Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Условия популярности журналистского текста



нет в интернете,поэтому,как пример,очень запоминается.Подводя итоги нашей работы, мы можем сделать следующие выводы: Все уровни, все средства оформления материалов журнала, качество полиграфии, качество текстов, креативный характер материалов, организация рекламы, создание видео- и интернет версий журнала — всё это направлено на создание доступного и популярного журнала. И авторам журнала удаётся достичь их цели в полной мере. На уровне тематики журнала: создатели выбирают наиболее интересные для современных молодых женщин темы, такие, как красота, стиль, работа, карьера, психология взаимоотношений с мужчинами; присутствуют в журнале и довольно пикантные статьи о сексе, однако авторам таких материалов удаётся не переступать границ дозволенного. Материалы интересны и оригинальны, но не становятся пошлыми. На уровне текстов: материалы журнала легко читаются и воспринимаются; многие тексты информативны и носят практический характер (советы, ответы на вопросы), но в то же время в журнале много текстов, которые носят просто «рекреативный» характер и способствуют расслаблению, отдыху. Материалы носят оптимистичный, позитивный характер, создают атмосферу праздника, успешности, молодости и т. д. Организация текстов и особенно заголовков носит порой провокационный, призывный характер: авторы используют побудительные конструкции или конструкции в вопросительной форме, обращаются к читательницам на «ты», вовлекая их в своеобразные диалоги с журналом. Кроме того, как в заголовках, так и в самих текстах используется большое количество приёмов языковой игры: приёмы обманутого ожидания, обыгрывание многозначных слов, использование цитат и цитат в изменённом, но узнаваемом виде, игры с графикой (зачёркивание, подчёркивание) и т. д. Всё это останавливает внимание читателей, привлекает, заставляет купить очередной номер. На уровне полиграфии и оформления: иллюстрации и полиграфические исполнение журнала находятся на высоком уровне. Качественные фотографии, броские заголовки, яркая цветовая гамма — всё это, несомненно, привлекает внимание. Также создатели журнала предпринимают и ряд маркетинговых ходов, которые должны способствовать (и способствуют) росту популярности данного издания. Эти приёмы таковы: - обилие в журнале материалов рекламного характера, а также пробников или дисконтных карт на товары, рекламируемые в «Космополитен»; - предложения читательницам участвовать в конкурсах, присылать свои фотографии и письма с историями из жизни или вопросами; - наличие видео-версии журнала и электронной версии, где могут быть прочитаны и обсуждены все материалы «бумажной» версии; - невысокая цена журнала, что также способствует его популярности среди читательниц. Именно совокупность всех указанных средств и приёмов и является залогом популярности журнала «Космополитен».

Тема

РОЖДЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ТЕМЫ

Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного произведения, наконец, определение его идейной стороны. На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с планировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения.

Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. Как считает В.М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности»[1]. Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп. Именно в теме автор «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом. Цель подобного заземления состоит в том, чтобы открыть общезначимый смысл в, казалось бы, социальной, отвлеченной проблеме, вызвать у читателей эмоциональный отклик, соединить идеологические и социально-психологические средства воздействия на аудиторию»[2].

Вот какими размышлениями поделились в ходе анонимного опроса питерские журналисты, отвечая на вопрос о рождении журналистской темы[3]:

«Тема обычно рождается из двух ситуаций – либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке».

На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае, по мнению одного из опрошенных, он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала. «Моя основная тема – мода, – говорит одна из респонденток. – Увлекаюсь этим вопросом очень давно. Слежу за всеми течениями, новинками. Иногда сама пытаюсь спрогнозировать те или иные тенденции, которые намечаются в высокой моде. Считаю, что найти интересную тему так же сложно, как придумать новую оригинальную модель одежды».

Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты, считает другой респондент: «При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т.д. – иногда бывает очень скучно работать в газете. Но иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное – найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте».

«Что появляется раньше – факты или темы? Ответить однозначно на этот вопрос не могу, – говорит следующий журналист. – Это всегда происходит по-разному. Иногда сначала задумываешь тему, которая порой кажется даже бредовой, но, когда раскрутил ее, то оказывается, что именно на нее и стоило обратить внимание общественности. Обычно под такую тему и подбираешь факты. Бывает и обратное, когда факты наталкивают тебя на тему. Любая тема приходит неожиданно: вдруг происходит какое-то событие или появляется информация о какой-то проблеме, и тебе хочется осмыслить это событие и эту проблему, посмотреть на нее с разных точек зрения. Сам выдумываю темы куда реже, потому что сегодня настолько быстрая и калейдоскопичная жизнь, что темы возникают сами собой постоянно. А те, о которых начинаешь думать, нередко уже устаревают в ходе их обдумывания».

Иную точку зрения высказывает еще один респондент: «Тема никогда не рождается спонтанно. Она всегда – результат опыта: то ли прочитал что-то и – по принципу чем больше знаешь, тем больше хочется знать – начинаешь копать. Или часто в материалах прессы находишь вопросы, на которые, быть может намеренно, нет ответов. Появляется желание найти и все рассказать. Вообще поисками новых тем меня заставляют заниматься три вещи: желание удивить, т.е. рассказать о старом по-новому, желание разобраться с вопросами мне самому небезразличными и, пожалуй, самое главное – наивное стремление к справедливости (вера в то, что слово может больно ударять и исправлять). Есть, конечно, и четвертое – нескромное, – хочется просто не затеряться в потоке безликой информации. Бывает, что какой-то темой заболеваешь. Вот тогда она тебя затягивает и появляется азарт. Для меня любая тема – это прежде всего неразрешенная проблема: то, что более всего волнует общественность. Поэтому всегда стремлюсь умело (не крикливо и громко) разрешить в материале то или иное противоречие, проанализировав его со всех сторон».

Как видим, рождение журналистской темы всегда сопряжено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других – непознанная проблема, для третьих – интересный жизненный случай или ситуация и т.д.

Интерес представляет и то, как журналисты выходят на свои темы. Вот что рассказывают профессионалы. «Один из источников информации – всевозможные брифинги, пресс-конференции в пресс-центрах МВД, МИДа и т.д., – сообщает редактор отдела новостей, хроники и экстремальных ситуаций газеты «Рабочая трибуна» А. Наджаров. – Слава Богу, сейчас в каждом ведомстве есть люди, отвечающие за связи с прессой. Массу любопытной информации получаешь, побывав там. И любой факт может стать поводом для журналистского исследования – бери, копай, пиши. Но... ловлю себя на том, что боюсь принимать на веру сведения из самых, казалось бы, надежных источников.

Еще один источник тем – работа коллег. Скажем, из блестящей статьи выборгского газетчика В. Медведева я узнал о валютных шалостях местного руководства. Новые данные дали возможность понять, что именно эти горе-деятели препятствуют открытию в Выборге зоны свободного предпринимательства. Небольшая заметка в “Правде” вывела на тему медицинского спецобслуживания. Это, повторяю, только факт, повод, толчок для последующей работы. Как удастся развить тему, осмыслить криминальный факт, зависит уже от профессионализма журналиста, занимающегося этой проблематикой.

Но чаще всего темы возникают случайно. Скажем, о персональных самолетах мне рассказал сосед-летчик, возмущенный поведением одного из вельможных пассажиров. Тот как-то прибыл во Внуково навеселе и потребовал везти его к родне на юг. Товарищу со всем уважением напомнили, что время позднее, а южный аэропорт к приему ночных рейсов не приспособлен. Тогда литерный пассажир закатил скандал с обещанием стереть в порошок всю авиационную братию. Пришлось изыскивать возможности, рисковать жизнью не только того, кому море было по колено, но и ни в чем не повинного экипажа. После тщательного расследования полученная информация трансформировалась в статью “Воздушные привилегии”. Оказалось, что во Внукове существует целый аэропорт персонального авиатранспорта, шутливо прозванный пилотами царская конюшня»[4].

Поиск интересных тем – извечная проблема журналистов, потому что найти в обыденной жизни нечто примечательное и любопытное, в примелькавшемся явлении или предмете какие-то новые, доселе неизвестные грани можно только при определенной зоркости в поиске проблем.

Признанные мастера отечественной журналистики всегда стремились в своем творчестве уйти за рамки привычного и общепринятого. Может быть, поэтому в их работах всегда обнаруживалось нечто новое в обычном. Вот журналистское кредо Ю. Роста: «Всегда старался писать о людях, которые находились за пределами внимания наших средств массовой информации. Это были достоверные люди. Это люди, которым нечего было выбросить из своей жизни. Они могли жить бедно или в относительном достатке, но это были те люди, кто тихо, самой жизнью своей, а не словами боролись за свободу, за те гуманитарные ценности, правом на которые обладает человек»[5]. Обозначив для себя поиск «достоверных людей», Ю. Рост четко определил и тематическую направленность своей журналистской работы. В любом его произведении, будь то фотография или текст, реализуются именно эти гуманистические принципы.

Рождение журналистской темы всегда сопряжено с творческим поиском, с осознанием ее актуальности и значимости для общественности, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни людей, наконец, с четким определением круга жизненных явлений или вопросов, требующих раскрытия. При этом тема – «это и предмет описания конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения»

Журналистское произведение как особый информационный продукт. Основные этапы его создания.

Журналистским произведением называют итоговый (окончательный) результат профессиональной деятельности журналиста в процессе обеспечения информационной потребности аудитории. Это может быть текст (печатный или электронный), аудио- или видеоматериал (сюжет), а также публичное устное выступление журналиста на какой-либо социальной акции (митинге, манифестации и т.п.).

Журналистское произведение называют информационным продуктом оперативного потребления, поскольку в основе его лежит какая-либо конкретная информация, нуждающаяся в незамедлительной (оперативной) передаче аудитории – читательской, слушательской, зрительной или пользовательской (у Интернет-СМИ и информагентств).

Кроме информационной содержательности (1) и оперативности передачи (2), журналистское произведение характеризуется также: социальной адресованностью (3), гражданской позицией журналиста, или ангажированностью (4), жанровой принадлежностью (5), стилистической окрашенностью (6).

Этапы создания журналистского произведения отличаются в зависимости от типа журналистской деятельности.

При репродуктивном типе деятельности существует следующий поэтапный алгоритм:

1) Получение задания на создание журналистского материала.

2) Сбор информации, ее фиксация и экспресс-обработка.

3) Трансляция (передача) информации аудитории.

При креативном типе поэтапный алгоритм усложняется:

1) Составление заявки на создание авторского материала (текста, сюжета); согласование и утверждение этой заявки.

2) Сбор информации, ее подробная фиксация и углубленная (аналитическая) переработка.

3) Трансляция (передача) информации аудитории.

4) Отслеживание обратной связи с аудиторией: анализ поступивших откликов, анализ реакции властей и различных социальных групп на переданную информацию.

Таким образом, главное отличие этапов создания журналистского продукта при креативном типе творчества заключается в инициативности подхода к выбираемому материалу и ориентация на ответную реакцию общественной аудитории.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1155 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...