Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Монофелитство и Соборы 680 и 692 гг



Политика Юстиниана и его детище – V Собор не принесли желаемого объединения православных с монофизитами. При преемниках Великого императора попытки унии продолжаются с переменным успехом. В царствование императора Ираклия (610-641), всю жизнь положившего на борьбу с внешними и внутренними врагами Византии, было выдвинуто новое учение, призванное уврачевать застарелый раскол.

Император Ираклий родом эллинизированный каппадокийский армянин, сын известного полководца Ираклия, экзарха Африки.

В 608 году глубокое недовольство императором Фокой охватило всю империю. Тогда правители Ливии, братья Ираклий и Георгий, договорились снарядить каждый свою армию и послать их в столицу под командованием своих сыновей. Призванный византийскими вельможами против императора Фоки, Ираклий-старший вооружил большие силы и поручил начальство над ними Ираклию, своему сыну (род. 575).

Последний низверг тирана в 610 г. и был провозглашён императором. Блестяще одарённый, энергичный и воинственный император реформами в управлении и в войске восстановил на время могущество Византии.

Император Ираклий поддерживал близкие дружеские отношения с болгарским ханом Кубратом. Последний вырос вместе с Ираклием в Константинополе в императорском дворце и был крещён в 12 лет. После того, как Кубрат объединил болгарские племена и создал государство Великая Болгария, он подписал мирный договор с Византией и заключил дружественный союз, по которому оба государства должны были помогать друг другу.

Главное внимание во внешней политике Ираклия было обращено на Восток, где под властью Хосрова II Парвиза Персидская империя обнаружила громадную мощь и завоевательную силу. В начальный период правления Ираклия Малая Азия и Сирия оставались практически без защиты, так как персы в короткое время сделали здесь большие завоевания. В 611 году ими была завоевана Сирия с её главным городом Антиохией, в 612 году — Малая Азия, где персы овладели Кесарией Каппадокийской, захватили десятки тысяч пленников и отправили их в Персию. В 614 году настала очередь Иерусалима, осада которого длилась 3 недели. Когда наконец персам удалось разрушить часть стены и ворваться в город, они предоставили участь христианского населения фанатизму евреев, которые стали жестоко истреблять христиан.

Теснимый персами, завоевавшими в 611 году Сирию и Египет и утвердившимися в 617 году в самом Халкидоне, и угрожаемый аварами, которые в 619 году достигли даже окрестностей Константинополя, Ираклий должен был отказаться от большей части испанских владений и купить у аваров мир (620), после чего вступил в сношения с болгарами, основавшимися между Днестром и Дунаем, чтобы найти в них противовес против аваров; он согласился и на поселение хорватов и сербов между побережьем Далмации и западными Балканами. Ираклий понял, что империи не стоит тратить сил на борьбу со славянской иммиграцией и отказался от борьбы за области, занятые славянами до того времени, пока империя не соберется с силами и не сможет начать со славянами культурную и политическую борьбу.

Зато ему удалось с 622 году в целом ряде блестящих походов отразить нашествие персов и отбросить их (несмотря на новое нападение аваров в 626 году на Константинополь, окончившееся для них совершенным поражением) в 628 году в Месопотамию.).

Император Ираклий вернул в Иерусалим Животворящий Крест — одну из главных святынь христианства, которая была захвачена персидским царём Хосровом.

Затем была безуспешная борьба с арабами: в период 632—641 годах арабы завоевали много земель империи: Сирию, Палестину, Месопотамию и Египет.

В церковной политике император Ираклий известен тем, что с помощью константинопольского патриарха Сергия стремился преодолеть разобщенность поместных региональных Церквей империи, а также Церквей вне её, порожденную богословским противостоянием со времен Халкидонского собора. Смысл его реформы (с 630 года) состоял в том, чтобы найти богословский компромисс между сторонниками и противниками Халкидонского собора, то есть диофизитами-халкидонитами и миафизитами-антихалкидонитами. В этот процесс были вовлечены также диофизиты сиро-персидской (несторианской) традиции Церкви Востока.

На исповедании формулы о двух природах во Христе и единой Богомужней воле, известной как монофелитство, Ираклию удалось привести все церкви к единству. Однако впоследствии все его усилия оказались напрасными с принятием диофелитства в Римской и Византийской церквях на Шестом вселенском соборе, где монофелитство было объявлено ересью.

Инициатором выступил константинопольский патриарх Сергий (610-638), происходивший из монофизитской семьи, но в молодости принявший православие. Его богословское построение, названное «моноенергизм», провозглашало, что, так как две природы Христа соединяются в ипостасном единстве, а это означает единство одного активного субъекта, можно говорить лишь об одной богочеловеческой энергии, или действии.

Процесс присоединения монофизитов Египта к православию на основе моноенергизма император и патриарх Сергий доверили патриарху александрийскому Киру (631-639).

Против нового учения выступил иерусалимский патриарх Софроний. Чтобы оправдаться и заручиться авторитетной поддержкой патриарх Сергий пишет в Рим папе Гонорию. В этом письме он отказывается от формулы «одна энергия» и предлагает признать во Христе одну волю. Так появляется «монофелизм» (монос – один; филис – воля).

Папа полностью поддержал Сергия и торжественно провозгласил ересь монофелизма.

Основная заслуга в борьбе против монофелизма принадлежит одному человеку, великому богослову и простому монаху – преп. Максиму Исповеднику.

О жизни Максима до начала борьбы с монофелитством известно немного. Как личность, чьи действия оцениваются по-разному его стороониками и противниками, он имеет две противоречащие друг другу версии жизнеописания. Официальная версия жития повествует, что Максим родился в Константинополе, в то время, как противники Максима указывали, что он родом из Палестины. Происхождение Максима так же под вопросом, хотя официальное житие говорит о том, что он из византийской благородной семьи, что определило в дальнейшем его положение как секретаря императора Ираклия (611—641, с которым он, вероятно, был в родстве.

В 630 году Максим оставил общественную деятельность, чтобы принять монашеский постриг в монастыре Хрисуполиса, в городе на азиатском побережье Босфорского пролива, напротив Константинополя (современный турецкий город — Ускюдар). В Хрисуполисе, Максим был возведен в сан игумена монастыря.

Когда Персидская империя захватила Анатолию, многие христиане бежали с Востока и Египта в Западную Африку. Около 640 г. Максим по поручению св.Софрония перешёл в монастырь близ Карфагена, где начал изучать христологию Григория Нисского и псевдо-Дионисия Ареопагита. Там же в Карфагене Максим начал свою карьеру как богослова и аскетического писателя. Максим был высоко оценен местным населением и духовенством как человек святой жизни. Для Северной Африки он стал духовным главой и неофициальным влиятельным политическим советником.

Пока Максим был в Карфагене, император Ираклий вёл политику единения различных партий в церкви на основе моноэнергистской доктрины. Единство в богословском исповедании, могло обеспечить единство империи, перед военными угрозами со стороны Персии. Смысл деятельности Ираклия сводился к тому, чтоб халкидонское диофизитство было принято всеми церквями, при этом, важно было избавить халкидонское вероопределение от подозрений в двусубъектности, а потому указывалось, что во Христе при двух природах и одной Ипостаси исповедуется единое Богомужнее действие (μία ενέργεια). По этому поводу в столице Византии возникает обсуждение понимания взаимодействия между человеческой и Божественной природами во Христе.

Перед изданием монофелитского исповедания, при активном противодействии со стороны иерусалимского патриарха Софрония, константинопольский патриарх Сергий пишет римскому папе Гонорию I, смещая полемическую проблему с формулы «μία ενέργεια» — «одно действие» на «εν θελημα» — «одна воля» и таким образом формулирует монофелитство. Папа Гонорий поддерживает такую позицию. И получив от Софрония, синодику с формулировкой диоэнергизма, Гонорий уговаривает его не создавать спора ради мира Церкви. Опубликованное исповедание было отправлено Ираклием в Рим, когда и Сергий и Гонорий уже умерли. Новый папа Северин отверг монофелитство. По этой причине возникло противостояние между Римом и Константинополем.

Споры между патриархом Константинополя Павлом II и папой Римским Теодором I побудили Константа подписать императорский Типос, запретить всем жителям Империи спорить по данному вопросу: «ни порицать, ни осуждать никого за учение в прошлом об одной воле и одной энергии, ни за учение о двух волях и двух энергиях».

Однако, на Западе воля императора была проигнорирована. С 5 по 31 октября 649 г. в Риме состоялся Латеранский собор, где присутствовал и Максим Исповедник. Более 500 участников, сто пять епископов осудили монофелитство в официальном акте собора, который, как считают большинство исследователей, был написан Максимом.

По указу Константа II экзарх Олимпий прибыл для утверждения на соборе Типоса, однако обнаружив положение безысходным, решился на силовые меры. По преданию, солдат, посланный убить папу во время литургии, ослеп, дойдя до Чаши. Это чудо побудило Олимпия выдать папе тайный замысел и даже пойти в поход на захват престола Константинополя. Олимпий умер в походе или погиб в бою с сарацинами, однако его измена была вменена папе Мартину I в вину, что тот не уведомил императора. В 653 г. папу Мартина и Максима арестовали. Мартин был осужден без расследования, и умер.

За отказ Максима принять Типос, он был доставлен в Императорский дворец Константинополя. Максиму был предъявлен ряд обвинений.

На обвинение, что Максим говорил, что император не достоин быть священником, Максим подробно воспроизвел спор с ним, где на вопрос «Разве всякий царь христианин не есть и священник?» отвечал отрицательно, обосновав тем, что царь не предстоит алтарю, не совершает таинств. Однако решающим аргументом послужило то, что царь на ектении поминается после епископов.

При обвинении в пропаганде оригенизма, Максим ответил анафематствованием Оригена по постановлению Константинопольского Собора 543 г. Патриций Епифаний сказал, что если бы судимый прежде и являлся оригенистом, анафемой Оригена и его учения он освобождён от этого обвинения.

На второй день суда Максима испытывали на принятие Типоса и призывали к соединению с Константинопольской церковью. Максим был непреклонен, отвергая Типос и подтверждая диофелитскую позицию. После этого обвинители категорично спросили: «А если все-таки соединятся римляне с византийцами, то что сделаешь?». Максим ответил «Если вся вселенная начнёт причащаться с Патриархом, я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал чрез апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди (евангельской и апостольской)».

В июле 655 г Максима и учеников без одежды и еды отправляют в различные области Фракии: Максима в Визию, одного Анастасия в Берберу, и Анастасия — библиотекаря в Мосимврию.

В 662 г. Максим был вновь призван на суд и на этот раз уже обвинен как еретик и анафематствован вместе с св. Софронием, Мартином и другими. Его и двух его учеников Анастасия-монаха и Анастасия — апокрисиария осудили на пытки избиения воловьими жилами. По житию, Максим и Анастасий-монах по вырывании языка по-прежнему говорили, проповедуя две воли во Христе, за что мучители отрезали третьему брату язык, и всем также правые руки, чтоб те не смогли писать. Затем их провели по 12 кварталам города, предавая поношениям и избивая.

Учеников и Максима разлучили, сослав в разные отдаленные районы Империи. Максим был отправлен в Лазику или Колхиду — район Грузии, где он умер в изгнании в возрасте 82 лет 13 августа 662 года. Считается, что это произошло в городе Цагери в Южной (Нижней) Сванетии, где до сих пор существуент посвященный ему мужской монастырь. Один Анастасий умер по дороге на Кавказ, другой прожил ещё 4 года. Многие считали Максима мучеником, потому как причиной его смерти во многом являлись последствия от пытки и тяжелые условия жизни в ссылке. События жизни Максима были записаны его учеником и братом Анастасием — апокрисиарием.

Несмотря на Соборное утверждение богословской позиции Максима на Шестом Вселенском Соборе, ни он, ни папа Мартин не были не только прославлены, но и не реабилитированы. Отношение к ним многих епископов было по-прежнему неоднозначным, и они по-прежнему оставались государственными преступниками.

Он стал очень известен после смерти, чему также способствовали слухи о многочисленных чудесах на его могиле.

Учение преп. Максима, ставшее православным ответом на монофелизм, было положено в основание VI Вселенского Собора. Св. Максим был абсолютно уверен, что как моноэнергизм, так и монофелизм являются предательством халкидонского провозглашения полноты человечества Христа. Там, где нет естественной, подлинной человеческой воли, там не может быть подлинной человечности. Воля и действие являются естественными свойствами духовной природы, и, следовательно, из двойственности природ неизбежно следует двойственность действий.

Новый император Константин Погонат (Бородатый) (668-685), победитель арабов (678 г.) выступил инициатором созыва всеправославного собора, призванного решить проблему монофелизма.

VI Вселенский Собор открылся 7 ноября 680 г. в Трулльском зале имперского дворца. До 16 сентября 681 г. прошло 18 сессий. Император практически не оказывал влияния на дискуссии. Вначале в работе Собора принимали участие всего 43 епископа, но определение Собора подписано уже 174 иерархами. Огромные территории империи были оккупированы арабами, поэтому многие епископы не смогли приехать на Собор.

Вот определение веры Собора: "Проповедуем также, по учению свв. отцов, что в Нем и две природные воли или два природных желания, и два природных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И две природные воли, не противоположные одна другой, как говорили нечестивые еретики, - да не будет! Но его человеческое желание не противоречит (т.е. не стоит в противоположности фактически) и не противоборствует (т.е. не противится преднамеренно), а следует или, лучше сказать, подчиняется Его божественному и всемогущему желанию".

В 691-692 гг. Юстиниан II созвал большой собор византийских епископов с участием восточных патриархов и папских легатов. Собор был собран в том же зале со сводами (Трулльском зале), что и VI Собор. Официально он называется Трулльским Собором, или Пято-Шестым, как бы каноническим приложением к V и VI Вселенским Соборам. Но Римская Церковь его Вселенским не признала. На основании запретов и наказаний, налагаемых 102 канонами, принятыми Собором, мы можем реконструировать широкую картину церковных и нравственных непорядков того времени.

В некоторых местах епископы продолжали жить со своими женами (правило 12). Священники вступали во второй брак или женились до посвящения, но на вдовах, блудницах и актрисах (правило 3). Диаконы и иподиаконы вступали в брак после принятия сана (правило 6). В священники, диаконы и иподиаконы ставились лица, не достигшие канонического возраста (правила 14 и 15). Священники и монахи позволяли себе ходить на конские бега и в театры (правило 24). В клир по иудейскому образцу принимались лица только из семей клириков же (правило 33). Митрополиты и епископы практиковали ростовщичество (правила 22, 35).

Вот какие непорядки были отмечены в отправлении богослужения. Священники не радели о проповеди или проповедовали не строго православно (правило 19). Св. Причастие раздавалось за деньги (правило 23). Людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они и приобщались уже собственноручно (правило 101). Выдумали приобщать даже умерших (правило 83). К бескровной жертве примешивали виноград и то и другое преподавали народу (правило 28). В некоторых церквах пели "Трисвятое" с монофизитской интерполяцией "распныйся за ны" (правило 81). Поучать в церкви позволяли мирянам и даже женщинам (правила 64, 70). Во время общего пения в церкви некоторые занимались козлогласованием (правило 75). Великим постом по субботам и воскресеньям позволяли себе сыр и яйца (правило 56). В храмах ставили скот (правило 88).

В чине монашеском отмечены такие беспорядки: пустынники с длинными волосами в черных одеждах бродили по городам и ночевали где попало (правило 42). Монахи бросали свое звание и женились (правило 44). Монахи к пострижению наряжались в самые пышные одежды, изображая из себя невест Христовых (правило 45).

У мирян было великое множество пороков и отступлений от христианской жизни. Народ пристрастился к театрам (правило 51) и азартным играм (правило 50), допускал браки в самых близких степенях родства (правило 54), охотно предавался языческим гаданиям и волхвованиям (правила 61, 62, 65). Празднование Рождества Христова сопровождалось обрядами, как если бы Богородица была обыкновенной роженицей (правило 79). Были в употреблении языческие клятвы (правило 94). Распространялись соблазнительные картины (правило 100). Практиковали вытравители человеческого плода (правило 91) и т.д.

Многие из канонов были полемически направлены против Римской Церкви или вообще были ей чужды. Канон 13 шел против целибата духовенства, к тому времени уже довольно широко распространенного на Западе, канон 55 - против римского поста в субботу. И другие каноны: 16-й - о возможности иметь в одном городе более 7 диаконов; 52-й - о невозможности служить евхаристию по будням Великим постом, кроме Литургии преждеосвященных даров; 57-й - о даче молока и меда в уста новокрещеному, - все это против обычаев Церкви Римской, иногда так открыто и называемой. Интересен также 82-й канон, запрещающий изображать Христа в виде агнца, что тоже было распространенным обычаем Римской Церкви.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 363 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...