Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблемы композиции жилой среды



Подвижность композиционных построений в жилище. Тенденции развития жилой сферы.

Любые тенденции формирования слагаемых жилища, в конечном счете, воплощаются в композиции домов и квартир. Той самой системе соподчинения помещений и их предметного наполнения, которая выделяет в каждом уровне ее организации - фрагмент, зона, помещение, группа помещений - главные компоненты, сосредотачивающие функционально-социальный смысл "уровня", его эстетическое содержание и его привлекательность. То есть то ощущение, ради которого формируется среда.

Вопросы композиции квартиры (дома) как совокупности помещений и пространств разного ранга достаточно полно разработаны и теорией и практикой архитектурного дизайна, В структуре жилища привычно выделяются основные пространства: общая комната, гостиная, спальня, к ним так или иначе подключаются зоны: кухонная, санузлы, кладовые и т.д. А всем вместе автором "назначается" тот или иной прием связей: анфиладный, концентрический (вокруг распределительного узла), коридорный, свободное перетекание пространств и т.д. Другими словами, в сфере жилища функционально-эстетические характеристики закрепляются устойчивыми схемами архитектурной композиции - так как принципы связи архитектурно-дизайнерских компонентов давно отлились в более или менее стандартные блоки (прототипы) с известной любому проектировщику иерархией. И возникновение новых комбинаций возможно только при сознательном отказе от традиционных представлений о роли того или иного

функционального узла в композиции. Например, если сделать главным помещением не общую комнату, а "парадный" распределительный холл.

Вместе с тем, композиционная значимость помещений в жилище изначально непостоянна, может меняться в зависимости от конкретики бытовых реалий. И главным помещением квартиры становится то кухня-столовая, то парадная общая комната, то кабинет и т.д. То есть жизнь семьи активно "тасует" заранее заданные роли, что заставляет одинаково ответственно относиться к дизайну среды в любой части квартиры. Такая же подвижность композиционных отношений присуща и единичным помещениям. Например, в одной и той же комнате доминантой образа среды может стать то освещенный утренним солнцем пейзаж за окном, то круг света в центре комнаты в вечерние часы.

Другими словами, в жилой среде композиционные связи неоднозначны, легко меняются, создавая реально (а не в идеале) новые и новые комбинации. Следствие этого - примерное равенство композиционных ролей пространственных и предметных компонентов жилой среды. Потому что они могут определять облик и содержание среды попеременно, в зависимости оттого, что для данного жизненного процесса важнее - ориентация внимания в пространстве или бытовой контакт с тем или иным прибором. Третья особенность композиционных построений в жилой среде - предметное наполнение выступает наряду с декором архитектурного происхождения как основа выразительности ее облика: в нем концентрируются и "развлекательная" и содержательная информация о жилище. Архитектура, обрамляя бытовые процессы, как бы уходит в жилье на второй план, служит фоном для приборов, посуды и других дизайнерских компонентов среды, и именно их сочетание, в конечном счете, и создает запоминающийся композиционный рисунок интерьерного образа.

Представляется, что эти три особенности жилой среды в той или иной степени присущи и другим типам среды - общественной, производственной и т.д., особенно на микро- и мезо- уровнях общей шкалы средовых ощущений. И их знание может пригодиться, когда имеешь дело с формированием средовых объектов, непосредственно, "тактильно" контактирующих с человеком.

Жилая среда наших дней - явление развивающееся, меняющее каждые 15-20 пет буквально все свои параметры. Главная тенденция этих перемен (особенно в "цивилизованных" странах) -наращивание средового богатства, приходящегося надушу населения.

Увеличивается расход общей полезной площади на каждого проживающего. Наша старая норма -6 кв.м. на человека - уже заменилась 12-ю кв.м. общей площади, а в богатых странах (США, Канада) средний ее размер давно перешагнул 40 и приближается к 60 К8.М.. Кроме того, все чаще у человека появляется, помимо "основного", еще и "второе", обычно летнее жилище, и не только личное (дачи, загородные дома), но и "скрытое" а общественном секторе (гостиницы, санатории, пансионаты и гл.).

Усложняется структура жилых помещений - появляются кухни-столовые, тренажерные залы, холлы, гостиные, растет число туалетов и т.д. - они дифференцируются пространственно (помещения различаются по высоте, квартиры располагаются в 2-х, 3-х уровнях, часть помещений "выходит" на природу - в пентхаусах), все разнообразнее пространственные идеи, особенно в малоэтажном строительстве.

Жилое пространство сверхактивно насыщается разного рода оборудованием, повседневным (освещение, обогрев и пр.) и специальным (утюги, швейные машинки, электроника бытовая и техническая - датчики, таймеры, смесители и т.д.), в жилую среду все шире внедряются компоненты, имитирующие или представляющие природу (аквариумы, цветы, ультрафиолетовые излучатели и т.д.).

Общее увеличение материально-физических благ в жилом секторе отлилось в характерные "профессиональные" архитектурно-дизайнерские формы, например: сращивание мебели (оборудования) и пространства ("разворачиваемые" обслуживающие модули, мобильное жилище и др.). Что касается собственно оборудования, то тут видны две тенденции: индивидуализация дизайнерских решений (выполненных в расчете на конкретного заказчика) и "универсализация" массового производства, отчуждение "типового" дизайна от личности потребителя. Обе осуществляются художниками-профессионалами, но первая - продолжает "феодальную" традицию личного контакта проектировщика и потребителя, вторая - развивает линию переноса творческих усилий в массовое производство вещей и приборов, когда заказник рассматривается как абстрактный 'Усредненный" покупатель (все запросы и вкусы которого, впрочем, специально изучаются службами дизайнерского маркетинга).

Сложнейшее переплетение обеих тенденций порождает в реальной жизни очень интересное художественное явление - необязательность стилевого единства в жилой среде. Даже вычурные "единственные" интерьеры, выполненные по индивидуальному заказу, спокойно принимают в себя "типовые" формы бытового дизайна, изготовленного по законам "ширпотреба". Тогда как стилистика рядового жилища постоянно трансформируется вторжением новых технологий и просто модных вещей, и те беззаботно встраиваются в тщательно прорисованные интерьеры, придавая им неожиданную остроту, разнообразие впечатлений, делая их человечнее. А дизайнеры, чтобы увеличивать объем продаж, все время предлагают рынку новые и новые формы приборов, новые приемы их декоративной отделки, причудливо перемешивая черты прагматичности и престижности в потоке вещей, образующих образ среды. Все меньше при этом обращая внимание на единство вкуса, визуальную "чистоту" средовых решений.

Так приоритет прав человека в общественном сознании преобразуется в многообразие, калейдоскопичность, случайность, даже зрительную несовместимость средовых форм. Как далеко еще продвинется общество в этом направлении, сказать трудно. Но художнику надо быть готовым к самым неожиданным переменам в этой тенденции.

Не может, очевидно, до бесконечности происходить и наращивание архитектурно-дизайнерской "массы" на душу населения. Представляется, что недалек момент, когда "расширительная" тенденция сменится стремлением к рационализации использования приходящихся на каждого человека ресурсов, и тогда дизайнерам придется искать новые формы организации жилой среды, совмещающие высокий уровень комфорта, предлагаемый средовым дизайном сегодня, с ограничением, возможно -обобществлением расходов по его реализации.

СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ по Шимко В.Т.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...