Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Показатели разводимости



Разводимость измеряют системой показателей, первым из которых является абсолютное число разводов за период, обычно за год. Например, в 2013 году было зарегистрировано 668 тыс. разводов. Это на 23,9 тыс. больше, чем в 2012 году. Наибольшее число разводов в период с 2000 года пришлось на 2002 год, когда было зарегистрировано 853,6 тыс. разводов. Однако зависимость этого показателя от численности населения и от числа существующих браков делает необходимым переход к относительным показателям разводимости, т. е. к коэффициентам разводимости.

Основную часть относительных показателей разводимости представляют различные ее коэффициенты. Подобно другим демографическим коэффициентам, они различаются в зависимости от того, с какой конкретно совокупностью населения сопоставляются числа разводов.

Первым из показателей разводимости является общий коэффициент. Он равен отношению общего числа разводов за период к среднему населению, или общему числу человеколет, прожитых населением за этот период:

~

CDR = D / (PxT) x 1000%0,

~

где CDR – общий коэффициент разводимости; D – число разводов за период; PxT – общее число человеколет, прожитых населением за период Т.

Обычно общие коэффициенты разводимости рассчитываются применительно к году. Если посмотреть на статистические данные, то можно увидеть, что за 30 с небольшим последних лет, за исключением последних трех лет, величина общего коэффициента разводимости постоянно росла. Так в 1970 г. его величина была равна 3 на 1000 населения, в 1980 – 4,2, а в 2003 – 5,5. Только в 2004, 2005 годах этот показатель несколько упал, составив 4,4 и 4,2%0 соответственно. К настоящему времени величина этого показателя опять повысилась, составив в 2013 году 4,7%0. Если посмотреть на данные других лет того же периода, то можно увидеть, что быстрый рост разводимости в 1970–е гг. сменился относительной стабилизацией в 1980-е гг. и новым стремительным подъемом в 1990-е гг. Последний подъем, скорее всего, связан с действием экономических причин, а именно с резким падением уровня жизни в первой половине этого десятилетия. Некоторая же стабилизация экономического положения большинства семей после 1994 г. обусловила снижение разводимости, но дефолт 1998 г. вызвал ее новый подъем. Кроме того, свою роль, видимо, сыграло и снижение рождаемости, которое увеличило долю бездетных и однодетных семей в населении.

Общие коэффициенты разводимости, однако, обладают всеми недостатками, которые, как вы уже знаете, присущи общим коэффициентам. Поэтому для более точной оценки уровня разводимости рассчитывают разного рода ее специальные и частные коэффициенты.

Среди частных коэффициентов разводимости можно назвать коэффициенты для мужчин и женщин, для городского и сельского населения и т. д. Наиболее важную роль в демографическом анализе разводимости играют повозрастные коэффициенты разводимости, равные отношению числа разводов мужчин или женщин за тот или иной период времени к их средней численности за тот же период, чаще всего год:

~

ASDRmx = (Dх/Мх)x1000%0

У широкой публики и журналистов чрезвычайно популярной характеристикой разводимости является отношение годового числа разводов к годовому числу браков. Этот показатель называют индексом разводимости. Например, в 2013 году было заключено 1 млн. 225,5 тыс. браков и 668 тыс. разводов. Индекс разводимости равен, таким образом, 0,55. Помимо показателя для всего населения могут быть вычислены и повозрастные индексы разводимости. Однако, несмотря на их популярность, эти показатели непригодны для характеристики интенсивности разводимости, ибо годовое число браков отнюдь не равно тому числу браков, которые вообще могли бы быть расторгнуты. Последнее число равно всем существующим в данный период времени бракам и, как правило, не менее, чем в 20 раз превышает число браков, заключаемых ежегодно. К тому же величина индекса разводимости сильно зависит от числа ежегодно заключаемых браков.

Тем не менее, с учетом сказанного данный показатель может использоваться для первичной характеристики изменений уровня разводимости, особенно в условиях, когда число браков мало меняется от года к году.

Более точной характеристикой интенсивности разводимости являются ее специальные коэффициенты.

Специальные коэффициенты разводимости рассчитываются по отношению к численности мужчин или женщин, состоящих в браке, или, проще, к числу брачных пар. Специальный коэффициент разводимости для брачных пар равен отношению числа разводов за период к среднему числу существующих брачных пар на середину того же периода, обычно года:

~

GDR = (D/C) х1000%0

~

D – количество разводов за год; С – количество брачных пар на середину года.

Данный показатель также имеет некоторые ограничения. Главным недостатком специального коэффициента разводимости является то, что он может рассчитываться только в годы, близкие к переписи населения, поскольку только перепись дает сведения о брачном составе населения. К тому же расчет специального коэффициента разводимости затрудняется несопоставимостью данных текущего учета случаев развода (который учитывает распад только зарегистрированных, «законных», браков) и данных переписи населения, в которых, как вы помните, брачный статус фиксируется по самоопределению и, следовательно, присутствуют как легитимные браки, так и сожительства.

Помимо специального коэффициента разводимости для всех брачных пар рассчитывают также ее повозрастные специальные коэффициенты (отдельно для каждого пола). Эти коэффициенты равны отношению числа разводов мужчин или женщин данного возраста к средней численности женатых (замужних) в этом возрасте за тот или иной период.

m ~ m

ASDRmx = (Dх/Мх)x1000%0

Объективные факторы разводимости. Вопрос о причиных развода и, соответственно, о факторах разводимости все еще исследован недостаточно полно. Развод как социальный феномен изучает социология семьи, тот ее раздел, который так и называется «социология развода». Предметом этой науки является бракоразводное, или просто разводное, поведение как поведение, результатом которого и является сам по себе развод.

1. Одним из важных факторов, определяющих уровень разводимости, является брачно-семейное законодательство.

Рассмотрим кратко историю разводов в России с конца 19 века в контексте законодательства, регулирующего развод.

До 1917 г. в России разводы были, как известно, чрезвычайно редким явлением. И дело не только в том, что развод противоречил тогдашней морали и социальным нормам. Действовавшее в то время законодательство резко ограничивало саму возможность развода, допуская его по просьбе одного из супругов только при наличии одной из трех исключительных причин: доказанного прелюбодеяния мужа и жены или его (ее) неспособности к «брачному сожитию»; осуждения другого супруга к уголовному наказанию с лишением всех прав состояния или ссылке в Сибирь; безвестного отсутствия другого супруга. Никакие разводы по взаимному согласию не допускались. При этом для решения этих вопросов необходимо было обращаться в церковные инстанции, в консисторию (церковный суд епархии), и искать поддержки в этом деле у наиболее влиятельных светских людей. Бракоразводные процессы часто были сложными и длительными и были сопряжены с гласным разбирательством интимных сторон жизни супругов. Вот почему в подобных ситуациях часто просто разъезжались, начинали жить в разных домах, не оформив официально развод, но тогда не было шансов снова на законных основаниях вступить в брак, иметь законнорожденных детей и передать им свое имя и состояние. Как результат, например, в 1897 г. среди православных в России (70% лиц в возрасте 20 лет и старше) было зарегистрировано всего 1132 развода. Сравнительная редкость развода в то время подтверждается и данными о распределении населения по брачному состоянию: на 10 000 женатых приходилось 14 разведенных мужчин, а на то же число замужних – 21 разведенная женщина.

Декретами Советской власти о браке и семье 1917 года и первым Семейным кодексом в стране была провозглашена свобода брака и развода. Расторжение брака производилось в местном суде по заявлению одного из супругов и непосредственно в ЗАГСе – по обоюдной просьбе разводящихся. В результате число разводов резко возросло по сравнению с дореволюционным периодом. В 1935 году по сравнению с 1913 годом число разводов возросло в 68 раз.

В 1936 году было принято постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам и т. д. … и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах. Отныне при разводе устанавливался обязательный вызов в ЗАГС обоих супругов, вводилась отметка в паспорте и увеличивалась пошлина, причем при втором разводе она была в три раза выше, чем при первом, а при третьем и последующих – в 6 раз. Эти меры привели к уменьшению числа разводов: в 1937 было зарегистрировано на 65% меньше разводов, чем в 1935 году.

Ужесточение политики государства относительно браков и разводов проявилось в Постановлении Президиума Верховного Совета от 8 июля 1844 года, в соответствии с которым отменялось признание юридических последствий незарегистрированного брака и устанавливалась такая сложная процедура развода, что ее можно было расценивать как его фактическое запрещение. Расторжение брака отныне допускалось только в суде, пошлина за развод была увеличена в 4 раза. До подачи документов необходимо было опубликовать извещение о разводе в местной газете. Затем просьба о разводе должна была подаваться в суд первой инстанции, который не имел права на расторжение брака, а должен был лишь предпринять действия для примирения супругов. И лишь в том случае, если суд устанавливал невозможность этого, разводящиеся получали право обратиться в суд второй инстанции, который имел полномочия расторгнуть брак. Это изменение законодательства спровоцировало резкое уменьшение числа разводов: в 1945 году было зарегистрировано всего 3 840. Для сравнения: в 1940 году было зарегистрировано 103,6 тыс. разводов.

С другой стороны, известно, что во второй половине 1960-х гг. в СССР наблюдался резкий скачок числа разводов и разводимости: если в 1965 г. абсолютное число разводов и общий коэффициент разводимости были равны соответственно 360,7 тыс. и 1,6%0, то в 1966 г. – уже 646,1 тыс. и 2,6%0, то есть произошло почти удвоение этих показателей. Так не бывает в нормальных условиях. И действительно, причина столь резкого скачка заключается в изменении законодательства о разводе, существенно упростившего процедуру развода. Постановлениями от 10 декабря 1965 года и от 18 января 1966 года была отменена обязательность публикации объявления о разводе в газете, затем суду первой инстанции было разрешено расторгать браки, а в случае расторжения брака по взаимному желанию супругов, не имеющих детей, развод осуществлялся в ЗАГСах. В итоге свой фактический развод оформили сотни тысяч человек, которые давно уже не жили вместе, и, может быть, даже имели новые, но официально не зарегистрированные семьи, а также те, кто хотел разойтись.

Новый порядок расторжения брака получил окончательное утверждение после принятия Верховным Советом СССР «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» в 1968 году и Кодекса о семье и браке в 1969 года. После распада Союза положения этого кодекса перешли в Семейный Кодекс Российской Федерации, принятый в 1995 году.

Все это свидетельствует о той роли, которую играет законодательство в разводимости. Но существуют и другие факторы.

Одно из основных мест среди факторов разводимости принадлежит демографическим детерминантам.

2. Важным фактором разводимости, роль которого, как кажется, возрастает, является общественное мнение о разводе и о допустимых причинах, а также о роли женщины в семье и обществе. Данные специальных социологических исследований показывают, что имеет место не только увеличение толерантности общества по отношению к разводу, но и меняется структура причин и мотивов, по которым развод считается не только допустимым, но даже приемлемым и чуть ли не обязательным. Направление, в котором происходит изменение мотивов, - это переход от признания допустимости развода только при наличии вполне конкретных уважительных причин (бесплодие одного из супругов, доказанная измена и т. п.) к признанию его допустимости и даже обязательности в случае отсутствия любви между супругами.

3. Кроме того, изменение положения женщины в обществе и семье, их большая самостоятельность, утверждение в обществе стереотипа женщины, ориентированной на карьеру, которой вовсе не нужно для самореализации заводить семью, сказывается на устойчивости семьи.

4. Также на уровень разводимости в стране и устойчивость семьи влияет экономическая и политическая ситуация. Более стабильная и благоприятная ситуация способствует большей стабильности семьи и наоборот.

Демографические детерминанты.

1. Существенную роль играет возраст супругов. Эта демографическая переменная выступает в трех различных модификациях: возраст вступления в брак, возраст в момент развода, разница в возрасте между женами и мужьями.

А) Что касается первого, т. е. возраста вступления в брак, то исследования показывают, что вероятность развода в зависимости от этой переменной меняется следующим образом: ее значение высоко для браков, заключенных в очень молодых возрастах (согласно некоторым исследованиям, у женщин, выходящих замуж до 20 лет, стабильность браков ниже, чем у тех, кто выходит замуж позже). Затем ее значение понижается. При этом наименьшую вероятность развода демонстрируют браки, заключенные в возрастах максимальной брачности. Для более старших возрастов вступления в брак частота разводов вновь повышается. Причем в наибольшей степени для браков, заключенных в пожилых возрастах.

Б) сли говорить о возрасте в момент развода, то разводимость имеет максимум в возрастном интервале 20-30 лет, а затем плавно снижается до крайне низких уровней в возрастах старше 50 лет. При этом возраст максимальной вероятности развода у женщин ниже, чем у мужчин.

В) Большая разница в возрасте мужей и жен повышает вероятность развода, при этом эта вероятность выше в тех случаях, когда жена старше мужа.

2. Другим демографическим фактором разводимости является продолжительность брака. Подобно зависимости от возраста заключения брака зависимость от длительности брака также носит колоколообразный характер. Сначала идет повышение вероятности развода, причем наибольшая частота разводов наблюдается в период первых 5 лет (по данным некоторых исследований на этот период приходится почти половина всех разводов, происшедших в первые 15 лет брака). Максимума приходится на рубеж между первым и вторым пятилетиями брака. Затем эта вероятность постепенно снижается.

3. Некоторую роль в детерминации частоты разводов играет порядковый номер брака. Хотя данных по этому вопросу мало, проведенные исследования показывают повышенную частоту разводов для повторных браков. Эта тенденция выявлена как на отечественных, так и на зарубежных материалах.

4. Важным фактором разводимости является число детей у разводящихся супругов. Данные демографической статистики говорят о том, что вероятность развода в бездетных семьях и семьях с одним ребенком выше, чем в семьях с двумя и более детьми.

5. Интересный аспект детерминации разводимости связан с незарегистрированными браками, т. е. с сожительствами, точнее, с той их разновидностью, которую составляют так называемые «пробные браки». Хотя члены таких «пробных» сожительств ссылаются на то, что они не узаконивают свои отношения, чтобы проверить себя и сделать, таким образом, свой брак более прочным, в реальности все обстоит совершенно иначе. Браки, заключенные после подобных пробных сожительств, являются менее прочными и распадаются быстрее и чаще, чем, так сказать, нормальные браки, в которых этой предбрачной проверки не было.

Причины, объясняющие негативное влияние предбрачной совместной жизни на прочность брака, связаны как со слабыми установками на брак, так и наличием у «незаконных» супругов неправильного образа себя и своего партнера. В период ухаживания и даже в период «вольной» совместной жизни каждый из партнеров может вольно или невольно выборочно демонстрировать перед своей парой свое лучшее Я. После заключения брака на свет может явиться их настоящее Я и вызвать у партнера настоящий шок. А это, в свою очередь, может вызвать разрушение прежних отношений и привести в итоге к разводу.

Опрос 4966 шведских женщин показал, что коэффициент распадения браков среди тех, кто сожительствовал со своим будущим супругом, примерно на 80% выше, чем среди тех, кто не делал этого. Лица, жившие вместе перед заключением брака - это или не верившие в прочность брака, или принципиально отвергавшие институт брака как таковой, и, вероятно, вступившие в брак под мощным внешним давлением.

Демографическое прогнозирование

Демографический прогноз – это научно обоснованное предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации: численности, возрастно-половой и семейной структуры, рождаемости, смертности. Необходимость демографического прогнозирования связана с задачами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в целом. Без предварительного демографического прогноза невозможно представить себе перспективы производства и потребления товаров и услуг, жилищного строительства, развития социальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, пенсионной системы, решение геополитических проблем и т. д. Именно поэтому деятельность по прогнозированию динамики численности и структуры населения, численности и структуры семей, отдельных демографических процессов составляет важнейшую часть общей деятельности международных государственных и неправительственных организаций, учреждений и научных институтов.

С технической точки зрения демографический прогноз выступает в виде так называемого перспективного исчисления населения, т. е. расчета численности и возрастно-половой структуры, построенного на основании данных об изменениях демографических характеристик (численности населения, демографических структур, рождаемости, смертности и т. д.) в прошлом, а также с учетом принимаемых гипотез относительно их динамики в будущем. Такого рода расчеты делаются обычно в нескольких вариантах, при этом задаются границы наиболее вероятных изменений населения.

Вообще многовариантность прогноза является настоятельным требованием. Обычно прогноз делается в трех вариантах, которые принято называть «нижним», «средним» и «верхним», причем средний вариант соответствует как бы наиболее вероятному ходу событий, а «нижний» и «верхний» задают внешние границы динамики демографических показателей.

Прогнозные расчеты не представляют собой никакой научной проблемы, будучи чисто механической задачей, рутинное использование которой облегчается применением современных компьютерных программ.

Условием точности прогноза является правильное, научно обоснованное предположение о тенденциях изменения репродуктивного, самосохранительного и миграционного поведения населения, данные о которых можно получить с помощью специально организованных социолого-демографических исследований. Как раз выдвижение и верификация гипотез об этих тенденциях является настоящей и чрезвычайно интересной научной задачей, решение которой одновременно является своеобразным индикатором, на котором проверяются парадигмальные ориентации исследователей и их теоретические достижения.

Разнообразие задач, решаемых с помощью прогнозов населения, обусловливает существование многих видов таких прогнозов.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...