Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Юнг, Морено, Роджерс, Дольто и другие



Вспомним, что в своей работе "Тотем и табу " Фрейд говорил о "коллективной душе", в то время как Юнг[11] упоминал о "коллективном бессознательном".

Разрыв Фрейда со своим "дофином" (так в окружении Фрейда называли Юнга) был крайне резким: чтобы так возненавидеть, надо было сильно любить друг друга. Бруно Беттельгейм из Чикагской школы незадолго до своего ухода на пенсию и смерти напоминал, что этот разрыв был, видимо, основан на этической некорректности, в которой Фрейд упрекал Юнга. Юнг называл этот разрыв теоретическим разногласием вокруг теории влечений.

Как бы то ни было, Юнг дополняет работы Фрейда выявлением синхронии* и того, что он называет "коллективным бессознательным".

* Синхрония – явление, в котором событие во внешнем мире значащим образом совпадает с психическим состоянием человека. Это повторяющиеся переживания, отражающие события, которые не подчиняются законам времени, пространства и причинности. – Примеч. ред.

Согласно Юнгу, это "работающее" в нас коллективное бессознательное, передаваемое в обществе от поколения к поколению, аккумулирует человеческий опыт. Оно дано от природы и, таким образом, существует вне всякого вытеснения и личного опыта. Это понятие будет иметь большое значение как для теории, так и для клинической практики.

Несмотря на то, что мой выбор был сделан под влиянием фрейдистского образования, я думаю, что время противостояния школ уже позади. Таким образом, в мои намерения не входит отстаивать позицию за или против Юнга. Но что следует отметить, так это идеи передачи из поколения в поколение и синхронии, или совпадения дат.

Следует также напомнить, что если Фрейд открыл бессознательное, невыраженное, "коллективную душу", а Юнг ввел понятие коллективное бессознательное, то Морено сформулировал постулат со-сознательного и co-бессознательного в семье и группе. Приблизительно в то же время, в 1960 -1970-е годы, Франсуаза Дольто*, Николя Абрахам и их ученики, а также Иван Бузормени-Надь, ставят сложную проблему трансгенерационной передачи не полностью разрешенного конфликта (ненависть, месть, вендетта), тайн, "невысказанного", преждевременных смертей и выбора профессии.

Знание выстраивается в результате накопления, а новое видение появляется в одно мгновение. В процессе психоанализа продвижение идет в неизвестном направлении и затем вдруг появляется смысл.

Лакан сравнивал появление смысла с внезапным появлением на поверхности острия швейной иглы, пронизывающей и соединяющей несколько слоев прожитого.

Каждый терапевт, будь он психоналитиком или сторонником других направлений, является частью системы преемственности, из которой он черпает свои теоретические основы. Однако клиника часто действует наперекор догмам, и на практике мы идем на уступки, признавая это или нет[12]. Особое значение имеет способ, с помощью которого терапевт принимает, слушает, понимает и наблюдает своего клиента[13]. Терапевт должен "слышать" клиента и взаимодействовать с ним. Гриндер и Бэндлер показали значимость различных способов восприятия[14], состояния эмпатии[15], для того чтобы бессознательное одного человека коммуницировало[16] с бессознательным другого. При этом возникает то, что Морено называет "co-бессознательным". Самый блестящий психолог и самый крупный ученый никогда не будут настоящими терапевтами, если они не в состоянии слышать другого в его (клиента) собственном контексте».

Поэтому часто именно в тот момент, когда слово зависает в воздухе, происходит самое важное, и наиболее значимым оказывается сказанное в дверях.

Психоаналитики имеют основание утверждать, что их профессия не такая, как другие: она не заучивается, она передается. Это в такой же мере искусство, как и наука, и способ бытия в этом мире.


КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ Системных расстановок


В течение хода Системных и Семейных расстановок люди, представляющие клиента и определенных членов его семьи, не имеют связи с клиентом или знаний о его семье.

Что удивительно, они немедленно начинают испытывать эмоции, ощущения, иногда движения точно такие же, как их испытывают или испытывали живые или уже умершие люди, которых они представляют.


Для того чтобы этот спонтанный, и мы можем утверждать естественный феномен, имел место, люди, которые представляют клиента и членов его семьи, должны быть достаточно центрированы.


Эти ощущения обычно проявляются спонтанно через импульс, дающий начало движению. Представляющий должен только следовать движению для того, чтобы установилось терапевтическое поле, адресованное проблеме клиента.


Это поле проявляет сильную тенденцию открывать путь по направлению к наилучшему возможному решению не только для клиента, но и для всех, кто с системной точки зрения, связан с проблемой.


Как только заместители займут свои места, они центрируют себя и внимают движению или импульсу, который они чувствуют. Импульс движет ими, и им просто нужно следовать движению, не слишком быстро и не слишком медленно, как можно более искренне и неподдельно, избегая любых преднамеренных, персональных эмоциональных движений.


Заместители позволяют себе полностью следовать за движением, которое они чувствуют, неважно, была ли это внутренняя эмоция или нет. То, что существенно – позволить движению случиться и следовать ему. Но мы должны быть достаточно внимательны, чтобы не следовать самому первому впечатлению, которое еще слишком поверхностно. Вместо этого мы ждем, пока движение станет настолько сильным, что ему практически невозможно будет сопротивляться.

Никогда не забывайте, что цель участия в семейных расстановках не понять, а помочь людям, выразившим свою проблему и всем тем, кто с ними связан.
Это происходит как будто Семейные и Системные Расстановки находятся вне времени, или скорее, как если бы время сжимается. Прошлое, настоящее и будущее сливаются вместе в пространстве, созданном Расстановкой.

Мы видим живых и умерших людей стоящих бок о бок, или дочь позади своего отца, перед бабушкой, прабабушкой и прадедушкой и так до седьмого поколения. Они могут собраться все вместе в одном пространстве, в котором время, как линейный феномен, отменено. Это как будто все вместе находятся в том, что Руперт Шелдрейк называл морфическим полем, и каждый человек чувствует в себе морфический резонанс этого поля.


С терапевтической точки зрения, наш опыт показывает, что этот резонанс не ограничивается настоящим моментом, но и расширяется в будущее, оказывая гармонизирующий и исцеляющий эффект на всех, кто связан с этим конкретным полем и таким образом, связан с проблемой, представленной клиентом.
Клиенты часто спрашивают нас, что они должны делать после Семейной и Системной Расстановки. Наш совет всегда один – не делать ничего, позволить вещам происходить. Ждите и позволяйте вещам происходить, в духе Дервишей или Даосов с их активным недеянием.


Именно это творческое недеяние «действует» в Семейных и Системных Расстановках, на протяжении которых каждый заместитель «позволяет вещам происходить». Он внимателен к эмоциональным, ментальным и прежде всего физическим проявляющимся движениям и он «позволяет им происходить».
Единственное условие для нашего эго, для нашей персональности, которой мы обычно являемся – отступить немного, освободить пространство для внутреннего движения, которое каждый способен ощутить. Этот морфический резонанс, силовое поле или энергия мягко пронизывает заместителя.

Он не находится в гипнотическом трансе или в медиумоподобном состоянии, но остается полностью осознанным о том, что происходит вокруг него и может нормально говорить об этом.

Нам стало понятно, что мы неожиданно сталкиваемся с реальностью, эмоциями, чувствами и иногда даже действиями, которые очень отличаются от наших собственных обычных эмоций, чувств и действий. Самое позднее в этот момент, все, кто участвуют, понимают, что эта сила, казавшаяся загадочной, действительно существует.


Я помню комментарии университетского профессора, который после участия в расстановках, сказал: «Я чувствовал в себе страх и злость, которые не были моими, однако тем не менее присутствовали. Это не было мое обычное состояние злости или боязни». На самом деле, оно принадлежит человеку, которого он представлял. Достаточно необычно, особенно для университетского профессора химии!


Кажется, что в течение курса Семейных и Системных Расстановок, заместители вступают в контакт с сознанием, простирающимся далеко за пределы их собственного сознания. Они в контакте с намного большим сознанием, включающим прошлое (и будущее), включающим наши собственные эмоции и мысли наряду с мыслями и эмоциями людей, которых они представляют. Это сознание способно представлять любую другую душу (или человеческий дух), из любого времени.


Не является ли это пространство, этот дух или сознание тем местом, где мы были до нашего рождения и куда мы вернемся после смерти, и от которого мы отрезаны на протяжении нашей жизни? Кажется, что Семейные и Системные Расстановки, учат этому тех, кто мог бы слышать, наиболее простым и естественным образом.


Когда мы в контакте с этими силами, мы понимаем, что имеем дело не только с силами, являющимися причинами нашего рождения и смерти, но также с силами, позволяющими нам жить – то, что мы можем назвать судьбой, на Востоке известной как карма.


Это знание делает нас очень скромными и смиренными, потому что мы понимаем, что ни наше рождение, ни наша смерть не зависит от нас. Тем не менее, мы воображаем, что мы можем свободно действовать в жизни. Семейные и Системные Расстановки учат нас, что наше впечатление свободы не больше, чем иллюзия. Когда осознаем силы, действительно действующие в нашей жизни, являющиеся причиной наших проблем в отношениях, психологических трудностей, физических заболеваний и несчастных случаев – слово «свобода» приобретает абсолютно другое значение, а слово «судьба» начинает находить свой истинный смысл.


Вернемся к практике Семейных и Системных Расстановок. После того, как клиент кратко опишет свою проблему и текущую ситуацию, мы просим его центрироваться на короткое время и затем сказать, каких значимых людей из его семьи либо системы отношений он выберет из аудитории (какова, обычно, ему незнакома) для представления этих членов семьи и родственников. Выбранные приглашаются занять место в центре комнаты или на сцене. Клиент просто говорит каждому человеку, кого он или она будут представлять. Способ, которым «заместители» располагаются в комнате или на сцене, дает медиатору первый ключ, и он уже получает определенную информацию из этого взаиморасположения. В этот момент начинает происходить самое, на взгляд непосвященных, загадочное. Как только представляющие расставлены, они ощущают, что находятся в контакте с чем-то, чем они не являются – например, с эмоциями или ощущениями, принадлежащими людям, которых они представляют. Дервиши говорят, что это души людей, которых они представляют, проявляются через ощущения, эмоции, чувства и движения представляющих. Эти души присутствуют, чтобы помочь Семейным и Системным Расстановкам, помочь клиенту найти лучшее решение в его жизни, найти равновесие, или помочь ему преодолеть проблемы, трудности, болезни и страдание.

Эмоции, ощущения, движения, которые проявляются через заместителей, могут включать в себя:

• ощущения тепла или холода в теле или какой-то его части,
• дрожь в теле или в руках или ногах,
• тягу двигаться вправо, влево, вперед, назад или упасть на пол,
• учащенное сердцебиение,
• страх, злость, ярость, радость, умиротворение, чувство покинутости,
• боль в какой-то части тела,
• сдавленное или учащенное дыхание,
• равнодушие,
• пристальный взгляд в пространство,
• слезы,
• спазм в горле,
• многое другое…

Определенные ощущения, эмоции или движения могут показаться знакомыми представляющим, в то время как другие абсолютно им чужды. С технической точки зрения и также с точки зрения Семейных и Системных Расстановок, все, что проявляется – знакомое или незнакомое – всегда является частью терапевтического поля.


Выразив свою проблему, клиент наблюдает, смотрит, слушает, что происходит вокруг него, что происходит между заместителями. Первая сцена часто представляет его жизнь, какой она была, с теми трудностями, которые привели его в нынешнюю ситуацию. Когда мы позволяем Семейным и Системным Расстановкам разворачиваться просто и естественно, мы видим, что начинают работать гармонизирующие силы, и мы ищем наилучшее решение проблемы клиента. Клиент свободен принять это решение или отвергнуть. Тем не менее, самое значимое – это гармонизирующий эффект, который простирается далеко за пределы сознания клиента и действует на людей, связанных с проблемой, например, на членов семьи.


Иногда эффект от Семейных и Системных Расстановок наступает немедленно. В других случаях он дает о себе знать спустя недели, месяцы, иногда даже через два года после Расстановок. Довольно часто наши клиенты говорят нам через несколько недель или месяцев, что их жизнь и жизнь людей, для которых они участвовали в Семейных и Системных Расстановках, стала более гармоничной, и их проблемы разрешились. Иногда даже болезни, считавшиеся неизлечимыми, начинали исцеляться или исчезали, или эмоции, казавшиеся неодолимыми, начинали успокаиваться.

Важно понимать, что наша работа не только индивидуальна или персональна, но Семейные и Системные Расстановки производят эффект на все системы клиента, на его семейную систему и систему отношений, как на целое. Гармонизирующий эффект разворачивается свободно во всех направлениях, естественным и биологическим путем.


Клиенту советуют не принимать решений и не совершать действий сразу после Семейных и Системных Расстановок, а подождать до тех пор, пока то, что было воспринято (и приведено в исполнение) не даст эффект.
Обычно участники и наблюдатели – особенно если они видят это в первый раз – сразу же впечатлены, изумлены и иногда даже слегка напуганы глубиной, силой и правдой исходящей от Семейных и Системных Расстановок. В то же время они заворожены тем, что происходит перед ними, даже если (а может, именно поэтому) все происходит медленно, следуя глубинным движениям человеческой души или духа.


Участники видят, как драмы человеческой жизни, семей и людей, любящих друг друга, разворачиваются перед ними. Они наблюдают, как все вначале разрушается, приводя к расставаниям. И затем они видят как все, тем или иным способом, воссоединяется и регармонизируется позитивно в форме безмятежности, любви и мира. Это, возможно, величайшее открытие для всех – все вещи могут в конце концов примириться. Великая активная сила вселенной, превалирующая над всеми конфликтами, разделенностями, войнами и ненавистью между людьми, семьями или нациями, находящаяся далеко за пределами человеческого понимания – это сила любви и примирения. Тем не менее понятно, что до тех пор, пока мы не постигнем эту силу, мы видим жизнь, нашу жизнь с узкой, ограниченной точки зрения. Другими словами, мы отождествляемся со всеми нашими мелкими проблемами и теряем широкое видение мира.

Одно из величайших открытий, которое делают участники Семейных и Системных Расстановок заключается в том, что наша личная судьба в руках сил, которые достигают нас через наших предков. Эти силы оказывают намного большее влияние, чем мы обычно можем себе представить. Один из аспектов Семейных и Системных Расстановок состоит в том, чтобы освободить нас от этих энергий, которые сковывают человека, позволить нам жить нашу реальную жизнь, не будучи под влиянием обусловленностей и инстинктов, и прежде всего не будучи под влиянием энергий и нерешенных проблем, идущих от наших предков.

ПРИМЕРНЫЙ КОНТРАКТ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЧИТАН И ПОДПИСАН КЛИЕНТОМ


Я проинформирован о существовании новых методов, известных как Семейные и Системные расстановки. Я проинформирован, что опыт, так же как ряд научных исследований подтвердили, что этот метод может значительно улучшить физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, привести к улучшениям в профессиональной области и области взаимоотношений. Я проинформирован, что в случае корректного выполнения эти методы обычно не имеют противопоказаний.
Я понимаю что, поскольку эти техники состоят из, возможно, новых методов, степень эффективности, также как возможные побочные эффекты, риски и польза, еще не изучены досконально.
Я проинформирован о следующем:
• травматические воспоминания прошлого могут постепенно исчезать;
• в течение курса работы, на поверхность могут выходить реакции, которых ни я, ни медиатор не могут предвидеть, как-то сильные эмоциональные переживания или физические ощущения, воспоминания, которые до этого были неосознанны или подавлены;
• эмоциональный отпечаток может продолжать резонировать после сессии, вызывая воспоминания о других инцидентах, которые могут потребовать лечения;

Я прочел и понял всю вышеизложенную информацию, прежде чем выбрать участвовать в данной технике, и получил всю сопутствующую информацию или профессиональный совет, который требовался мне для принятия сознательного решения. Я выбираю участвовать в этой работе по своей собственной воле и я осознаю, что имею право прекратить мое участие в любой момент времени. В дополнение, я согласен нести полную ответственность за мое вовлечение в эту работу на физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном уровнях моей жизни.
Своей подписью я выражаю мое согласие на использование этих новаторских системных методов. Мое согласие свободно от любого давления или влияния со стороны любого человека или группы лиц.

Дата_________________________

ФИО, Подпись


Идрис Лаор Психоантрополог Французский институт Семейных и Системных расстановок





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...