Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Итоги развития русской словесности и культуры в XVI вв



Возникновение Российского царства и последствия этого события для национальной культуры. Значение публицистики XVI в. для дальнейшего развития русского литературного языка и русской культуры. «Второй монументализм» в русской словесности. Решения Стоглавого собора о книжном и иконописном деле. «Обобщающие» литературные произведения XVI столетия: «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. «Домострой», «Степенная книга» и «Стоглав»; их значение для дальнейшего развития русской культуры. «Домострой» как памятник русской словесности. Этическая концепция «Домостроя». Изображение в «Домострое» древнерусского быта и национального духовного идеала. Восприятие «Домостроя» в русской культуре XIX-XX вв.

ЛИТЕРАТУРА ХVII в.

Историческое своеобразие эпохи. ХVII век как принципиально новый период в развитии русской культуры. Социальные и экономические изменения в XVII в. Основные особенности национальной культуры. Своеобразие «бунташного» века. XVII век как переходный период русской культуры. Противоречия эпохи. «Смутное время» как особое состояние русской культуры. Цари и самозванцы. Типология русской смуты. Крестьянские и стрелецкие бунты. Воцарение династии Романовых.

Значительное усиление светских элементов в литературе второй половины XVII в. в связи с активизацией поместного дворянства, посадских людей и крестьянства. Борьба старого и нового во всех сферах общественной и культурной жизни. Усиление экономических и культурных связей России с Западной Европой. Роль Украины и Белоруссии в развитии русского литературного процесса. Деятельность в Москве украинских и белорусских писателей, книги украинских и белорусских типографий в Москве.

Развитие системы образования. Открытие ценности человеческой личности. Риторические формы в культуре XVII в. Развитие естественных наук в XVII в. и отношение к ним в России.

Виды искусства в XVII в. и их жанры. Развитие архитектуры, живописи, музыки, садово-паркового искусства. Возникновение театра в России. Оружейная палата и ее мастера. Взаимодействие искусства с народной культурой. Народное искусство в XVII в. Лубок. Дальнейшее развитие книгоиздательства и его воздействие на культуру. Место словесности в искусстве XVII в. Развитие индивидуального начала во всем: в самом писателе и в его творчестве, развитие индивидуальных вкусов и стилей, индивидуального начала в действующих лицах литературных произведений. Возникновение представлений об «авторстве» и индивидуальном творчестве.

Процесс секуляризации («обмирщения») русской культуры и развитие связей с культурой Западной и Восточной Европы. Первые русские «западники» и «славянофилы». Переводная литература («Великое зерцало», басни Эзопа, «Фацеции»). Переводный рыцарский роман и авантюрная повесть: «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Петре Златых Ключей», «Повесть о Еруслане Лазаревиче». Влияние европейской литературы на процесс формирования жанра романа в русской литературе.

Система жанров литературы XVII в. Жанровое взаимодействие. Судьба традиционных жанров древнерусской словесности XI-XIII вв. и XIV-XV вв. в литературе XVII в. Эпические, драматические и лирические жанры в литературе XVII в. Появление и развитие новых жанров. Появление виршетворчества.

Новые тенденции литературной эволюции в XVII в. Судьба традиционных жанров древнерусской словесности (летописей, хождений, агиографии, проповедей) в XVII в. Демократические элементы в литературе. Представления об «активности» человека. Новый тип литературного героя. Изображение быта в литературе.

Проблема личной судьбы человека. Отношение литературы к негативным поступкам человека. Развитие в литературе форм художественной условности. Роль сатиры. Взаимодействие литературы с фольклором. Усложнение художественной формы произведений. Фантастика в словесном творчестве.

Возникновение культуры барокко. Барокко в архитектуре и в живописи. Трагическое в культуре барокко. Личностное начало в барокко. Появление индивидуальных стилей. Типы персонажей. Представление о ценности человеческой личности.

Историческая повесть. Личность и история в XVII в. Отношение литературы к истории. Принципы передачи исторических событий. Исторические повести XVII в. в сопоставлении с историческими повестями XVI в. и с воинскими повестями XIII-XIV вв. Эволюция исторических повестей в XVII в. Функции художественного вымысла в словесности на рубеже XVI-XVII вв.

Особенности литературы о «смуте». Образ Самозванца в русской словесности. Влияние на литературу жанров фольклора и деловой письменности.

«Новая повесть о преславном Российском царстве», идейный замысел и своеобразие построения. Особенности жанра публицистического послания в повести.

«Сказание» Авраамия Палицына. Описание героической обороны Троице-Сергиевой лавры. Народ в изображении Авраамия Палицына. Новые принципы изображения характеров исторических деятелей. Обновление форм исторического повествования, демократическое начало и бытовые элементы.

Историческая основа и фольклорные связи «Повести о преставлении и погребении князя М.В.Скопина-Шуйского». Своеобразие жанра.

Осмысление истории длительного исторического периода в «Летописной книге», приписываемой И.М.Катыреву-Ростовскому. Новые принципы организации повествования и изображения персонажей. Портрет и пейзаж в произведении.

Новые явления в жанре воинской повестиXVII в. Цикл повестей об Азове. События, легшие в основу цикла. Донское казачество и его роль в русской истории. «Историческая», «сказочная» и «поэтическая» повести об Азове: особенности системы образов, жанра и стиля: «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков», ее историческая основа и авторство. Совмещение в повести патриотического отношения к Русскому государству с оппозицией к московским боярам и дворянам. Новый герой. Изображение персонажей, роль деловой письменности и фольклора в формировании стиля произведения. Эволюция жанра исторической повести во второй половине XVII в. Историческая беллетристика. Повести о начале Москвы. Идейно-художественное своеобразие «Повести об основании Тверского Отроча монастыря.

Эволюция житийного жанра. Изменения традиционных жанровых форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов, изменение облика главного героя. «Житие Юлиании Лазаревской». Изображение в нем жизни и быта дворянской усадьбы конца XVI - начала XVII в. Изображение человеческого характера, интерес к частной жизни человека. Приемы раскрытия характера героини. Функции бытовых деталей. Стиль «Жития». «Сказание об Унженском кресте». Религиозная основа сюжета. Тема бытовой вражды и противостоящей ей «праведности» героинь. Символизм и симметрия как черты, определяющие художественную структуру произведения.

Старообрядческая словесность. Проблема взаимоотношения церковной и светской власти в XVII в. Кружок «ревнителей древнего благочестия». Государственная и религиозная деятельность патриарха Никона. Церковная реформа и возникновение раскола в Русской церкви. Причины и следствия церковного раскола. Возникновение старообрядчества, его сущность. Своеобразие старообрядческой литературы.

Литературная деятельность протопопа Аввакума. Личность, миросозерцание и творчество протопопа Аввакума. Противоречия эпохи и их выражение в произведениях Аввакума.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Отражение в нем социальных явлений эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Система ценностей протопопа Аввакума, его взгляды на современность и на художественное творчество. Литературные приемы «Жития» на фоне традиционной житийной литературы: внесение бытовых представлений и образов в традиционные библейские и агиографические сюжеты; принцип «дидактической иллюстративности», житийно-тематический и реально-биографический принципы группировки эпизодов, принципы и приемы изображения своей личности и душевных переживаний, этнографическое описание Сибири, сатирическое обличение духовенства и светских властей. Особенности сюжета и композиции. Черты жанров литературы «нового времени»: романа и повести. «Житие Аввакума» как образец раннего автобиографического жанра. Образы протопопа Аввакума, Анастасии Марковны и воеводы Пашкова. Основные способы создания образов героев. Образы представителей народа. Художественное время и пространство «Жития». Трагическое и комическое в произведении. Использование фольклора. Внимание к предметным деталям. Новаторство Аввакума в области языка и стиля, сочетание в «Житии» сказовой формы с проповедью, переплетение разговорно-просторечных элементов языка с церковно-книжными. Элементы «реализма» в сочинениях Аввакума. Тургенев, Горький об Аввакуме.

Новые жанры в русской литературе.

Демократическая сатира второй половины XVII в. Определение сатиры. Исторические причины возникновения самостоятельных сатирических жанров в русской литературе. Тематика демократической сатиры. Обличение несправедливости и взяточничества судей и судебной волокиты в повестях о Шемякином суде и Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Обличение социального неравенства и протест против власти богатых в «Азбуке о голом и небогатом человеке». Антиклерикальная сатира: «Калязинская челобитная», «Притча о бражнике», «Повесть о Куре и Лисице», «Повесть о попе Савве». Обличение пьянства. Система оценок, ценностей и антиценностей. Суд как объект сатиры XVII в. «Правда» и «кривда» в сатире. Особенности древнерусской пародии XVII в. Антитеза как принцип построения древнерусского сатирического текста. Связь сатиры XVII в. с народно-смеховой культурой. Сатира XVII в. и народная сатирическая сказка. «Антимир» в русской сатире XVII в. Использование в сатирических повестях фольклорной традиции и форм деловой письменности. Принципы изображения человека. Приемы и способы сатирического обобщения. Пародирование внелитературных форм челобитных, лечебников и т.п. Своеобразие древнерусских пародийных форм. Роль пародии в творчестве древнерусских писателей.

Роль демократической сатиры в развитии реалистического стиля.

Бытовая повесть второй половины XVII в. «Повесть о Горе-Злочастии». Отражение в ней основного конфликта эпохи. Появление вымышленного героя. Характер художественного обобщения в «Повести». Тема свободы. Жизненный выбор молодого человека и его судьба. Фольклорное начало в поэтике повести. Образ главного героя и символическое значение образа Горя-Злочастия. Апокрифические мотивы в «Повести». Принципы трактовки сюжета о блудном сыне. Притчевое начало в «Повести», связь с мифологией и с фольклорными песнями о Горе. Мифологические, фольклорные и книжные (библейские) мотивы в «Повести». Своеобразие стилистики и стиха произведения.

«Повесть о Савве Грудцыне». Широта охвата действительности. Проблема выбора судьбы и взаимоотношения поколений. Соединение различных жанровых традиций, новые элементы в сюжете. Приемы раскрытия характера центрального героя. Роль и место любовной интриги в сюжете «Повести». Исторические и бытовые элементы и ней; демонологические мотивы. Образ Саввы и образ беса. Соотношение традиции и новизны в идейном содержании «Повести», ее жанре и стиле.

Повесть о Карпе Сутулове». Социальная проблематика, сюжет и жанровые особенности повести. Образ купеческой жены Татьяны. Художественные функции бытовых ситуаций и сатиры.

Новое решение проблемы судьбы молодого человека в «Повести о Фроле Скобееве». Отражение в произведении современных социальныхпроцессов и новых представлений о степени свободы человека и о системе этических ценностей. Жанровое и стилевое новаторство произведения; особенности сюжета и системы образов. Сатирические элементы в «Повести». Типологическая связь с традицией западноевропейского плутовского романа. Проблема выбора человеком личного пути. Своеобразие выражения авторской позиции.

Зарождение литературного направления барокко. Различные точки зрения в литературоведении на проблемы барокко в русской литературе XVII в. (А.Морозов, П.Берков, Д.Лихачев, И.Еремин). Сущность барокко; его идеалы, функции в культуре, особенности содержания и формы произведений. Барокко как литературное направление. Мировоззренческие и художественно-эстетические принципы русского барокко. Отличие русского барокко от западноевропейского. Эволюция русского барокко, его типологические разновидности.

Театральная жизнь Древней Руси. Народный театр (театр Петрушки, балаганы, раек) и его значение для развития русского искусства. Скоморошество и скоморохи в Древней Руси. Народная драма. Историческое и вымышленное в народной драматургии.

Возникновение русского придворного театра. Репертуар и своеобразие пьес. Историческое и вымышленное, героическое и комическое, своеобразие стиля в пьесе «Юдифь». Восточнославянская традиция школьного театра и пьесы Симеона Полоцкого. Публицистический смысл и своеобразие формы «Комедии притчи о блудном сыне» Полоцкого.

Досиллабическая и силлабическая системы стихосложения, их источники в славянской культуре. Истоки русского книжного стиха. Использование стиховых форм в древнерусских текстах XI-XVII вв. Основные принципы силлабической системы стихосложения. Возникновение силлабического стихосложения. Связь древнерусского виршетворчества с культурой барокко.

Поэтическое творчество Симеона Полоцкого, его вклад в русскую культуру XVII в. Биография Симеона Полоцкого, его педагогическая и книгоиздательская деятельность. Поэтическое творчество Симеона Полоцкого. Тематика вирш С. Полоцкого. Элементы барокко в виршевой поэзии Симеона Полоцкого. Просветительский характер его поэзии. «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» как сборники, закладывающие основу панегирической и дидактической линии русской поэзии. Их замысел, практические задачи и композиция. Своеобразие стиля поэзии Симеона.

Пьеса Симеона Полоцкого «Комедия притчи о Блудном сыне». Философский смысл и своеобразие театральной формы «Комедии». Своеобразие стиля пьесы «Юдифь». Сочетание трагических и комических элементов.

Творческая деятельность учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева и Кариона Истомина и их судьба.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 989 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...