Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды



Адаптация жилой среды, ее факторы, виды и формы. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании.

Специфика архитектурно-дизайнерского содержания жилой среды - относительная нейтральность ее пространственной ситуации, позволяющей самыми разнообразными способами комбинировать в "заданных" пределах блоки оборудования и предметного наполнения, имеет два следствия. Первое - в "рядовом" жилье пространство (архитектура) и наполнение (дизайн) осваиваются массовым потребителям раздельно: сначала планировка квартиры, а уже после, в соответствии с индивидуальными вкусами и возможностями - обстановка. Второе - при длительных сроках эксплуатации приспособление отведенной данной семье ячейки к меняющимся запросам проживающих осуществляют главным образом за счет переделок ее дизайнерской составляющей.

В жилой среде все формы адаптационной практики проявляются особенно зримо. С одной стороны, жильцы привыкают к однажды заведенным порядкам и особенностям принадлежащего им жилья (расположение комнат, расстановка мебели, привычные места любимых или нужных вещей и т.д.), то есть более или менее охотно подчиняют свой образ жизни конкретным архитектурно-дизайнерским обстоятельствам. С другой стороны, они же постоянно что-то меняют в ее оснащении: покупают новые вещи, ликвидируют старые, переставляют мебель, делают ремонт и т.д., либо потому, что так удобнее, либо потому, что изменились требования жизни.

Для проектировщика оба движения представляют высокий профессиональный интерес. Первое - потому, что делом чести для него является создание идеального "вечного" интерьера, что

возможно, если художник хорошо знает вкусы и особенности поведения заказчика, и если архитектурно-дизайнерское решение настолько оригинально и удобно, что его жалко менять. Второе - поскольку работа над жилищем, свободно приспосабливающимся к нуждам и вкусам обитателей, как бы капитально они не менялись - задача для изобретательного человека чрезвычайно соблазнительная.

Независимо от того, к какому типу интерьера тяготеет проектируемое жилище -"архитектурному", собранному по преимуществу из неизменяемых пространственных компонентов, или "предметному", где архитектурные впечатления активно заслоняются разного рода дизайнерскими ансамблями - набор тенденций, приемов и направлений его формирования приблизительно одинаков и во многом зависит того, какая часть среды и почему будет затронута автором.

Функциональные причины архитектурно-дизайнерской адаптации жилой среды сводятся к ограниченному числу модификаций так или иначе устоявшихся жизненно-бытовых процессов:

"Ежедневные" бытовые деформации, связанные со временем суток (ночное затишье; дневное приглушение бытовой деятельности; утреннее и вечернее оживление, торопливое в начале дня, нацеленное на отдых, когда семья собирается вместе вечером). Эти деформации не связаны с капитальными изменениями среды, достаточно тех способностей к переменам (частичная перестановка мебели, изменение освещения и пр.), которые заложены в конструкции и структуре оборудования.

"Эпизодические" трансформации жизненного уклада (приезд гостей, праздничный вечер, болезнь члена семьи и пр.). И в этом случае можно обойтись без коренных переделок интерьера, хотя количественно отступления от заведенных порядков могут быть достаточно велики (украшение парадных помещений, устройство временного спального места и т.д.). Вместе с тем дух среды, ее характер могут изменяться весьма активно по сравнению с остальными периодами жизни дома.

"Сезонные" изменения, возникающие со сменой времен года (годовыми циклами занятости): часть семьи уезжает на отдых, зимой надо менять расписание занятий и т.д. Эти деформации близки эпизодическим и не требуют принципиальных изменений среды, просто не трогаются какие-то вещи, зимний спортинвентарь заменяется на летний и т.д. Хотя и в этом случае настроение проживающих, их нацеленность на работу или отдых фактически преображают средовую атмосферу.

Кардинальные изменения образа жизни: изменение материального положения, новый состав семьи, перемена форм занятости (например, поступление в институт, выход на пенсию и т.д.), возрастные перемены. Как правило, это влечет за собой ломку общей пространственной ситуации ("передел" комнат, капитальный ремонт с перестановкой перегородок и пр.). Но особенно сильно смена образа жизни отражается на структуре предметного наполнения: заменяется и переставляется мебель, исчезают одни бытовые вещи, появляются другие и т.п. Происходят принципиальные деформации среды, хотя многие черты образа прежнего жилища могут сохраниться и в новой предметно-пространственной ситуации.

Спонтанное длительное преобразование образа жизни: покупка новых вещей, частичный ремонт, внедрение технических усовершенствований (электроника, новое кухонное или сантехническое оборудование), трансформация вкусовых представлений и т.д. В этом случае средовые изменения накапливаются исподволь, долгое время, но в какой-то момент может оказаться, что семья фактически живет уже в другой среде, нежели полтора-два десятка лет назад.

Сами по себе функциональные факторы и обстоятельства не создают целостного средового состояния: они генерируют эмоциональную интонацию среды, но выразить ее в зримых формах - задача профессионала-художника. И одним из его средств является адаптация, приспособление этих форм к образу жизни.

Модификации укладов жизни порождают устойчивые варианты адаптационных процессов в жилье и тенденции отвечающих им предметно-пространственных преобразований. Некоторые из них имеют четко выраженный "охранительный" характер - с их помощью среда сопротивляется "разрушительным" необратимым переделкам, оставаясь удобной и привычной, несмотря на частичную смену своих параметров. Другие, наоборот, активно нацелены на подвижность образа жизни и, соответственно, облика и характеристик жилища; третьи отражают духовную нацеленность заказчика, помогают ему выразить себя в образе среды.

Разрешаются задачи адаптации жилых пространств разными приемами их проектной организации:

1. "Специализация" - жесткое архитектурно-пространственное зонирование, разница в отделке, высоте, оборудовании заранее предназначенных для данной роли помещений; этот прием носит четко прагматическую направленность и с трудом поддается "пространственной" адаптации. Зато количество резервных площадей здесь минимально, все пространство используется предельно полезно, а степень свободы формирования "личного" начала определяется целесообразной нормой общей площади: меньше 10-12 кв.м на человека - тесно, некомфортно, больше 25-30 кв.м - неуютно, "пустынно".

2. "Универсализация" пространственной ситуации (максимально свободные "безличные" габариты помещений, максимум разводок и подключений разного типа, позволяющие как угодно комбинировать и менять обстановку и оборудование). Жилье этого типа предполагает серьезный резерв свободных площадей (50% и больше): именно просторность, "незаселенность" делает его гибким для любых вариантов расселения.

Приемы "свободного" или "единого" пространства, когда перегородки практически отсутствуют - их заменяет более или менее целесообразно расставленная мебель, временные ширмы, цветы, кабины сантехоборудования - можно рассматривать как предельный вариант "универсализации" и одновременно как модификацию следующей тенденции, где кажущаяся свобода "вписывания" образа жизни в пространственную ситуацию активно регламентируется композиционной идеей.

3. Художественно ориентированное пространство - своего рода "высший пилотаж"
проектирования жилой среды - предполагает приоритет композиционного начала организации среды над будничными запросами образа жизни (например, принцип перетекающего пространства, синтез жилой и природной среды, "динамичное" жилище и т.п.). Это - самое "дорогое", самое престижное жилище, но и самое сложное для художника, так как всегда существует опасность просто скатиться в архитектурные излишества.

4. Особое направление в дизайне жилища - " трансформируемое пространство".
Оно призвано объединить тенденции "специализации" и "универсализации", ограничивая расход площадей разумными пределами и одновременно увеличивая число степеней свободы для адаптационных процессов. Трансформирующиеся стены и покрытия, оборудование встроенное, убирающееся в специальные "запасники", новые технологии вплоть до замены стен радиационными излучателями - все это делает "трансформационные" решения ступенью на пути к работе уже не с элементами пространства, а с дизайнерской составляющей жилища, к сращиванию предметного и пространственного начала в единое материально-физическое целое, "обслуживающее" жилые функции со всех сторон одновременно.

Тенденции формирования собственно оборудования (если отмечать только их художественную нацеленность) таковы:

стремление "спрятать" оборудование {встроенная мебель, скрытое освещение и инженерные коммуникации), сделать его незаметным, превратить в часть архитектуры;

наоборот, желание "выпятить" оборудование, либо "натурализовать" его существование в его собственном виде (свободная проводка, носимые приборы обогрева и освещения), либо активно выделяя на фоне архитектуры (яркая окраска инженерных подводок, преувеличение размеров, подчеркивание фурнитуры);

декоративное "разукрашивание" технологически необходимых вещей и устройств, в том числе за счет нехарактерных для них приемов: стилизация (в том числе ретро и кич), постмодернистский "синтез искусств", зооморфные эксперименты и т.п.; крайним вариантом этого направления является абстрактное "художественное" проектирование, своего рода артдизайн, когда объекты дизайна видятся

Следует отметить, что речь идет не о стилях, а о принципиальных тенденциях формирования художественной сути - каждая может выполняться и в "хайтеке" и в "модерне" и в "классицизме".

отношение к оборудованию, как к самостоятельному, самодостаточному, даже единственному началу облика интерьера, фактически не нуждающемуся в архитектурно-пространственном обрамлении; отрицающему художественный синтез дизайна с архитектурой;

собирание обстановки самостоятельными, как бы не увязанными единым замыслом "блоками" - мебельный гарнитур отдельно, посуда отдельно, бытовые приборы - отдельно: ансамблевость в этом случае достигается продуманной гаммой контрастов формы, фактуры и цвета, согласованием пропорций, модульностью и т.д.

проектирование комбинируемого, изменяемого, трансформируемого оборудования, которое может использоваться практически в любых жизненных ситуациях: диван-кровать, раздвижные столы, кухонные комбайны, секционная мебель, которую можно составить в самые неожиданные сочетания: одно из направлений этого подхода - "разворачиваемые" и "собираемые" блоки, столь котировавшиеся в поисковых предложениях дизайнеров-футурологов 80-х годов.

Таким образом, существует два потока активного управления процессами адаптации: "революционная" переделка, сознательная смена всего или большинства оборудования и декора, когда заказчик почувствует, что сложившаяся атмосфера никого не устраивает, и его антипод - неуправляемое спонтанное формирование средовых реалий, когда владельцы жилья не задумываются о последствиях своих адаптационных вложений, и интерьер как бы "прирастает" к проживающим, развивается вместе с ними.

В последнем случае художественная воля, преобразующая жилую среду, перемещается из сферы "личного заказа" в область профессионального промышленного и графического дизайна, внешне независимого от потребителя, но в действительности связанного с ним через торговую сеть. Здесь специалисты, не ощущая давления заказчика, но, подчиняясь законам рынка, создают новые бытовые технологии и артефакты, перестраивающие "моду" на оборудование и стиль жизни. А соответственно - за счет внедрения новинок в жизнь - переделывают и среду жилья.

Интересно, что последний вариант формирования оборудования жилой среды обязательно так или иначе проявляется в реальной жизни, даже когда житель дома стремится использовать любые другие типы адаптации.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...