Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Папа Пий IX и I Ватиканский собор



Понтификат Пия 9 был самым продолжительным в истории римского папства. Он продолжался 31 год. И это несмотря на то, что папа всю жизнь страдал эпилепсией (от неё он и умер), а последние 10 лет рожей и от открытых язв на ногах. На годы его правления пришлось много событий: Итальянская революция (1848-48 гг.), изгнание из Рима за отказ поддержать её, лишение папы светской власти. В 1870 году Пий 9 объявил себя пленником Ватикана и больше никогда не покидал его пределов до самой смерти.

В начале 1848 года папа Пий IX (1846-1878 гг.) направил всем восточным христианам энциклику (окружное пос­лание), где обратился к униатам и католикам, проживающим на Востоке, а потом, говоря словами энциклики, «тем, коим хотя чтут Христа, но отделились от общения с престолом апостола Петра», т.е. к православным христианам Востока.

Вопреки фактам истории, он уверял, что древняя иерархия православно-восточной церкви принимала постановления и опреде­ления пап как глав соборной церкви.

В своих доказательствах главенства Римскою Церкви папа извращает мысли Священного Писания и ложно перетолковывает факты церковной истории. В заключение послания папа убеждал восточных христиан войти в общение с кафедрой апостола Петра и принять учение об исхождении Святого Духа и от Сына и главенстве папы, обещая с своей стороны сохранение всех их догматов, обрядов и богослужебного чина. Это послание не оказало никакого воздействия на восточных христиан. Константино-польский пат­риарх Анфим VI от лица всей Восточной Церкви ответил папе, что общение между Церквями Восточной и Западной возможно толь­ко после уничтожения всех нововведений Римской Церкви.

3 мая 1848 года все восточные патриархи за своей под­писью и подписью членов своих синодов направили замечатель­ное «Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам», в 23 членах.

В нем патриархи говорят, что православное учение должно со­держаться всегда неизменным, но злой дух посеял в Церкви раз­деление и ереси. Некоторые исчезли и исчезают, а некоторые нарождаются вновь, чтобы исчезнуть со временем. В прежние времена сильно волновала Церковь ересь арианская, а в настоящее время такой же волнующей является папство. Далее в послании приводятся доказательства того, что папство есть ересь, перечисляются все заблуждения Римской Церкви: учение об исхождении Святого Духа и от Сына, кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отнятие у мирян Божественной чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление опресноков, исключение из литургии благословения Святых Даров, устранение крещаемых младенцев от миропомазания, запрещение брака священникам, главенства папы и, вообще, извращение древнего апостольского чина совершения почти всех таинств.

С особой силой в окружном послании опровергается учение об исхождении Святого Духа и от Сына и о главенстве папы – в ответ на папскую энциклику. Окружное послание устанавливает пра­вильное понимание мест Священного Писания, приводимых папой в до­казательство своего главенства, а также подвергает крити­ческому разбору факты из истории Церкви, на которые ссыла­ется папа, и показывает их настоящее значение. В заключение высказывается мысль, что энциклика Пия IX подлежит осужде­нию, как послание нечестивое и душепагубное: «Таким мы и объявляем его в соборной Церкви», - заключают патриархи (член 18).

Не дождавшись добровольного подчинения восточных хрис­тиан, Пий IХ обратился к старым средствам, чтобы достигнуть своей цели. В начале 1862 года он издал буллу, в которой за­явил перед целым светом об учреждении новой соборной конгрегации пропаганды для восточного обряда, так как существующая в Римской церкви общая конгрегация пропаганды обременена другими миссиями и мало занимается пропагандой на православ­ном востоке.

В своей булле он пишет, что не только не стремится к уничтожению чина богослужения и обрядов Восточной Церкви, но, напротив, предписывает их сохранение.

В 1854 году Пий 9 объявил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Учение это впервые появляется ещё в 12 веке, затем в 17 веке становится почти обязательным для всего католического мира. Окончательно закреплено именно Пием 9.

В 1868 году Пий IX, намереваясь созвать в Риме собор для утверждения нового догмата о непогрешимости папы, напра­вил новое послание к епископам восточного обряда с приглаше­нием на собор и с выражением желания относительно подчинения их римской кафедре. Константинопольский патриарх Григорий VI даже не принял этого послания.

В 1870 году папа Пий IX созвал Первый Ватиканский со­бор, на котором был провозглашен догмат непогрешимости пап в вопросах «веры и нравов», когда папа говорит «ex cathedra». Этот догмат явился логическим завершением веками проповедуемой на Западе теории папского вселенского главенства. Во время бур­ных обсуждений новой доктрины, несмотря на угрозы и всевозможные маневры курии, все же 119 епископов из 574 голосовали против догмата непогрешимости.

Часть несогласных епископов с центром в голландском Утрехте, объявило о своём выходе из католической церкви. Их называют старокатолики. Старокатолицизм — группа национальных церквей, возникших в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Старокатолики отвергают также филиокве — догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 458 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...