Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природа социальных ценностей



В определениях культуры подчеркивается, что она ориентирует на правильный, ожидаемый в данном сообществе образ жизни, обозначая то, как люди могут или должны поступать. Если мы говорим, что человек обладает культурой, то имеем в виду, что он усвоил блок правил, определяющих внешние границы его индивидуальной активности.

Есть еще одна важнейшая характеристик социального порядка: его существование приводит к установлению между людьми – доверия. Каждый не тратит каждый раз умственные и материальные ресурсы на принятие мер предосторожностей против партнера во взаимодействиях, поскольку убежден, что партнер ответит ожидаемым поведением.

Доверие – это возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, в согласии с социальными нормами, честно (Ф. Фукуяма).

Как правило, доверие возникает в том случае, когда сообщество разделяет определенный набор в первую очередь моральных ценностей и норм и его члены вследствие этого могут положиться на предсказуемое, честное поведение друг друга. Важно то, что тогда эти ценности и нормы становятся общими «правилами игры» в сообществе.

Можно полагать, что важнейшую часть общественного порядка составляют верования, этические нормы, нравы. Общественный порядок является результатом самоорганизации индивидов и в определенном смысле его можно считать стихийным. Наряду с ним в обществе формируется организованный порядок.

Очевидно, что правовое регулирование «работает» на формирование организованного порядка, который именуют правопорядком.

Одним из существенных моментов в проблеме социального порядка является понимание того, что социальный порядок не может целиком и полностью формироваться и обеспечиваться властью – организационными мерами, в частности, правовым регулированием. Важнейшую часть общественного порядка составляют верования, этические ценности и нормы. Ни те, ни другие не должны беспрерывно ставиться властью (правовым регулированием) под сомнение; их относительное постоянство – непременное условие общественного благополучия.

Таким образом, необходимая сплоченность общества не может быть обеспечена единственно рациональным регулированием, одной только властью. Нужно, чтобы существовала глубокая общность убеждений, укорененных в общей вере, которая претворяется в непререкаемую мораль, поддерживающую нерушимое право (Бертран де Жувенель, с.403). Потому, что никакая политическая, правовая система не могут быть выстроены в опоре на изолированных друг от друга индивидов, способных формировать собственные предпочтения и взгляды, о которых становится известно только во время манифестаций и выборов (Ф. Фукуяма, с. 580).

Правовое регулирование. Социальное регулирование, как в прошлом, так и сегодня, сталкивается со множеством проблем, в числе которых – сопротивление предмета регулирования (человека, социальной группы). Природа такого сопротивления различна - эгоистическое начало, «из принципа», стремление при каждом удобном случае проехаться за чужой счет («безбилетники»), нередко человек попирает порядок «из вредности», но чаще регулирование сталкивается с человеком, яркий портрет которого нарисовал еще Сократ: изо дня в день такой человек живет, угождая первому налетевшему на него желанию: то он пьянствует под звуки флейт, то вдруг пьет одну воду, то увлекается телесными упражнениями; а бывает, что нападает на него лень, и тогда ему нет ни до чего охоты. Порой он проводит время в занятиях, кажущихся философскими. Часто занимают его общественные дела: внезапно он вскакивает и говорит, и делает что придется. Увлекается он людьми военными – туда его и несет, а если дельцами, то тогда в эту сторону. В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость; приятной, вольной и блаженной называет он эту жизнь и как таковой все время ею и пользуется. (Платон. Избранное.- М.: С.313).

Сопротивление предмета регулированию чаще всего выражается в том, что возникает расхождение, конфликт между предлагаемым, навязываемым регулированием правилом поведения и представлением человека о том, что и как делать.

Решение такого конфликта может быть различным, однако давно стало ясным, что в определенных случаях необходим строгий, порой жесткий контроль за соблюдением предписываемых правил поведения (норм) посредством определения и применения формализованных санкций. В недрах социального регулирования постепенно определилось правовое регулирование, назначение которого обозначено выше, но, конечно, к этому не сводится. Контроль за соблюдением людьми определенных правил, применение санкций – это, конечно необходимая и важная сторона правового регулирования, но не менее, а скорее более важным в правовом регулировании является закрепление и поддержание определенного порядка в рамках которого люди могли ставить и преследовать различные цели, стимулирование активной, общественно ориентированной деятельности.

Вот почему п равовое регулирование, являясь разновидностью социального регулирования, представляет собой деятельность по проведению в жизнь норм права – правил поведения. Деятельность эта осуществляется специальными субъектами права, имеет различные формы и инструменты.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 175 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...