Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постимпрессионисты



Импрессионизм явился последним этапом, завершающим реалистическую линию развития художественной культуры Х1Х века. Художники, которые в истории искусства именуют постимпрессионистами – Сезанн, Ван Гог и Гоген – не были объединены ни общей программой, ни общим методом. Их отличало лишь отношение к ипрессионистам во времени, хотя они начали работать параллельно с импрессионистами. В действительности же каждый из них представляет собой яркую творческую индивидуальность.

Поль Сезанн (1839-1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке 1874 г., затем уехал в Прованс, где жил замкнутой, но напряженной творческой жизнью. К концу 80-х годов имя Сезанна стало вроде чем-то легенды, мифа. Его картины коллекционировал единственный покупатель Ив Танги. В 1894 г. Ив Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. А в 1895 г. торговец картинами Воллар предложил Сезанну прислать свои произведения на выставку, и художник, не выставлявшийся 20 лет, отправил 150 картин. Парижская интеллигенция приветствовала Сезанна как великого художника. С ХХ столетия Сезанн становится вождем нового поколения.

Но Сезанн не был импрессионистом, он являлся скорее реакцией на импрессионизм, на импрессионистический метод. Прежде всего Сезанн не дематериализует форму. У Сезанна нет картин сложного содержания: портреты, пейзажи («Берег Марны», 1888), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов», 1890), портреты-типы («Курильщик», 1900), редко сюжетные изображения («Игроки в карты» 1892). Но во всех случаях это не идет, а законченное произведение, картина.

Наиболее сильная сторона таланта Сезанна – колорит. Сущность сезанновских исканий – в передаче цветом неизменной вечной реальности, выявление геометрической структуры природных форм. Сезанн принес материальную крепость, чувство массы, пластическую ясность форм, устойчивость, чеканную выразительность своих простых и суровых образов. В изображении людей есть некоторая бездушность, ибо художника занимают не столько занимают духовный мир и характер моделей, сколько основная форма предметного мира, цветовые соотношения.

Винсент ван Гог (1853-1890) – художник, воплотивший душевную смятенность современного человека. Он начал заниматься живописью еще в Бельгии, когда был миссионером («Едоки картофеля», 1885). Ранние работы имеют определенные черты старой голландской традиции. 1880-81 г. он посещает Брюссельскую Академию художеств. Только после 30 лет Ван Гог целиком посвящает себя живописи.

В 1886 г. он приезжает в Париж и через брата Тео, сближается с импрессионистами. Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Дорога в Овере после дождя», 1890). Вскоре он переезжает в Прованс, где вместе с Гогеном мечтает организовать нечто вроде братства художников. В невиданном творческом подъеме он начинает лихорадочно работать, но будучи человеком душевно больным, он обостренно воспринимает все жизненные конфликты. Кончает жизнь самоубийством. («Красные виноградники в Арле», 1888).

Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние пять лет. Это были годы напряженнейшего труда, в результате которого были созданы произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Свойственная лишь ему особая острота в восприятии действительности сообщает его произведениям сложное переплетение настроений: восторг перед миром и пронзительное чувство одиночества, щемящей тоски, беспокойства. Под его кистью изображение простых хижин или комнат полно подлинного драматизма: («Хижины», 1888), «Спальня», 1888). Ван Гог в большинстве случае писал с натуры, но даже его этюды имеют характер законченной картины. («Прогулка заключенных», 1890, «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889).

При жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее. Экспрессионисты стали называть его своим предтечей. Однако у Ван Гога не было большого количества подражателей.

Поль Гоген (1848-1903) – довольно поздно стал заниматься живописью систематически. Первые его произведения несут печать импрессионизма. Но вскоре Гоген вырабатывает свою манеру. В 1886 г. вместе с учениками он поселяется в Бретани, в деревушке Понт-Авен, поэтому за ними закрепляется название «Понт-Авенская школа». Но Гоген не удовлетворен ни темами, которые предоставляет ему европейская цивилизация, ни самой буржуазной средой, сковывающей творчество. Он бежит от нее в экзотические страны, на Таити. В 1887 г. он ненадолго возвращается в Париж, в конце 1888 г. появляется в Арле, где происходит разрыв с Ван Гогом, и после парижской выставки «Импрессионистов и синтетистов», которая не имела успеха, в 1891 г. Гоген уезжает на Таити. В 1893 г. приезжает для устройства выставки, привлекшей внимание поэтов-символистов. В 1895 г. он снова на Таити. Последние годы жизни Гоген живет на острове Доминика, Маркизские острова.

Первые впечатления от островов Полинезии Гоген передал в дневнике «Ноа-ноа», «Благоуханная земля». Туземцы же его не понимали, считали чудаком и чужаком.

Гогена в истории искусства обычно связывают с направлением символизма и того распространившегося в конце Х1Х – начале XX в. течения, которое получило название примитивизма. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Он пользуется предельно упрощенньм рисунком, формы изображаемых им предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие, композиции носят орнаментальный характер. Так, в одной из первых таитянских вещей «Женщина, держащая плод» (1893) смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно, силуэт очерчен простым и цельньм контуром, поза неподвижна, черты лица застыли. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над ее головой, и сама она — лишь неотъемлемая часть этой вечной природы. Гоген преднамеренно нарушает перспективу, он пишет не так, как видит человеческий глаз.

Реальную природу он преображает в декоративный красочный узор. Его язык гиперболичен. Он усиливает интенсивность тонов, ибо его интересует не цвет определенной травы в определенном освещении времени суток, как Клода Моне, а цвет травы вообще. Он не пользуется светотеневой моделировкой, а накладывает цвет ровными плоскостями, в контрастном сопоставлении. Он понимает цвет символически. Многие полотна его действительно напоминают восточные декоративные ткани («А, ты ревнуешь?», 1892). Он вносит в свои экзотические, овеянные романтикой и легендой произведения элементы символики («Таитянская пастораль», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», 1897). В картине «Чудесный источник» (1894) все наполнено чувством благоговения перед священным местом. Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов.

Сезанн, Ван Гог, Гоген, творчество которых хотя и интерпретировалось односторонне формалистическим искусством XX в., имели огромное влияние на все последующее развитие художественной культуры новейшего времени.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...