Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Становление древнеРусской литературы



(конец Х – первая половина ХI в.)

Возникновение русской средневековой письменной литературы. Место и роль русского фольклора в формировании литературы. Вопрос о начале письменности у восточных славян. Политическое и культурное значение принятия христианства Киевской Русью. Культурные и литературные связи Руси с Византией, южными и западными славянами, со странами Западной Европы и Востока. Роль византийской и южнославянской литературы в формировании древнерусской книжности. Явление трансплантации (термин Д.С.Лихачева) византийской культуры на славянскую почву. Отбор и характер перевода иноязычных памятников, их значение для развития древнерусской литературы.

Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы. Содержание и форма апокрифов, их роль в процессе формирования и развития древнерусской словесности. Связь апокрифов с фольклором. Отражение в них социальных противоречий. Элементы «реалистичности». Тематическое и жанровое разграничение апокрифов.

Идеологические, тематические и стилистические особенности переводных житий и житийных сборников («Четьи Минеи», «Прологи», «Патерики»).

Исторические хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола. «Естественнонаучные» сочинения: «Шестоднев», «Физиолог», «Христианская топография» Козьмы Индикаплова, «Пчела».

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ ХI – ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХII в.

Исторические условия формирования древнерусской литературы. Общегосударственная и религиозная проблематика произведений. Темы независимости и единства Русской земли, осуждения княжеских распрей.

Жанровая система древнерусской словесности. Особенности системы жанров древнерусской словесности.. Связь жанров с внелитературными утилитарными функциями. Основные жанры оригинальной древнерусской словесности: летописи, жития, проповеди, хождения, воинские повести. «Простые», или «первичные», (жития, проповеди) и «сложные», или «объединяющие», (летописи, патерики) жанры. Связь жанров древнерусской словесности с жанрами византийской литературы, с системами жанров фольклора, богослужебной и деловой письменности.

Взаимодействие жанров и стилей. Стиль «монументального историзма» как «стиль эпохи» (термины Д.С.Лихачева), его основные черты; народный эпический стиль, стилевая манера произведений церковной литературы.

Формирование объединяющего жанра летописи. Византийские хроники и древнерусские летописи. Жанровые особенности летописей. Прошлое, настоящее и будущее в летописях. Художественное время летописей. Способы изображения исторических лиц в летописи. Образ летописца.

История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, редакции и источники. Возникновение летописных сводов на основе устных народных эпических сказаний, исторических преданий, погодных записей, местных летописей и юридических документов. Редакторские приемы составителей летописных сводов. Гипотезы А.А.Шахматова, В.М.Истрина, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова. Характер миросозерцании летописцев: защита идей единства Русской земли в борьбе со степными кочевниками, политической и религиозной ее независимости от Византии, осуждение княжеских междоусобиц. Отражение в летописи общественных интересов и противоречий эпохи.

Композиция «Повести временных лет» и ее жанровый состав. Принципы изложения исторических событий, типы летописного повествования. Исторические повести и народные предания в тексте летописи. Формирование жанра воинской повести и «воинского стиля» в составе «Повести временных лет». Образ князя и образ святого подвижника в летописи.

«Повесть временных лет» и фольклор: отзвуки в летописи обрядовой поэзии, топонимических легенд, преданий, связанных с могильниками, дружинной поэзией, народным эпосом, сказками, пословицами, поговорками, загадками и др..

Своеобразие и типы изображения исторических лиц в летописи. Элементы агиографического жанра и стиля в летописи. Язык и стиль «Повести временных лет». Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.

Язык и поэтические средства в летописи. Значение «Повести временных лет» как памятника истории, литературы и языка Киевской Руси.

Жанр поучения в литературе Киевской Руси и его разновидности. «Красноречие» как явление русской культуры и традиции византийской риторики. Художественное время проповеди. Время возникновения и публицистическая направленность «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона: утверждение идеи равноправия всех христианских народов, величия Руси и ее государственной и религиозной самостоятельности, независимости от Византии. Личность и судьба Илариона. Религиозное и политическое начало в «Слове». Философское начало и концепция всемирной истории. Произведение Илариона как памятник торжественного красноречия: композиция, поэтические и риторические средства, ритмическая организация. Литературное значение «Слова о законе и благодати».

Формирование житийного жанра в литературе Киевской Руси. Представления о святости в русской культуре. Святость и «праведничество». Формирование житийного жанра в литературе Киевской Руси. Место агиографических произведений в системе жанров древнерусской словесности. Житийный канон. Образ святого. Композиция и стиль жития. Жанровые особенности, композиция и стиль канонического жития. Разновидности житийных произведений (краткие, «проложные» и пространные, «минейные» формы). Оригинальные и переводные жития. «Мученические» и «преподобнические» жития.

Житие Бориса и Глеба и проблема соотношения редакций жития. Основная публицистическая тенденция «Сказания» – осуждение княжеских братоубийственных распрей и защита родового старшинства в системе княжеского наследования. «Сказание о Борисе и Глебе» как мученическое житие. Черты сходства и отличия «Сказания» от канонических житий. Приемы изображения положительных и отрицательных героев, функции монологов героев. Образы Бориса и Глеба, образ Святополка Окаянного. Стиль «Сказания». Психологические характеристики и приемы их введения в текст произведения. Элементы литературного портрета.

«Житие Феодосия Печорского» Нестора как первый образец преподобнического жития. Способ идеализации в изображении главного героя и приемы его воплощения. Своеобразие композиции и языка жития. Литературное значение произведения.

Жанр хождений в древнерусской литературе. Хождение как литературный жанр. Особенности художественного времени и пространства в хождениях. «Хождение игумена Даниил». История создания и цель написания «Хождения». Топографические и временные реалии «Хождения». Образ Путешественника. «Святая земля» в «Хождении». Особенности стиля, использование апокрифов. Композиция, поэтика пейзажных и архитектурных описаний в хождении. Язык произведения.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII в.

Развитие культуры русских княжеств. Возникновение областных стилей в литературе и искусстве. Развитие жанра летописи в различных русских княжествах. Киевская летопись XII в., владимиро-суздальское, новгородское, галицко-волынское летописание. Формирование основных типов воинских повестей в летописях эпохи.

Жанр торжественного поучения в творчестве Кирилла Туровского. Своеобразие поэтического стиля и изображения природы в «Слове на новую неделю по Пасце». Размышления Кирилла о поэтическом творчестве в тексте «О летописцах и песнотворцах».

Рукописная судьба и проблема датировки «Поучения детям своим» Владимира Мономаха. Состав текста «Поучения» и его замысел. Образ идеального князя-воина и правителя в произведении. Автобиографическое начало в памятнике. Композиция и своеобразие стилистики. Эмоционально-лирическое начало и средства его выражения в «Послании», соотношение церковных и светских элементов в языке и стиле «Поучения».

История создания и редакции «Киево-Печерского патерика». Внутрижанровый состав патерика, своеобразие жанра патерикового жития. Отражение русской жизни, бытовых деталей в рассказах патерика. Образ иконописца и своеобразие восприятия художественного творчества в патерике. Своеобразие стиля произведения.

«Моление» Даниила Заточника. Проблема истории текста. Образ автора в двух редакциях памятника. Миросозерцание Даниила. Ситуация «человека на распутье» и социальная проблематика «Моления». Представление Даниила о сущности княжеской власти и отношении князя с подданными. Новые критерии в определении общественной ценности человека. Тема «ума» в «Молении». Жанрово-стилевое своеобразие «Моления». Народно-смеховая культура и стиль «Моления». Скоморошество как явление древнерусской культурной жизни и его роль в формировании стиля «Моления». Библейские цитаты и притчи в «Молении». Функции сатирических элементов в памятнике. Взаимодействие книжной и фольклорной традиций. Афористичность языка Даниила. Спорные вопросы в изучении памятника.

История открытия, публикации и изучения «Слова о полку Игореве». Скептическая школа в изучении памятника. Проблема времени создания произведения. Гипотезы об авторе «Слова». Историческая основа памятника. «Слово» и летописные повести о походе Игоря. Идея духовного единения русского народа. «Золотое слово» кн. Святослава и его роль в произведении. Уникальность художественной формы произведения. Своеобразие жанра и стиля. Связь «Слова» с жанром и стилем ораторской прозы, воинской повести и народной эпической песни. Мифологические мотивы в «Слове». Сюжет и композиция. Место и роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии основной идеи «Слова». Образная система памятника: принципы изображения князей, изображение природы, образ Русской земли, женские образы, образ Бояна. Язык и поэтические средства произведения. Проблемы ритмического строя. Восточные элементы в «Слове».

Типологические связи «Слова о полку Игореве» со средневековым эпосом других народов («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах», «Витязь в тигровой шкуре», «Манас» и др.), «Слово о полку Игореве» и «Сказание о Йусуфе» Кол Гали. Переводы «Слова» в XIX-XX вв., их типы и особенности. «Слово» и русская культура XIX-XX столетий. Дискуссии о «Слове» в науке ХХ в. «Слово» и наша современность.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 2475 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...