Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Французские шпалеры в искусстве средневековой Европы



Во Франции производство шпалер возникает в начале XIII в. Наиболее крупным центром шпалерного ткачества в это время был Париж.

В XIV в. преобладали ковры с изображением гербов, орнаментов, птиц и животных. Затем появляются серии ковров с библейскими и историческими сюжетами. Наиболее известна дошедшая до нас серия шпалер на сюжеты из Апокалипсиса, так называемый Анжерский Апокалипсис. Ткачам удалось получить декоративные эффекты для трактовки человеческих фигур и животных, элементов пейзажа и архитектуры. Колорит этих почти плоскостных изображений ограничивается цветовой гаммой, что сообщает композиции целостность.

Во второй половине XV в. наиболее известными старинными французскими шпалерами были мильфлеры, которые ткали в Турени. Это слово происходит от французского выражения «de mille fleures», что означает «тысяча цветов». На сине-зеленом или красном фоне мильфлеров рассыпано множество растущих или срезанных букетиков цветов и ягод со всех концов света. Этот цветочный фон оказался очень удобным для многих сюжетов: аллегорических, библейских, античных, взятых из средневековой литературы и современной жизни. Уровень их ткачества разный: от примитивных, грубоватых шпалер странствующих ткачей до виртуозно выполненных в специальных мастерских произведений.

Мильфлеры выполнялись сериями. Самая известная из них - о Прекрасной Даме. Например, на шпалере из музея Клюни в Париже, получившей название «Дама с Единорогом», фон красного цвета, украшенный срезанными букетами цветов, а все действие происходит на сине-зеленом острове с растущими цветами. Аллегорически-философский характер носит и шпалера «Купание дамы»: вода в бассейне и вода, вытекающая из него, - символ течения жизни.

В готическом искусстве редко обходилось без иносказаний. Например, в ковре «Чтение» нить в руках дамы, сидящей в кресле с прялкой, символизировала нить жизни. Апельсиновое дерево – символ плодородия. Соловьи во все времена – олицетворение весны и любви. Повсюду в этих шпалерах встречаются гвоздики – символ помолвки и свадьбы, незабудки – символ верности. Лепестки маргариток были верным средством выяснить: «любит – не любит», а также служили лекарством от дьявольской любви и излишних желаний. Ягоды земляники называли «пищей для счастливых».

Изысканные «Сцены из жизни сеньоров» включают множество сюжетов: музицирование, вышивание, прогулка, чтение, купание, охота и другие. На каждой шпалере представлено несколько персонажей, позы которых немного условны, статичны, как будто герои позируют художнику. Синий фон с цветами представлен как естественный пейзаж, с птицами и мелкими животными (см. ил. 2, с.31).

На цветочных фонах встречаются также сцены из сельской жизни («Сбор винограда»), сцены охоты богатых сеньоров. Изображениям свойственна угловатость фигур, характерная для средневековой манеры изобразительного искусства, что придает шпалерам особое очарование. Сотканные из шерсти и шелка, на сравнительно небольшой плотности основы, шпалеры поражают виртуозностью рисунка.

Стихи поэтов того времени, вписанные в ковры-мильфлеры, донесли до нас голос той эпохи. Например, следующие строфы французского поэта Реми Белло (1528-1577), которого Пьер Ронсар называл «живописцем природы»:





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 794 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...