Иису­су, упразднившему смертно смерть и даровавше­му человекам живот вечный Своим временным подчинением смерти. Во время церковных служб полезно упражняться молитвою Иисусовой: она, удерживая ум от рассеянности, способствует ему внимать церковному пению и чтению. Постарай­ся столько приучиться к молитве Иисусовой, чтоб она сделалась твоею непрестанною молитвою, для чего она очень удобна по краткости своей и для чего неудобны продолжительные молитвы. Отцы сказали: “Инок должен, употребляет ли пищу и питие, пребывает ли в келий или нахо­дится на послушании (в монастырской работе и труде), путешествует или что иное делает, непре­станно вопиять: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного”™.

ГЛАВА 25 О непрестанной молитве

Непрестанная молитва заповедана Самим Бо­гом. Спаситель мира сказал: Просите и дастся вам: гщите, и обрящети: толцыте, и отверзет­ся вам (Мф. 7:7). Бог не имат ли сотворити от­мщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, долготерпия о них? глаголю вам, яко со­творит отмщение их вскоре (Лк. 18:7,8). Апос­тол, повторяя учение Господа, говорит Непрес­танно молитеся (1 Сол. 5:17). Хощу, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюше пре­подобный руки без гнева и размышления (1 Тим. 2:8). Под именем мужей апостол разумеет хрис­тиан, достигших христианского совершенства. Только совершенным христианам свойственно молиться без гнева и размышления, то есть в глу­боком мире, в чистейшей любви к ближнему, без малейшего памятозлобия к ближнему и осужде­ния его, без развлечения посторонними помыс­лами и мечтаниями (без размышления). Таковое могут на всяком месте и во всякое время прино­сить молитву Богу, воздевая и вознося к Нему пре­подобные руки: ум и сердце, очищенные от стра­стей, освященные Духом. Очевидно, что непрес­танная молитва не может быть достоянием но­воначального инока; но, чтоб сделаться способ­ным в свое время к непрестанной молитве, он должен приучиться к частой молитве. Частая мо­литва в свое время сама собой перейдет в непре­станную молитву. Как при непрестанной молит­ве всего удобнее совершать молитву Иисусову, то новоначальный должен как можно чаще обра­щаться к молитве Иисусовой. Выпало ли тебе кратчайшее свободное время? Не убей его, упот­ребив на какое-либо несбыточное и пустейшее мечтание, на какое-нибудь суетное, ничтожное занятие! Употреби его для упражнения молитвою Иисусовою. Если случится, по немощи или, пра­вильнее, по свойству падшего естества, увлечься обольстительными мечтаниями и помыслами, не унывай, не расслабляйся. Раскаявшись пред йо­том. в твоей легкомысленности и сознав пред Ним твое падшее естество и твое увлечение, припади мысленно пред Его милостию и прими меры предосторожности против обольстительного меч­тания и обольстительных помыслов. Кто не при­учится к частой молитве, тот никогда не получит непрестанной. Непрестанная молитва — дар Бо­жий, даруемый Богом испытанному в верности рабу и служителю Его. “Иначе как непрестанною молитвою невозможно приблизиться к Богу”140. Непрестанная молитва есть признак милости Божией к человеку, есть признак, что все силы души устремились к Богу. Помилуй мя Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоею, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 85:3,4).

ГЛАВА 26





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 190 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...