![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Приношение современному монашеству
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие автора
Правила наружного поведения для новоначальных иноков.
Введение: о необходимости порядка и о необходимости правил, служащих для него основанием
Правила: значение монастыря.
О послушании в послушаниях.
О врачевании погрешностей.
О церковных молитвах и о поведении в церкви.
Об обязанностях чтецов.
О сходе.
О поклонах в церкви.
О снимании камилавок.
О сохранении строжайшего благоговения в церкви.
О поведении в трапезе и о употреблении пищи.
Об употреблении вина.
О поведении в келлии.
Об одежде.
Об отношениях к монастырскому братству.
Об отлучках из монастыря.
О чествовании чудотворных икон и святых мощей, находящихся в монастыре.
Заключение
Советы относительно душевного иноческого делания.
Введение: Душевное делание естественно человеку, и составляет неотъемлемую принадлежность его
Глава I. Об изучении евангельских заповедей и о жительстве по евангельским заповедям
Глава II. Человеки будут судимы на суде Божием по евангельским заповедям
Глава III. Монашеское жительство есть жительство по евангельским заповедям
Глава IV. С непрочности монашеского жительства, когда оно не основано на евангельских заповедях
Глава V. О хранении себя от соблазнов
Глаьа VI. Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом
Глава VII. О храненин себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому
Глава VIII. О вражде и борьбе между падшим естеством и евангельскими заповедями
Глава IX. О чтении Евангелия и Отеческих нисаний
Глава X. Об осторожности при чтении Отеческих книг о монашеской жизни
Глава XI. О отшельнической жизни
Глава XII. О жительстве в послушании у старца
Глава XIII. О жительстве по совету.
Глава XIV. Цель монашеского жительства заключается в изучении воли Божией, в усвоении ея себе, в покорности ей
Глава XV. Любовь к ближнему служит средством достижения любви к Богу
Глава XVI. Смирение пред ближним служит средством достижения любви к ближнему
Глава XVII. О молитве
Глава XVIII. О приготовлении к молитве
Глава XIX. О внимании при молитве
Глава XX. О келейном правиле
Глава XXI. О поклонах
Глава XXII. О применении келейного правила к монастырскому правилу
Глава XXIII. О молитве Иисусовой
Глава XXIV. О упражнении молитвою Иисусовой
Глава XXV. О непрестанной молитве
Глава XXVI. О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной
Глава XXVII. О Богомыслии
Глава XXVIII. О памятовании смерти
Глава XXIX. Тесный путь установлен Самим Богом для истинных служителей Его
Глава XXX. Скорби суть по преимуществу удел иноков последнего времени
Глава XXXI. Источники иноческих скорбей
Глава XXXII. О необходимости мужества при искушениях
Глава XXXIII. Учение святых Отцов о тесном пути
Глава XXXIV. О трезвении
Глава XXXV. О пользе и вреде от телесных подвигов
Глава XXXVI. О ревности душевной и духовной
Глава XXXVII. О милостыни
Глава XXXVIII. О нестяжании
Глава XXXIX. О человеческой славе
Глава XL. О памятозлобии
Глава XLI. Значение слова “мир”
Глава XLII. О хранении от знакомства с женским полом
Глава XLIII. О падших ангелах
Глава XLIV. Первый образ борьбы с падшими ангелами
Глава XLV. Второй образ борьбы с падшими ангелами
Глава XLVI. О сновидениях
Глава XLVII. О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков
Глава XLVIII. О особенном противодействии падших духов молитве
Глава XLIX. О хранении душевного ока от всего вредного для него
Глава L. О покаянии и плаче
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О удобоприменимости изложенных правил к положению современного монашества
Примечания
Предисловие
Приближаясь к концу земного странствования, я счел долгом моим составить духовное завещание на духовные блага, которыми ущедрила меня десница Бога моего. Завещанием называю душеспасительное слово: исполнители этого слова вступают во владение духовными благами. Завещание приношу в дар возлюбленным отцам и братиям, современным инокам. Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, называю монашество, к которому я призван с детства чудным призванием и неизреченною милостью. Не предоставлено мне было принести жизнь мою в жертву суете и тлению! Взят я, восхищен с широкого пути, ведущего к вечной смерти, и поставлен на путь тесный и прискорбный, ведущий в живот. Путь тесный имеет самое глубокое значение: подъемлет с земли, выводит из омрачения суетою, возводит на небо, возводит в рай, возводит к Богу, поставляет пред лице Его в незаходимый свет для вечного блаженства. Чтоб доставить возможную удовлетворительность завещанию, потребовалось изложить его в книге. Книга содержит в себе правила для наружного поведения иноков и советы им о душевном подвиге или делании.
Со всею справедливостью могу назвать сочинение это моею таинственною исповедию. Прошу принять исповедь с вниманием и христианским снисхождением! Она достойна того и другого. Предлагаемое мною учение вполне заимствовано из святого учения святых отцов Православной Церкви, и теоретически и опытно ознакомившихся с учением Евангелия, усвоивших себе это учение. Упущения и увлечения мои, недостаточно твердое и неуклонное последование наставлениям отцов, неимение руководителя благодатного, частая, почти постоянная встреча с руководителями, болезновавшими слепотою и самообольщением, вольная и невольная зависимость от них, обстановка отовсюду предметами соблазна, а не назидания, внимание к учению, Которому мир, враждебный Богу, придавал блеск и важность высшей мудрости и святости, которое, будучи тьма и скверна, заслуживало лишь Презрение и отвержение, были причиною для ! Меня многих потрясений. Потрясения, которыми я испытан, были потрясениями и горькими, и тяжкими, и жестокими, и упорно, томительно продолжительными. Потрясения по наружному положению, на суд совести моей, ничего не значат в сравнении с потрясениями, которым подвергалась душа Свирепы волны житейского моря; на нем господствуют мрак и мгла; непрестанно воздвизаются на нем бури лютыми ветрами — духами отверженными; корабли лишены кормчих; благонадежные гавани превратились в водовороты, в гибельные пучины; всякагора и остров от духовных мест своих двигнушася (Апок. 7:14); потопление представляется неизбежным. Оно и было бы неизбежным, если б непостижимый Промысл Бога и столько же непостижимое милосердие не спасали избранных его. Много, пришелъствова душа моя(Пс. 119:6), не находя пристанища верного ни вне, ни внутри себя. Углебох в тимении глубины, и несть по-стояния — правильного и твердого настроения души, непоколебимого в добродетели — приидох в глубины морская, и буря потопи мя. Утрудихся зовый, измолче гортань мой, исчезаете очи мои от ежеуповати ми на Бога моего (Пс. 68:3, 4): яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных(Т1с. 142:3). Яко вода излияхся, иразсыпашася вся кости моя, изше яко скудель крепость моя (Пс 21: 15,16), одержаша мя болезни смертныя, и 'яштоцы беззакония смятоша мя; болезни адо-\.выобыдоша мя, предваришамя сяти смертных:(Пс. 17:5, ву,уны во мне дух мой, смятеся сердце мое (Пс. 142:4). Из этого состояния подаю голос отцам и братиям, голос заботливого предостережения. Так поступает путешественник, претерпевший страшные бедствия в многотрудном и продолжительном путешествии! Свои заметки, драгоценное сокровище, он передает тем, которые намерены предпринять подобное путешествие или уже и вступили в путь, не зная его или ознакомясь с ним лишь поверхностно по описаниям устаревшим. Здесь указаны изменения, изменения не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное, влияние; здесь указано, каким образом должно пользоваться писаниями древних и применять их к современности, избегая того ложного положения с его последствиями, в которое поставляется всякий непонявший и неприметивший необходимости применения. Святой Иоанн Лествичник говорит, что некоторые, проходя по болотистым местам, увязли в грязи и, покрытые ею, поведали о том, как это случилось с ними, другим, которые тут проходили, для спасения их. За спасение ближних Всемогущий избавил из болота и тех, которые, попавши в него, предостерегли ближних от впадения в него1. Права течения твори ногама твоима, и пути твоя исправляй: не уклонися ни на десно, ни на шуе: отврати же ногу твою от пути зла. Пути бо десные весть Господь, развращены же суть, иже ошуюю: Той же права творит течения твоя, и хождения твоя в мире поспешит (Притч. 4:26-29). Аминь.
Епископ Игнатий
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 159 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!