Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №23Образ Платона Каратаева как философская идея



Платон Каратаев — русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго».
Автор, прежде всего, показывает его “круглые, спорые движения”, в которых было “что-то приятное, успокоительное”. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену “он отбросил от себя все... чуждое, солдатское” и “возвратился к крестьянскому, народному складу”.
Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, — вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.
Главная мысль романа “Война и мир” — это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их “существованием распоряжается не простой произвол”, а справедливая высшая сила. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”. “Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.
Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, — символ завершенности, совершенства. И Платон “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: “Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим”. И, только ощущая себя причастным к общей “роевой” жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 640 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...