Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Общие положения. Для признания юридического лица субъектом права необходимо наделение его гражданской правоспособностью, т.е. правовой возможностью иметь гражданские права и нести обязанности, соответствующие целям его деятельности (ст. 49 ГК)[113].
Элементами правоспособности юридического лица являются сделкоспособность, т.е. способность совершать действия, направленные на возникновение, изменение либо прекращение гражданских прав и обязанностей (п.1 ст. 48 ГК) и деликтоспособность (ст. 56, подп. 6 п.1 ст. 8, глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК).
Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Статья 56 ГК предусматривает из данного правила исключение для учреждений, являющихся некоммерческими юридическими лицами. Частные учреждения, созданные физическим или юридическим лицом, и бюджетные учреждения, созданные публично-правовым образованием, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК) и имуществом, приобретенным от собственной предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 298 ГК). Автономное учреждение согласно п. 2 ст. 120 ГК не может отвечать по своим обязательствам недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет выделенных собственником денежных средств.
Общим для всех юридических лиц является правило, согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом. Такими случаями, например, являются субсидиарная (дополнительная) ответственность собственника имущества казенного предприятия по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), членов производственного кооператива по обязательствам кооператива (п. 2 ст. 107 ГК), участников общества с дополнительной ответственностью по обязательствам общества (п. 1 ст. 95 ГК) и пр.
2. Объем правоспособности юридического лица существенно отличается от объема прав, которые могут принадлежать иным правоспособным субъектам. В частности, юридическое лицо имеет ряд правовых возможностей, которыми не может обладать физическое лицо: открывать филиалы либо иные обособленные подразделения, иметь органы управления разной иерархичности и т.д. В тоже время, юридическое лицо не может выступать наследодателем и обладать неотчуждаемыми авторскими правами (право авторства, право автора на имя, право на отзыв произведения и пр.).
В отличие от физического лица возможность участия юридического лица в гражданских правоотношениях имеет пределы, что объясняется специальным характером его правоспособности[114]. Принцип специальной правоспособности предусмотрен п. 1 статьи 49 Гражданского кодекса, согласно которому юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Из приведенной нормы следует вывод о том, что юридическое лицо может иметь лишь тот круг прав и обязанностей, который определен его участниками в учредительных документах и/или законодателем в соответствующем законе.
В сопоставлении с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. в действующем Гражданском кодексе принцип специальной правоспособности юридических лиц претерпел существенное изменение. Если относительно объема правоспособности некоммерческих организаций и унитарных предприятия позиция законодателя осталась неизменной, т.е. правоспособность ограничена целями деятельности данных субъектов[115], то для большинства коммерческих юридических лиц допущено изъятие из данного принципа. Согласно п. 1 ст. 50 ГК коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом[116], могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления не запрещенных законом видов деятельности.
В научной литературе представлена точка зрения, согласно которой является безосновательным и преждевременным утверждение об отмене принципа специальной правоспособности для коммерческих юридических лиц и придания правоспособности данных субъектов универсального характера[117]. Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, отметим, что указанная позиция не подтверждается судебно-арбитражной практикой, которая стала формироваться после принятия Пленумом Верховного суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного суда РФ совместного Постановления №6/8 от 01 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением, части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"[118].
В п. 18 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ указано на то, что коммерческие организации, за отдельным исключением, могут осуществлять любые не запрещенные законом виды предпринимательской деятельности, если в их учредительных документах не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Установление границ правоспособности путем указания в уставе на определенные виды деятельности коммерческого юридического лица в значительной мере лишало его маневренности, т.к. любое изменение в направлениях деятельности требовало регистрации соответствующих изменений в учредительных документах этого юридического лица.
Установленное законом деление гражданской правоспособности на общую и специальную объясняется принципиальными отличиями коммерческих и некоммерческих юридических лиц.
Коммерческое юридическое лицо может корректировать сферу деятельности согласно ее приоритетным направлениям. Общая правоспособность коммерческого юридического лица создает для него возможность оперативно реагировать на изменение условий работы на том или ином сегменте рынка и распределять капитал, сосредотачивать усилия в зависимости от потребностей торгового оборота.
Гражданский кодекс предоставляет некоммерческой организации правовую возможность осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК). Некоммерческая организация может не обладать той маневренностью в направлениях деятельности, присущей активным субъектам делового оборота, поскольку она функционирует в рамках сферы иных интересов, не содержащих материальное обогащение учредителей (участников). Исключение из устава любого некоммерческого юридического лица указания на предмет и цели его деятельности, т.е. неограниченное расширение сферы использования сформированной учредителями материальной базы, создавало бы непосредственную угрозу нарушения интересов учредителей.
Целью некоммерческой организации является решение определенных в учредительных документах общественно полезных задач в то время, как центральной задачей коммерческого юридического лица выступает распределение среди участников полученной в ходе осуществления предпринимательской деятельности прибыли.
3. Порядок осуществления юридическими лицами отдельных видов деятельности определяется специальным разрешением публичной власти - лицензией. Согласно п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса определенными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень лицензируемых видов деятельности установлен Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и расширение данного перечня возможно только путем внесения дополнений в данный Закон (п. 3 ст. 17 Закона)[119]. Право на лицензируемую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК).
Отсутствие лицензии не означает, что юридическое лицо не может осуществлять иные виды деятельности, поименованные в его уставе в соответствии с целями создания (для некоммерческих организаций и унитарных предприятий) или не поименованные в учредительных документах (для преимущественной части коммерческих юридических лиц). Однако данное правило не распространяется на коммерческие организации, создаваемые учредителем для осуществления определенного вида предпринимательской деятельности и обладающие в силу данного обстоятельства целевой правоспособностью. К примеру, юридическое лицо, оказывающее частные охранные услуги (частные охранные предприятия), согласно п. ст. 11.5 Федерального закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не может осуществлять деятельность в сфере услуг, не предусмотренных имеющейся у него лицензией, под риском приостановления либо аннулирования такой лицензии[120]. Организация, являющаяся биржей, а также страховые организации и банки не могут осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли[121].
Помимо ограничения правоспособности юридического лица законом и/или решением его учредителей сокращение объема прав данного субъекта может иметь место и в иных случаях[122]. При этом основания и порядок такого ограничения могут быть предусмотрены исключительно законом, решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде (п. 2 ст. 49 ГК).
4. С появлением в России института саморегулирования требование законодателя о наличии лицензии как условие занятия отдельными видами деятельности заменено на требование о членстве в саморегулируемой организации. В частности, субъекты видов деятельности, которые ранее относились к числу лицензируемой, таких как строительство, проектирование, аудиторская и оценочная деятельность и пр., в настоящее время должны состоять в соответствующей саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация является объединением субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности (члены) для цели разработки и установления стандартов и правил данного вида деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ст. 2 Закона "О саморегулируемых организациях")[123]. В отличие от лицензирования членство в саморегулируемой организации является не следствием разрешительного акта публичной власти (государственного органа), а положительного заключения объединения профессионалов о том, что заявляющее о членстве лицо соответствует установленным для определенного вида деятельности критериям.
5. Индивидуализация юридического лица, т. е. наделение каждого юридического лица определенными признаками, позволяющими его идентифицировать и выделить из числа иных юридических лиц. Одним из средств индивидуализации юридического лица выступает его наименование, определенное в учредительных документах и содержащее указание на его организационно-правовую форму (п. 1 ст. 54 ГК).
Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Например, согласно п. 3 ст. 4.1. Федерального закона РФ "Об организации страхового дела в Российской федерации" наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица должно указывать на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний.
Согласно п. 4 ст. 54 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Поскольку под фирменным наименованием коммерческая организация выступает в деловом обороте и именно с ним ассоциируется данный участник деловых отношений в сознании контрагентов и потребителей, право на данное средство индивидуализации является исключительным (подп. 13 п.1.ст. 1225, п.1. ст. 1474 ГК). Юридическое лицо вправе использовать свое фирменное наименование любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках (п. 1 ст.1474 ГК).
Третьи лица обязаны воздерживаться от нарушения указанного исключительного права коммерческой организации, в частности, осуществляющие аналогичную деятельность юридические лица обязаны не использовать фирменное наименование, тождественное или сходное до степени смешения с фирменным наименованием коммерческой организации (п. 3 ст. 1474).
Согласно ст. 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г. право на фирменное наименование охраняется во всех странах – участниках Конвенции с начала фактического использования фирменного наименования вне зависимости от соблюдения либо несоблюдения правил национального законодательства о регистрации фирменного наименования[124]. В соответствии с российским законодательством фирменное наименование не подлежит специальной регистрации, поскольку исключительное право на него возникает с момента создания юридического лица, т.е. с момента внесения уполномоченным государственным органом сведений о юридическом лице и его фирменном наименовании в единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, прекращается исключительное право на фирменное наименование в момент исключения информации о нем из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (ст. 1475 ГК).
Права на фирменное наименование юридического лица определяются в соответствии с правилами части IV Гражданского кодекса. При этом общие требования к данному средству индивидуализации предусмотрены ст. 1473 ГК, а отдельные требования могут содержаться и в других законах (п. 4 ст. 54 ГК). Гражданский кодекс предусматривает ряд ограничений на использование юридическим лицом в фирменном наименовании отдельных слов и названий (п. 4 ст. 1473), а также регламентирует основания для включения в фирменное наименование официального наименования Российская Федерация или Россия, а также производных от этого наименования слов (п. 4 ст. 1473 ГК)[125].
6. Место нахождения юридического лица определяется местом государственной регистрации юридического лица и подлежит указанию в его учредительных документах. В свою очередь, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК)[126].
7. Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения и выполняющими определенные функции данного юридического лица. В частности, представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК), филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК).
Отличия филиала и представительства заключаются в содержании и объеме функций, выполняемых данными обособленными подразделениями юридического лица. Круг задач представительства, для выполнения которых оно открывается юридическим лицом как в пределах Российской Федерации, так и на территории иностранных государств, значительно уже в сравнении со спектром деятельности филиала. Представительство представляет и защищает интересы юридического лица, т.е. на постоянной основе совершает определенные юридические действия. Филиал занимается той же самой деятельностью, что и юридическое лицо, т.е. выполняет все или часть его функций, включая представительство и защиту интересов в отношениях с третьими лицами.
Представительства и филиалы создаются по воле самого юридического лица в связи с необходимостью совершения определенного действия или осуществления деятельности вне географического места нахождения юридического лица. Поскольку наличие у юридического лица обособленных подразделений имеет факультативное значение, юридическое лицо может не иметь филиалов и представительств или может принять решение о закрытии всех или части обособленных подразделений. При этом право открывать филиалы и представительства принадлежит любому юридическому лицу вне зависимости от организационно-правовой формы и состава учредителей (участников).
Гражданский кодекс обращает внимание на то, что представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами (п. 3 ст. 55), т.е. не имеют правоспособности, принадлежащей данным субъектам права. Обособленные подразделения – это составные части открывшего их юридического лица, сравнимые со структурными или организационными подразделениям данного субъекта (например, как производственный цех или отдел, департамент юридического лица). Главное отличие представительства или филиала от такого подразделения юридического лица состоит в его территориальной удаленности от места нахождения юридического лица и необходимость указания сведений о нем в учредительных документах (абз.3 п. 3 ст. 55 ГК)[127].
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК). Однако наличие имущества на отдельном бухгалтерском балансе обособленного подразделения не лишает кредиторов юридического лица возможности обратить взыскание на данное имущество, притом что обязательства перед такими кредиторами могли возникнуть вне связи с деятельностью обособленного подразделения. При этом юридическое лицо отвечает всем принадлежащим ему имуществом по обязательствам обособленного подразделения, поскольку деятельность представительства или филиала является деятельностью самого юридического лица[128].
Обособленные подразделения действуют на основании положений, т.е. внутренних документов юридического лица, которые, как правило, утверждаются им при принятии решения об открытии филиала или представительства. Руководство обособленным подразделением осуществляет его руководитель, назначаемый юридическим лицом и действующий на основании доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК) и положения о филиале (представительстве). Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в совместном Постановлении №6/8 от 01 июля 1996 г., в случае подписания договора руководителем филиала без ссылки в тексте договора на то, что договор заключается от имени юридического лица и по доверенности, судам следует выяснять, имелась ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий следует считать совершенными от имени юридического лица[129].
Руководитель обособленного подразделения не является исполнительным органом управления юридического лица, поэтому доверенность, выдаваемая им работникам филиала (представительства) в целях представительства юридического лица, требует нотариального удостоверения как выдаваемая в порядке передоверия на основании ст. 187 Гражданского кодекса РФ.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 726 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!