Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкие средневековые шпалеры



Наиболее общим понятием для определения старинного гладкого ковра служит слово «шпалера», произведенное от итальянского обозначения решетки для живых цветов. Все более поздние названия появились как обозначение места рождения ковров, сюжета, назначения или по другим причинам.

Немецкие шпалеры XII в. - самые ранние из сохранившихся европейских тканых ковров. В это время в Германии ткали шпалеры главным образом в монастырях, а также странствующие мастерицы, работавшие в домах богатых граждан. Поэтому часто ткачи обходились без услуг художников. В период Средневековья на юге Европы стены домов украшали преимущественно фресковой росписью, а в северных районах ее заменила шпалера. В средневековых замках шпалеры использовали и как балдахины в спальнях, и как мягкие перегородки в больших залах, поэтому ранние шпалеры похожи на длинные древние свитки.

Сюжетами для ковров служили настенные росписи. Однако достаточно часто в шпалерах использовались и библейские мотивы. Рисунок на них был упрощенный, фигуры людей схематичны. Немецкими ткачами использовались, в основном, два цвета: синий и красный, отчего первые ковры были очень декоративными. Кроме того, для немецких ковров характерен широкий черный и цветной контур. Вместе с тем их отличает определенная грубоватость, они интересны своей самобытностью.

Например, шпалера «Апостолы Фома и Матфей», являющаяся образцом раннего ткачества (см. ил. 1, с.30). Фигуры, изображенные на ней, построены с соблюдением средневековой иерархии. Имена апостолов вытканы на нимбах. На свитке вокруг монахини надпись: «Святой Фома, молись за меня» – вероятно, это изображение заказчицы шпалеры. Разнообразные тканые надписи традиционны для немецких шпалер этого периода. За примитивным рисунком чувствуется непосредственность и вера мастера в помощь этих святых. Они босы, в грубых одеждах, посохи сделаны из простых кривых палок. Автор подчеркивает добрую улыбку старого Фомы и наивный распахнутый взгляд молодого Матфея.

Бесплотные, схематические фигуры, упрощенные рисунки говорят не только о невысоком еще мастерстве ткачей, но и о чисто декоративном мышлении.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 999 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...