Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии, а постоянно изменяется. Общественно-исторический процесс – это последовательное изменение состояний общества, его развитие.
Все теории развития общества можно разделить на 2 группы:
1. Теории эволюционного типа: развитие общества происходит путем эволюции, т.е. постепенного, медленного, поступательного развития (реформы, выборы, эволюция экономики, социальная мобильность, межкультурный диалог). Например, теория стадий экономического ростаРостоу.
2. Теории революционного типа: развитие общества происходит путем социально-политических революций, переворотов, восстаний, научных революций, технологических революций. Такова формационная концепция развития общества К.Маркса и Ф.Энгельса.
Общественное развитие многообразно по путям и формам.
Чтобы периодизировать человеческую историю и выделить критерии периодизации, нужно развести понятия культуры и цивилизации.
Определения «культуры»:
- первоначальное значение - «способ обработки земли»;
- способ воспроизводства человеческих качеств в человеке, т.е. культурная традиция;
- все, что создано человеком, т.н. «вторая природа»;
- творческая деятельность людей, направленная на преобразование окружающего мира и самого человека. Можно выделять материальную (для удовлетворения материальных потребностей) и духовную (изменение сознания) культуру.
- совокупность ценностей, присущих данному обществу и определяющих своеобразие и целостность цивилизации (так понимает культуру Вебер).
Понятие цивилизация (от лат. сivilis - гражданский, государственный, достойный и подобающий гражданину) - имеет множество своих определений. Наиболее известными концепциями, раскрывающими суть понятия «цивилизация», являются теории О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, Л. Мечникова, А. Чижевского, Л. Гумилева, М. Маклюэна, О. Тоффлера.
Определения «цивилизации»:
- общество, основанное на разуме и справедливости (в таком значении его впервые использовали французские просветители в теории общественного прогресса);
- исторический этап развития материальной и духовной культуры общества, который следует за этапами дикости и варварства (Л. Морган, Ф. Энгельс);
- определенная стадия в развитии локальных культур, точнее, эпоха деградации и упадка в противовес целостности и органичности культуры (Шпенглер, Тойнби);
- синоним культуры (А. Тойнби);
- уровень (ступень) развития того или иного региона или этноса.
Тогда цивилизация - это качественное состояние, уникальность, своеобразие материальной и духовной жизни той или иной страны, группы стран, народов на определенном историческом этапе. Совокупность производственно-экономических, социально-политических и духовных факторов общества, которые определяют его своеобразие. В таком понимании это понятие используется как средство для периодизации истории.
К периодизации истории существуют два подхода – формационный и цивилизационный.
Формационный подход (впервые осуществил Маркс) используется понятие «общественно-экономическая формация». Периодизация проводится по способу производства материальных благ, т.е. рассматриваются, прежде всего, производственно-экономические отношения. Выявляется то общее, что присуще разным странам, находящимся на одном этапе исторического развития, концентрируется внимание на универсальном, общем, повторяющемся. Недостатком является то, что недооценивается роль человеческого фактора и то, что не все страны укладываются в формационную модель. Многие сомневаются в возможности достижения коммунистической формации.
Цивилизационный подход (виднейшие представители Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), Освальд Шпенглер (1880-1936), Арнольд Тойнби (1889-1975)). В «Россия и Европа» (1868) И. Я. Данилевский изложил теорию «культурно-исторических типов» (или «самобытных цивилизаций»), которые ученый наделял планом исторического, промышленного, социального, политического, религиозного, художественного развития.
О. Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) предложил понимание цивилизации как конкретно-исторического организма, который имел неповторимое содержание и внутреннюю целостность.
А. Тойнби в своем сочинении «Постижение истории» (1934-1961) расчленяет историю человечества на так называемые «локальные цивилизации», каждая из которых - это определенная веха времени и в развитии проходит все стадии живого организма: возникновение, рост, слом и разложение.
В рамках цивилизационного подхода используется понятие «цивилизация», провозглашается множественность вариантов общественного развития в рамках общепланетарного процесса. Периодизация проводится с учетом экономических, социально-политических и духовных факторов. Выявляется то уникальное и неповторимое, что характеризует историческое развитие каждого народа. Этот подход сосредотачивает внимание на своеобразных, локальных элементах общественной структуры. Различия между цивилизациями обусловлены, прежде всего, различиями систем ценностей, образа жизни, видением и способом взаимосвязи с окружающим миром. Исторический процесс изучается во всем его многообразии. Прежде всего, исследуется человек, и выявляются уникальные и неповторимые черты истории конкретного народа. Недостатком является то, что абсолютизация идеи уникальности и неповторимости может привести к разрыву всемирной истории в пространстве и во времени. Недооценивается преемственность, которая существует между разными народами.
Цивилизационный подход существует в двух формах:
Линейно-стадиальный Локально-цивилизационный
Выделяются стадии, которыми Сосуществуют локально-
и являются цивилизации: замкнутые цивилизации:
- традиционное (доинтустриальное)
- индустриальное
- постиндустриальное (информационное).
Трехэтапная периодизация представлена у
О. Тоффлера, Д.Белла и др.,
Характеристика цивилизаций:
· цивилизациям присуща своя динамика развития, охватывающая длительные исторические периоды, которые называются фазами. Это фазы: генезиса - роста - созревания - увядания - упадка - и, наконец, распада;
· цивилизации взаимодействуют между собой. Результатом является выборочное восприятие элементов друг друга, при этом без нарушения собственной индивидуальности;
· цивилизации могут подвергаться возрождению и трансформации (т.е. коренному преобразованию). Так называемая «смерть» цивилизации не имеет тотального и «необратимого» характера. Например, погибшая Византийская цивилизация оставила свое духовное наследие России и балканским славянам;
· универсальной категорией рассмотрения общества становится культура. Она же является движущей силой смены цивилизаций. Господствующий дух постепенно деградирует, ему на смену приходит новая культура, иное духовное состояние людей. Происходит процесс рождения новой цивилизации.
В рамках локально-цивилизационного подхода сегодня выделяют следующие типы цивилизаций:
- западная
- восточноевропейская
- мусульманская
- индийская
- китайская
- японская
- латиноамериканская
Они отличаются друг от друга:
- культурно-психологическая подсистема (нормы, ценности)
- политическая подсистема (обычаи и традиции, право, власть и общество, партии, движения)
- экономическая подсистема (производство, обмен продуктами и услугами, технологии, система коммуникации)
- биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, гигиена, питание, жилье, одежда, досуг).
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2153 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!