Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты  
 

Революционная альтернатива



Начало освободительного движения в России. Движение декабристов. Период мировой истории с 1789 г. по 1871 г. - это эпоха буржуазно-демократических движений вообще, буржуазно-национальных в частности. В это время происходило немало революций и революционных выступлений. После революции во Франции конца XVIII в. произошли революции и революционные восстания в Испании, Португалии, Неаполе, Пьемонте и Греции. Для данной эпохи главной задачей мировой истории было уничтожение феодализма и неограниченной монархии (абсолютизма).
Первые десятилетия XIX в. временем грандиозных событий в жизни Европы. Возникла и рухнула громадная наполеоновская империя, против которой поднялись европейские народы. Развитие освободительной борьбы было свидетельством процесса разложения старых феодальных отношений. К этой исторической полосе принадлежит и выступление декабристов в России.
Социально-экономическое развитие России шло, в основном, по тому же пути, который проходили другие государства Европы. Освобождение от самодержавия и крепостничества становилось в XIX в. главной задачей национального развития.

Молодые офицеры, возвратившись из-за границы, стали последовательными противниками самодержавия и крепостничества и начали создавать тайные общества, целью которых была подготовка и проведение преобразований в России. Появлению таких обществ способствовало и то обстоятельство, что офицеры за время пребывания в Европе познакомились с масонством и стали членами масонских организаций. В Российской империи к началу 20-х гг. насчитывалось около 220 масонских лож (организаций масонов), объединявших более 3 тысяч человек.
В 1814-1816 гг. в среде офицеров-дворян возникло несколько объединений сторонников преобразований в стране. На собраниях тайных обществ разрабатывались планы изменения политического строя России. Позже сложились Северное и Южное общества. Наиболее активные и последовательные участники дворянского движения начали готовить восстание.
В Петербурге возникло Северное общество, которое возглавил полковник Генерального штаба русской армии Н.М. Муравьёв, составивший проект конституции будущей России. Этот документ предусматривал отмену крепостного права ограничение царской власти двухпалатным парламентом - Народным вечем, ограничение избирательно права граждан пятисотрублёвым имущественным цензом. Некоторые члены Северного общества во главе с К.Ф. Рылеевым были сторонниками установления республики и более решительных действий.
На Украине офицеры российской армии организовали Южное общество, которое возглавил полковник П.И. Пестель. Он был автором программного документа, названным "Русская Правда", провозглашавшим уничтожение самодержавия, установление республики, освобождение крестьян от крепостной зависимости и наделение их землёй. (См. хрестоматийный материал)
Поражение декабристов поставило перед Россией вопрос: как жить дальше? Либо сохранить всё по-старому, видя в победе над французами свидетельство преимущества российского общественно-государственного строя, либо, учитывая бесправное положение основной массы населения, взять курс на реформирование всей жизни российского общества. Передовые представители России задумывались и над тем, в каком направлении преобразовывать Россию: по образцу европейскому или развивать самобытные начала русской жизни.
Выступление декабристов положило начало революционному процессу в России, который прошёл несколько этапов в своём развитии. Руководство политическим движением вплоть до крестьянской реформы 1861 г. принадлежало передовой дворянской интеллигенции.
После разгрома восстания декабристов в России наступила тридцатилетняя эпоха царствования Николая I. Несмотря на ужесточение правительственного курса, борьба против царизма и крепостнических порядков в России продолжалась.

Кружки 20-30 гг. Идеи декабристов продолжали жить в умах передовых людей России, они проникали в среду разночинной молодежи, стремившейся критически осмыслить опыт декабристов. Большую роль в зарождении революционной идеологии сыграли студенческие кружки, малочисленные по составу, в которых принимали участие как будущие либералы, так и сторонники революционных идей. Так называемый кружковый период конца 20-30 гг. XIX в. в освободительном движении был связан как с усилением реакции, так и с изменениями самого состава участников. Наиболее известны студенческие кружки Московского университета, который после восстания декабристов становится главным центром общественно-политической жизни страны. С ним были связаны первые выступления Герцена, Огарёва, Белинского.
Император Николай I настороженно следил за Московским университетом. Во время своей коронации в 1826 г. он узнал о распространении крамольной поэмы "Сашка", автором которой оказался студент университета А.И.Полежаев, который по распоряжению царя был отдан в солдаты. Появление поэмы в стенах университета император рассматривал как последствия 14 декабря 1825 г.
Кружок братьев Критских. Продолжатели дела декабристов, группа молодых людей, объединилась вокруг трёх братьев Критских - Петра, Михаила и Василия, - студентов Московского университета. Кружок начал складываться в 1826 г., взяв за основу своей деятельности политическую программу декабристов и поставив своей целью "изыскивать средства для преобразования государства, ввести конституционное правление". Участники кружка говорили о цареубийстве и вооружённом перевороте, но в отличие от декабристов осуществление революционных преобразований они считали возможным только при активном участии народа. В основе их практической деятельности лежала пропаганда как метод борьбы: сначала пропаганда для привлечения новых членов тайной организации, а в дальнейшем - агитация в массах. Особое значение придавалось пропаганде среди солдат Московского гарнизона.
В результате провокации и опрометчивости действий его участников кружок был разгромлен в самом начале своей деятельности. Кроме шести участников этого кружка, к следствию по обвинению в "вольномыслии" было привлечено ещё 13 лиц, знакомых с братьями Критскими. Без суда, по личному распоряжению Николая I все участники кружка были арестованы.
Московский университет всё больше становился идейным центром, к которому устремлялась молодёжь России. Идейная жизнь студенчества проходила под непосредственным влиянием политических событий того времени.
"Литературное общество 11 нумера". Одним из центров идейной жизни московского студенчества стала 11 комната студенческого общежития, где был поселён студент словесного отделения московского университета В. Г. Белинский. Его товарищами по комнате были такие же, как и он (сын лекаря), разночинцы, выходцы из среды сельского духовенства и мелкого служилого люда. Члены кружка переписывали запрещённые стихи А.С.Пушкина, Рылеева, Полежаева и сами сочиняли вольнолюбивые произведения. Его участники увлекались историей, философией и особенно литературой, много спорили на литературные темы. В 1830 г. Белинский написал драму "Дмитрий Калинин", пронизанную протестом против крепостничества, попирающего человеческую личность. В Московском цензурном комитете это произведение было охарактеризовано как "противная религии, нравственности и российским законам". Осенью 1832 г. Белинский был исключён из университета, что явилось актом политической расправы с опасным студентом, бывшим на учёте у начальства за деятельное участие в общественной жизни университета. По делу "Литературного общества 11 нумера" жандармы арестовали 26 человек.
Кружок Н.П. Сунгурова. Весной 1831 г. студенческая молодёжь сгруппировалась вокруг бывшего воспитанника университетского пансиона Н.П. Сунгурова, который возглавил новый студенческий кружок, более многочисленный, чем "Литературное общество 11 нумера". Молодые люди обсуждали планы подготовки вооружённого восстания с участием народа "для возбуждения ненависти к государю и правительству", предполагалось "разослать по всем губерниям прокламации к народу". Предусматривалось завершить восстание рассылкой воззваний в разные города страны для разъяснения его целей с призывом выслать народных представителей в Москву для разработки конституции. Это общество не успело превратиться в тайную организацию, т.к. её деятельность была пресечена жандармами и арестом всех её участников.
Студенческий кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарёва. Имена Герцена и Огарёва неразделимы в истории общественного движения. Поступив в Московский университет, они рассматривали пребывание в нём, прежде всего, с точки зрения своего общественного назначения. Студенческая среда стала для них благоприятной для проведения широкой агитации и организации тайного политического общества. А. Герцен и Н. Огарёв приступили к поиску такой революционной теории, которая указала бы истинный путь решения общественных проблем.
С именами Герцена и Огарёва связано начало социалистической традиции в русском общественном движении. В идее социализма они нашли основу для решения вопроса о путях развития России. Теоретической разработке проблемы социализма были подчинены философские, исторические и литературные интересы участников кружка. Решающее значение придавалось революционной пропаганде, поэтому Герцен вынашивал план создания журнала, сотрудниками которого были бы участники кружка. Однако реализовать этот замысел не удалось, т.к. в 1834 г. кружок был раскрыт жандармами.
Кружок Н.В. Станкевича. Основатель кружка был человеком разносторонних познаний, необычайно одарённый, обладал удивительным умением открывать таланты. Он привлёк к работе в кружке видных общественных деятелей и учёных нового поколения - В.Г.Белинского, М.А.Бакунина, К.С. Аксакова, Т.Н. Грановского, М.Н Каткова и др. Члены кружка изучали произведения философов Ф.Шеллинга, И.Канта, И.Фихте, Гегеля и Фейербаха. Задача кружка заключалась в пропаганде просветительских идей и гуманизма. Н. Станкевич поддерживал связь с кружком Герцена и Огарёва. В 1837 г. после отъезда руководителя за границу для лечения существование кружка прекратилось. Впоследствии члены кружка стали западниками, славянофилами, революционными демократами.

Революционное движение в 40-50 гг. Русский социализм А. И. Герцена. Предпосылки и источники социализма в России возникли в 40-50 гг. XIX в. В это время шёл процесс оформления русского революционного движения, и его идеологии, представителями которой были известные просветители и революционные демократы А. Герцен и Н. Огарёв. Спецификой революционной идеологии было сочетание различных идей славянофильства, западничества и европейского социализма. Главной целью революционной идеологии являлось построение социализма - общества социальной справедливости.
Наиболее последовательным проводником социалистических идей был А.И.Герцен. В 1847 г. он уехал на Запад, который привлёк его своими демократическими традициями (так ему казалось). Но террор по отношению к участникам революционных событий 1848-1849 гг. вызвал в Герцене сомнения в перспективах развития западного общества. В 50-е гг. он разработал главные положения теории "русского социализма", изложенные в его работах "Старый мир и Россия", "Письмо русского к Маццини", "Русский народ и социализм", "О развитии революционных идей в России". Герцен считал, что в России, где буржуазные отношения не получили развития, социалистические идеи смогут быть осуществлены легче, чем в Западной Европе. В общинной собственности на землю он усматривает "зародыш социализма", развитие которого возможно только при условии совершенствования общинного самоуправления и полной свободы человека, то есть при ликвидации крепостного строя. Он надеялся, что Россия может миновать буржуазный путь развития. Социалистический идеал, оставаясь утопическим, становится выражением революционных требований русского крестьянства. По Герцену, "человек будущего в России - мужик".
Находясь в Лондоне, Герцен совместно с Огарёвым организовал Вольную русскую типографию, где печатались альманах "Полярная "Звезда" и газета "Колокол" - первые бесцензурные издания, которые переправлялись в Россию.
Крупным теоретиком революционного направления был В. Г. Белинский. Под влиянием А. Герцена он в 40-х гг. стал сторонником революционных преобразований в России. Взгляды Белинского наиболее полно отразились в его критических статьях, опубликованных в журнале "Современник", который издавал русский поэт Н. А. Некрасов, а также в его "Письме к Н.В.Гоголю" (1847 г.). В письме он подверг резкой критике устои самодержавия и крепостничества, представляющие ужасное зрелище, "где люди торгуют людьми…, где…нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". В.Г. Белинский определилглавные задачи, стоявшие перед Россией: уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, исполнение тех законов, которые уже есть. Письмо Белинского сыграло заметную роль в формировании мировоззрения значительной части образованной российской молодежи.
В 40-е гг. XIX в. в России появились первые революционные организации, к числу которых следует отнести сложившееся общество в 1845 г. вокруг чиновника министерства иностранных дел М.В. Буташевича-Петрашевского. У него на квартире на общедоступных "пятницах" собирались представители интеллигенции, среди которых были Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, пианист А.Г.Рубинштейн, поэты А.Н.Майков и А.Н.Плещеев и др. Петрашевцы на своих сборах обсуждали в основном теоретические вопросы, а в кружках - вопросы об организации тайного революционного общества, о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии. Они готовили агитационную литературу для народа. Петрашевцы были представителями разных взглядов, и постепенно среди них наметилось два направления - революционное и либеральное. (См. хрестоматийный материал)
Таким образом, в 40-е гг. шел процесс оформления революционно-демократической идеологии, которая отражала интересы крестьянских масс. Революционно-демократическое направление русской общественной мысли ещё не отделилось от либерального. В.Г. Белинский и А.И.Герцен выступали вместе с либералами-западниками против славянофильства. Позднее революционные демократы противостояли и западникам, развивали идеи революции и социализма.
В конце 50-х гг. популярность "Колокола" Герцена и Огарёва были очень велики. С целью облегчения распространения этого издания, газету печатали на тонкой бумаге небольшого формата и тайно переправляли в Россию. Сначала Герцен проявлял колебания между демократизмом и либерализмом, но революционер в нём взял верх, и он стал на революционный путь борьбы за освобождение крестьян.
Наряду с заграничным центром революционной агитации в 50-60 гг. сложился и русский революционный центр, который возглавил Н.Г.Чернышевский. Он развивал идеи А.И. Герцена об "общинном социализме", считал крепостное право самым большим злом и призывал к освобождению крестьян с землёй, был сторонником народной революции. Сложившееся в 1850 г. убеждение в необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: "Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда её, хоть я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т.д. - что нужды? "…" мирное, тихое развитие невозможно". Н.Г.Чернышевский подчёркивал важность сохранения - после отмены крепостного права - крестьянской общины как естественной основы "товариществ", считал возможным благодаря общине избежать для России капиталистическую ступень развития. В "Письмах без адреса", написанных после реформы и адресованных фактически императору Александру II, он обвинил самодержавно-бюрократический режим в ограблении крестьян, имеющий такой положительный результат, как рост политического самосознания народа.
Отношение Н.Г.Чернышевского к правительственной кампании по крестьянскому вопросу менялось по мере того, как прояснялась суть реформы. Начиная с 1857 г. он регулярно освещал экономические и политические аспекты темы, доказывая необходимость освобождения крестьян с землёй, без выкупа или с минимальным выкупом, сохранения общины, установления крестьянского местного самоуправления. Свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новые принципы морали и нравственности он изложил в романе "Что делать?", который оказал огромное воздействие на всю общественную жизнь России.

Народничество. Основы народнической теории. Раскрепощение и либерализация страны в результате реформ Александра II дали толчок политизации российского общества. Сохранение пережитков феодальной эпохи, тяжёлое экономическое положение крестьянства, страдавшего от малоземелья, стали причиной активной деятельности радикальных политических сил.
В кругах революционной интеллигенции большую популярность приобрели сформулированные А.И.Герценым и развитые Н.Г. Чернышевским идеи крестьянского общинного социализма, получившие название народничества. Народничество придерживалось социалистической идеологии. Радикально настроенная интеллигенция выражала недовольство умеренным характером реформ, который проявился в сохранении помещичьего землевладения, тяжёлыми условиями выкупа земли, введением временно-обязанных отношений. Народники видели в крестьянстве реальную политическую силу, способную осуществить революцию, и считали необходимым подготовить его к решительным действиям, т.е. сделать эту силу сознательной и организованной.
Идейным вождём революционного движения стал Н.Г.Чернышевский, который выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, за идеи А.Герцена об "общинном социализме" и необходимость создания революционной организации. В 1861 г. а Петербурге была создана тайная революционная организация "Земля и воля", которая объединяла представителей различных сословий: студентов, чиновников, младших офицеров, низшего духовенства и др., т.е. разночинцев. Программа этой организации включала требования созыва парламента, установления демократической республики, широкого местного самоуправления и др. Деятельность "Земли и воли" носила в основном пропагандистский характер, сводилась к изданию и распространению революционной литературы, но её члены занимались и организацией побегов революционеров из тюрем.
Основы революционной народнической теории были заложены в работах П.Л.Лаврова, (См. хрестоматийный материал) М.А.Бакунина, П.Н.Ткачёва, Народники, признавая закономерность развития капитализма в Европе, отвергали историческую обусловленность и прогрессивность его для России. Они считали, что русский крестьянин, воспитанный в общинных условиях, содержит в себе "коммунистические инстинкты", что ему якобы чужд принцип частной собственности на землю, и, что крестьянская община может стать ячейкой коммунистического общества. Но, по их мнению, народ блуждает во тьме, не ведая путей к свободе и справедливости, и указать эти пути ему должна интеллигенция, та часть населения, которая не связана с собственностью, изучает культурное наследие и потому больше стремится к идеалам равенства, гуманизма, социальной справедливости. Народники были убеждены, что переход к построению нового социалистического общества возможен только путём крестьянской революции, к которой они и призывали народ.
В народничестве выделились три основных течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое. Большая роль в народническом движении принадлежала профессору Артиллерийской академии П.Л.Лаврову, который в 1862 г. сблизился с Н.Чернышевским, вступил в организацию "Земля и воля". Основы своей теории он изложил в "Исторических письмах", которые дали ответ на вопрос, чем должна заниматься передовая молодёжь. Он считал, что историю двигают отдельные личности, меньшинство лучших людей, обладающих серьёзной научной подготовкой, которые должны найти единомышленников среди народа. Для П.Лаврова первостепенной задачей являлось "развитие научно-социологической мысли" в интеллигенции и пропаганда социалистических идей в народе, он являлся издателем газеты "Вперед". В учении Лаврова важную роль играла идея уплаты интеллигенцией так называемой "цены прогресса", т.е. её долга перед народом.
Лидер "бунтарского" направления М.А.Бакунин был участником революционных событий в Европе 1848-1849 гг. Он полагал, что задача революционеров состоит в том, чтобы "бунтовать народ", вызывать восстания крестьян любыми средствами. Разрозненные крестьянские выступления, как он считал, следует объединить в единую крестьянскую революцию, способную привести к гибели государства, которое он отвергал как машину насилия. На обломках разрушенного государства появится царство анархии в виде федерации свободных самоуправляющих крестьянских общин и рабочих артелей. М. Бакунин не признавал централизованное управление идущее "сверху вниз" и предлагал взамен государственных структур свободную организацию "снизу вверх", т.е. рабочие союзы, группы, общины, волости и т.д. М.Бакунин был основателем международного анархизма. (См. хрестоматийный материал)
Будучи членом Интернационала, он выступал в нём против К.Маркса, оспаривая принцип пролетарской диктатуры. Раскольническая деятельность М.Бакунина ослабляла позиции Интернационала, но его учение пользовалось большой популярностью в странах Европы, прежде всего, в Испании, Италии, а также России, в которой "бунтари-бакунисты" на ранних этапах народнического движения составляли значительное большинство.
К Бакунину был близок С.Г.Нечаев, вместе с которым он написал "Революционный катехезис" - программу заговорщического общества. Нечаев пытался создать заговорщическую организацию "Народная расправа", разгромленную властями. Во время швейцарской эмиграции он издал два номера журнала "Народная расправа", во втором номере которого был развит план общественного преобразования. Для деятельности нечаевцев были свойственны провокационные методы борьбы. Не согласного с этими методами студента Н.Иванова Нечаев обвинил в предательстве и вынес ему смертный приговор. В 1872 г. во время пребывания в Швейцарии Нечаев был арестован и выдан царскому правительству как уголовный преступник, приговорён к 20 годам каторжных работ. Умер в Петропавловской крепости.
Заговорщическое направление народничества было связано с именем П.Н.Ткачёва. Он отвергал принцип "самобытности" русской жизни, полагая, что в России может утвердиться капитализм. Считая народ неспособным совершить революцию, П.Ткачёв выдвигал идею захвата власти небольшой, хорошо законсперированной партией профессиональных революционеров. Захват власти, по его мнению, создал бы предпосылки для социалистических преобразований. Такие преобразования стали бы возможными при сохранении государства. "Русский бланкизм" П.Ткачёва не имел заметного успеха, и лишь в 70-е гг., когда часть революционеров разочаровалась в революционности крестьянства, заговорщическое направление приобрело сторонников.
Практическая деятельность революционных народников началась в конце 60-70 гг. Это был кружковый период, когда по всей России возникали кружки учащейся молодёжи и интеллигенции. Здесь изучались труды теоретиков революционного движения, переводились работы зарубежных авторов, велись острые споры. Особо выделялись кружки "чайковцев" и "долгушенцев". Большинство членов первого кружка отвергало как крайности бакунизма, так и излишнюю осторожность учения Лаврова. В кружке велась широкая просветительская работа: издавалась и распространялась революционная литература среди интеллигенции и передовых рабочих с целью подготовки пропагандистов из народной среды. По своим настроениям "долгушенцы" были бунтарями. Они создали собственную типографию, издали несколько прокламаций и листовок, обращённых к крестьянам и интеллигенции, но вскоре революционеры были арестованы.

Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 70-80 гг. Весной 1874 г. началось "хождение в народ" для того, чтобы вовлечь народ в революционную борьбу. В этот период складывалось народническое учение, которое соединяло теории Бакунина и Лаврова. Оно считало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, проводить работу среди народа, создавать кружки из активных крестьян. Пропагандой было охвачено около 40 губерний, в основном - Поволжье и юг России. Тысячи молодых людей отправлялись в сёла. Во время бесед с народом они раздавали большое количество брошюр и прокламаций, разбрасывали по дорогам. Но крестьяне не были восприимчивы к идеям революции и социализма. Последовали массовые аресты народовольцев, движение их было разгромлено.
Неудачи "хождения в народ" привели революционеров к созданию в 1876 г. строго централизованной организации "Земля и воля", которая имела свои устав и программу. Активными деятелями организации являлись А.И.Михайлов, Г.В.Плеханов, С.Л. Перовская и др. Программа "Земли и воли" предусматривала победу социалистической революции путём восстания и перехода всей земли крестьянам, организацию "мирского самоуправления" (т.е. общинного) при опоре на крестьянскую общину. (См. хрестоматийный материал) Главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда, но использовался и метод террора. Целью террористических актов было привлечение внимания народа, пробуждение его активности. Тактику террора революционеры стали использовать в связи с разочарованием в деревенской пропаганде и полицейских преследований. В 1878 г. В.И.Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. и ранила его, С.М.Степняк-Кравчинский убил шефа жандармов Н.В.Мезенцова.
Противники тактики террора были не согласны с тем, что эта тактика вызывает большие жертвы в организации, отвлекает лучшие силы от пропаганды в деревне, требует много средств, но не приводит к успеху. Разногласия среди членов организации обострились. Раскол "Земли и воли" привёл в 1879 г. к её распаду и созданию двух организаций - "Чёрный передел", куда вошли сторонники пропагандистской работы, и "Народная воля", собравшую сторонников индивидуального террора. Руководителями первой организации стали Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, второй - А.И. Желябов, А.Ф. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская. В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко, все они составили Исполнительный комитет организации.
Народовольцы отошли от некоторых прежних идейных установок. Основное направление борьбы народников вытекало из их определения расстановки общественных сил. Дворянство они считали отживающим сословием, не требующим усилий для его ликвидации. Буржуазия представлялась им как узкий и слабый общественный слой, состоящий из "отдельных и неразборчивых в средствах хищников", способных обрести силу. Капитализм и разложение деревни, по их мнению, являлись результатом правительственной политики, и ожидать возрождения общины можно было только в осуществлении революции. Пролетариат России они считали частью крестьянства, не имеющего своих целей, что было явным заблуждением народовольцев.
Изменения в идеологии народничества заставили их искать новые пути к достижению своей цели, т.е. социалистического идеала. Они понимали, что в существующих тогда условиях невозможно было осуществить революцию в России, и сделали ставку на политический переворот силами революционной партии. "Народная воля" выдвигала задачи освобождения народа от "гнёта современного государства", проведение "политического переворота с целью передачи власти народу", провозглашение "традиционных принципов: право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свободу совести и слова". Народовольцы предполагали осуществить революцию через государственную власть. Ближайшей целью их было свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию, избранному на основе всеобщих выборов. (См. хрестоматийный материал)

Народовольцы придавали большое значение пропаганде среди рабочих как одному из направлений подготовки крестьянского восстания.
Рабочие и крестьяне слабо воспринимали лозунги народовольцев, и организация не находила поддержки со стороны народа. В этих условиях "Народная воля" начала больше внимания уделять тактике террора. В феврале 1880 г. С.Н. Халтурин, по решению организации, подготовил и организовал взрыв в Зимнем дворце, но император остался жив. На жизнь Александра II народовольцы организовали восемь покушений.
Местные организации "Народной воли" провели ряд террористических актов против представителей местных властей и жандармерии. 1 марта 1881 г. император был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И.Гриневицким. Народ России был потрясён убийством царя. Цареубийство не принесло успеха народнической организации. Накануне 1 марта большая часть членов исполнительного комитета была арестована, новый состав уже не имел сил для дальнейшей борьбы. Значение "Народной воли" в революционной борьбе начало падать. В 1884 г. основной состав организации распался, но её отдельные силы продолжали оказывать сопротивление.
Народническая организация "Чёрный передел" объединяла революционные кружки Петербурга, Москвы, Казани, Самары, Киева, Саратова, Минска, Харькова и других городов страны. Чёрнопередельцы оставались на своих прежних позициях и были сторонниками мирной пропаганды. Организация не была построена на принципе централизма и единой внутренней дисциплины, а конспирации не придавалось особого значения. Главным направлением её работы была пропаганда среди рабочих. Они наладили выпуск журнала "Чёрный передел" и газеты "Зерно", издававшиеся в России и за границей, куда в 1880 г. эмигрировали Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч и др. В этих изданиях публиковались программные документы организации, статьи Г.В.Плеханова и др., сообщения о рабочем движении на Западе.
Взгляды чернопередельцев претерпели значительную эволюцию. Так, в начале ими отрицалась необходимость завоевания политической свободы, придерживались принципов свободного общинного самоуправления и возлагали основную задачу революционных действий на крестьянство. Отрицая принципиально террористические акты, чернопередельцы иногда признавали необходимость применения террора. Постепенно их мировоззрение менялось. Г.В. Плеханов допускал возможность развития капитализма и формирования рабочего класса в России из разорившегося крестьянства. Одновременно признавалась необходимость политической борьбы и конституционного переустройства общества. Практическая деятельность "Чёрного передела", вопреки программным установкам, протекала в основном среди рабочих. Члены организации придавали большое значение армии и начали искать пути пропаганды в солдатской среде, но создать свою организацию в армии им не удалось.
После событий 1 марта 1881 г. некоторые члены "Чёрного передела" перешли в организацию "Народная воля", часть вошла впоследствии в социал-демократическую партию. Наиболее известные деятели - В. Плеханов, В. Засулич, и др. - порвали с народничеством и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу "Освобождение труда", сыгравшую огромную роль в распространении марксизма в России.

Рабочее движение в 80-90 гг. В начале 80-х гг. на историческую арену России выступил рабочий класс, положение которого оставалось очень тяжёлым. До конца 90-х гг. рабочий день в стране не был ограничен законом. В среднем он продолжался 12-13 часов, а на некоторых предприятиях длился ещё дольше. Часто мужской труд заменялся женским, оплачиваемым значительно меньше. Низкой оставалась заработная плата рабочих, из которой администрация предприятий производила различные вычеты в пользу хозяев. За малейшие проступки рабочие облагались высокими штрафами.
Тяжелы были и условия труда, не отвечавшие элементарным требованиям санитарии, отсутствовала техника безопасности, системы социального страхования не существовало. Не лучшими были и жилищные условия рабочих. В политическом отношении рабочие оставались бесправными.
По сравнению с предыдущим десятилетием рабочее движение 80-90 гг. значительно выросло. Основной формой борьбы оставались стачки. В 70-е гг. произошло 187 стачек, охвативших около 80 тыс. рабочих, в 80-е гг. было зарегистрировано более 450 выступлений рабочих. Главными центрами рабочего движения оставались Петербургская губерния и Центрально-промышленный район во главе с Москвой. В отличие от оборонительных выступлений 70-х гг. рабочее движение 80-90 гг. стало приобретать наступательный характер, заметен был рост организованности, солидарности, сознательности рабочих.
Крупнейшим выступлением рабочих явилась стачка в Орехово-Зуеве в 1885 г. на фабрике Морозова, на которой было занято около 11000 рабочих. Здесь положение рабочих было особенно тяжёлым. "Всего не перечтёшь, что тут выделывают с нашим братом", - говорил на следствии один из рабочих. Администрация завода несколько раз снижала заработную плату рабочим, большие размеры составили штрафы (иногда до 50 копеек с рубля). Перед началом забастовки рабочие выработали требования к хозяину предприятия.

В подавлении стачки власти применили войска. Было арестовано 600 рабочих, многих из которых выслали на родину, 33 человека предстали перед судом. Суд оправдал обвиняемых, т.к. были доказаны факты бесчеловеческого отношения к рабочим со стороны администрации фабрики.
Морозовская стачка показала, что требования рабочих вышли за пределы одного предприятия, она заставила российское правительство считаться с рабочим движением. Под влиянием этой стачки и других форм протеста рабочих 3 июня 1886 г. был издан новый фабричный закон об условиях найма и увольнения, о штрафах, которые не могли превышать трети заработка и должны были поступать на нужды рабочих. Но в то же время закон предусматривал суровые меры наказания за участие в стачках.
В рабочее движение втягивались новые слои пролетариата. Так, в 1892 г. движение распространилось на ряд крупных рудников в Донбассе. Вслед за Морозовской стачкой забастовочное движение охватило промышленные предприятия Центрального района, Петербурга, Украины, Прибалтики. Подъём рабочего движения особенно был заметен на рубеже 80-90 гг.
В середине и второй половине 90-х гг. рабочее движение проходило в обстановке бурного промышленного подъёма. Важным проявлением этого процесса стал быстрый рост численности пролетариата. С 1890 по 1900 гг. число фабрично-заводских, горных и железнодорожных рабочих увеличилось в два раза (с 1432 тыс. до 3 млн. человек). Самыми многочисленными были текстильщики, горнозаводские рабочие и металлисты. Более половины фабрично-заводских рабочих было сосредоточено в Петербургском и Московском промышленных районах.
Положение рабочих в конце XIX в. мало изменилось по сравнению с предшествующим периодом: заработная плата оставалась низкой, рабочие не имели профессиональных и политических прав. Всё это поднимало их на борьбу.
Вторая половина 90-х гг. отличается более высоким размахом рабочего движения. Если за период с 1890-1894 гг. зарегистрирована 181 стачка, то только в 1895-1897 гг. произошло 568 стачек, охвативших 190 тыс. рабочих. В последние годы XIX в. число стачек ещё больше возросло. Движение рабочих охватило новые районы. В конце века стачки прошли в 26 губерниях Европейской России. Ведущие промышленные центры - Петербургская, Владимирская и Московская губернии - стояли на первом месте по количеству стачек и числу участвовавших в них. С точки зрения профессионального признака, наиболее активными участниками рабочего движения были текстильщики, т.к. их положение было особенно тяжёлым. Нарастала и борьба металлистов - передовой части рабочего класса. В 1899 по числу стачек они обогнали текстильщиков.
Особое значение в развитии рабочего движения России имели стачки текстильщиков 1895 г. и особенно стачка 1896 г. в Петербурге, вызвавшие широкий отклик среди текстильщиков столицы. Выступление столичных рабочих превратилось во всеобщую стачку. Кроме требования об оплате свободных от работы дней, рабочие потребовали сокращения рабочего дня до 10,5 часа вместо 13 часов. Однако стачечники не добились выполнения основного требования, а правительство, напуганное размахом стачки, вынуждено было принять закон о сокращении по всей России рабочего дня с 1 января 1898 г. до 11,5 часов с установлением одного дня отдыха в неделю. Это явилось победой рабочих.
Рабочее движение середины - второй половины 90-х гг. заметно выросло. Стало более организованным, что создавало важную предпосылку для его соединения с марксизмом. Борьба пролетариата находила широкий отклик среди крестьян и студенческой молодёжи.

Распространение марксизма в России. Исторически марксизм, идеологами которого, были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, зародился и в основном сформировался в 40-е гг.XIX в. в Германии как отражение процессов социальной борьбы с активным участием в ней новой силы - пролетариата (промышленных рабочих). В марксизме как теоретической системе имеются три составные части: философия, политическая экономия и теория социализма. Каждая из них своими средствами решала задачу необходимости и неизбежности коммунизма как новой общественно-экономической формации. Идея коммунизма как общества социальной справедливости и социального равенства есть основная идея в марксизме. К числу важнейших понятий марксизма относятся также и такие, как "социалистическая революция", "отчуждение человека", "диктатура пролетариата" и др. Основным теоретическим произведением К.Маркса является "Капитал", в котором средствами экономического анализа раскрыта неизбежность смены капитализма новой формацией (коммунистической), в основе которой будет лежать общественная собственность на средства производства.
Изучение теории марксизма в России начали народники. В начале 70-х гг. в Петербурге был издан I том "Капитала" и другие работы основоположников марксизма. В 80-е гг. XIX в. в народничестве стало брать верх либеральное направление. Либеральные народники стали сторонниками реформ, проводимых сверху, не затрагивавших основ существующего строя. Народническая идеология оказалась несостоятельной, и начались поиски новой революционной теории, которой станет марксизм. Наиболее активная часть народников понимала уязвимость своих позиций. В переговорах с народовольцами в 1882-1883 гг. Г. Плеханов доказывал, что замышляемая ими революция обречена на провал, т.к. без поддержки народа они не смогут укрепить своё положение даже в случае победы. Его сторонники понимали, что для революции необходимы экономические и социальные предпосылки, что на революционные призывы отзывчивы только рабочие. Поэтому важнейшей предпосылкой для распространения марксизма является признание пролетариата той силой, которая сможет решить задачи социалистической революции.
Появление в России марксизма как самостоятельного течения было связано с именем Г.В. Плеханова и деятельностью его группы "Освобождение труда", созданной в 1883 г. Находясь в эмиграции, он познакомился с рабочим движением в Западной Европе, начал изучать основы марксизма и стал первым русским марксистом. Группа Г.В. Плеханова поставила перед собой две задачи: организовать пропаганду в России теории социализма путём перевода на русский язык и распространения произведений К.Маркса и Ф.Энгельса; дать критику народнической идеологии и разработать основные вопросы общественной жизни страны с новых позиций. Она выпускала "Библиотеку современного социализма", члены группы перевели и издали "Манифест коммунистической партии" и другие марксистские работы. Издания распространялись в России и сыграли большую роль в пропаганде марксизма и в идейном оформлении российской социал-демократии. Главные идеи, которыми руководствовалась группа, были изложены Г.В. Плехановым в его работе "Социализм и политическая борьба". Особо выделялась идея роли пролетариата в революционном движении, подчёркивалось, что задачами революционеров являются организация рабочих, их сплочение и борьба за создание пролетарской партии в России.
Группа "Освобождение труда" разработала проект программы марксистской партии. Члены группы поддерживали контакты с видными деятелями рабочего движения Запада, а с конца 80-х гг. стали принимать участие в деятельности II Интернационала.
В 80-х - начале 90-х гг. в России возник ряд марксистских кружков и групп. В 1883 г. в Петербурге образовалась марксистская группа, которой руководил Д. Благоев. В его группу вошли студенты университета, Технологического и Лесного институтов. Теоретической основой воззрений студентов стал марксизм. В проекте программы этой группы отвергался народнический тезис о "самобытности" исторического развития России, признавался факт развития капитализма, подчёркивалась передовая роль рабочих. Члены группы не проводили различий между пролетариатом и крестьянством, что было характерно для народничества.
В 1884 г. группа Д.Благоева объединяла 15 социал-демократических кружков столицы и стала именовать себя "Партией русских социал-демократов", развернув активную работу по пропаганде марксизма среди рабочих петербургских окраин. В кружках занимались около 150 заводских рабочих. Группа располагала собственной типографией и начала издавать социал-демократическую газету "Рабочий" (вышло всего два номера). Она поддерживала тесные контакты с группой "Освобождение труда". Благоевцы способствовали распространению первых марксистских работ Г.Плеханова, в марте 1887 г. организация была разгромлена.
С середины 80-х гг. передовые рабочие стремились познакомиться с марксизмом. В крупных промышленных городах появлялись кружки и воскресные школы. Организации рабочих в условиях конспирации иногда возникали параллельно, независимо друг от друга. Так произошло и с группой П.В.Точисского, созданной в 1885г. и получившей название "Товарищество санкт-петербургских мастеровых". Сам руководитель организации порвал с дворянской средой и стал рабочим. Он считал необходимым создание рабочей партии, т.к. именно в рабочих видел революционную силу. "Товарищество" проводило пропаганду марксизма в рабочих кружках и на предприятиях, имело свою библиотеку, создало кассу для оказания помощи рабочим, ссыльным и забастовщикам. Строгая конспирация организации позволила сохранить рабочие кружки и после ареста руководителей группы в 1889 г.
Наиболее активные члены группы П.Точисского объединились с несколькими студенческими кружками и создали новую организацию - "Социал-демократическое общество", руководителем которой стал М.И.Бруснев. Она состояла из двух центральных кружков. Центральный рабочий кружок руководил низовыми рабочими кружками, центральный интеллигентский готовил пропагандистов, разрабатывал программы занятий и обобщал опыт работы. В своей деятельности организация руководствовалась программой группы "Освобождение труда". Своей целью она ставила подготовку среди рабочих руководителей рабочего движения, которые должны были вести среди рабочих разъяснительную работу. В целом около 20 рабочих кружков были созданы для подготовки пропагандистов. В 1891 г. рабочие-брусневцы провели первую в России маёвку, на которой с речами выступили рабочие-революционеры. Активное участие в деятельности организации принимали такие видные представители социал-демократии, как Ф.А. Афанасьев, Н.К. Крупская, Г.М. Кржижановский и др.
Группа Бруснева поддерживала связи с марксистами Москвы, Нижнего Новгорода, Тулы и др. городов, где действовали марксистские кружки. В 1892 г. многие члены группы во главе с Брусневым были арестованы и часть из них приговорена к тюремному заключению и ссылке в Сибирь. Эта группа была самой многочисленной и деятельной марксистской организацией того времени, она сделала первые попытки сблизиться с рабочим движением.
Большую роль в распространении марксизма в России сыграли кружки, организованные в Казани в 1888 г. одним из первых русских марксистов Н.Е.Федосеевым. Центральный кружок имел свою библиотеку, кассу, печатал марксистские работы и готовили свою программу. Вокруг центральной группы сложилось несколько низовых кружков, в один из которых после возвращения из ссылки в деревне Кокушкино вступил В.И.Ульянов (Ленин). Работа кружка была прервана арестом его членов. (См. хрестоматийный материал)
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) вступил на путь революционной борьбы в конце 80-х гг. и отдал ей всю жизнь. К этому времени в России утвердились основы капитализма; марксистская идеология завоёвывала твёрдые позиции и распространялась в России; были сделаны первые попытки применения марксизма к анализу русской действительности. Это способствовало формированию марксистского мировоззрения В.И.Ленина. С первых студенческих лет (поступил на юридический факультет Казанского университета в 1887 г.) он принял активное участие в политической жизни. В конце года за участие в студенческой сходке был арестован и сослан в деревню Кокушкино под Казанью. Находясь в ссылке, Ульянов занимался самообразованием. Вернувшись осенью в Казань, он вступил в один из кружков Федосеева, где стал изучать марксизм. В течение 1889-1893 гг. жил в Самаре и в 1891 г. сдал экзамены экстерном на юридический факультет Петербургского университета. В Самаре он занял должность помощника присяжного поверенного при Самарском окружном суде, посещал собрания марксистов, писал рефераты с критикой народников. В 1893 г. перевёлся в Петербург, где занимался организацией марксистского движения, пропагандой среди рабочих, намеревался создать дисциплинированную, сплочённую партию пролетариата.
Процесс распространения марксизма захватил также и национальные регионы Российской империи. В Польше возникла (в1882 г.) партия "Пролетариат", руководство которой поддерживало контакты с группой "Освобождение труда" и кружками Д. Благоева. В конце 80-х - начале 90-х гг. марксистские группы возникли в Вильно, Минске, Киеве, Одессе, Ростове-на Дону, Тифлисе и др. городах.
Десятилетие 1884-1894 гг. было временем возникновения и упрочения российской социал-демократии как идейного течения. Распространение марксизма шло ещё в отрыве от рабочего движения, а сами кружки не были связаны между собой. Но стараниями членов марксистских групп и кружков в стране была подготовлена почва для соединения социализма с рабочим движением. Появление социал-демократического движения было связано прежде всего с усилением борьбы рабочих за свои права.
Начало к созданию сильной централизованной партии было положено в 1895 г. В.И. Ульянов выезжал за границу, где встречался с Г.В.Плехановым и была достигнута договорённость о том, чтобы наладить выпуск сборника "Работник" и серии брошюр. Осенью 1885 г. он принял участие в объединении марксистских кружков Петербурга в единую организацию, получившую название "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Во главе "Союза" стояла Центральная организованная группа из 17 человек, которой руководило бюро (в него вошли кроме В.И.Ульянова, А.А.Ванеев, В.В.Старков, Ю.О.Мартов, Г.М.Кржижановский). Центральная группа направляла деятельность районных групп, в ведении которых находились рабочие кружки. Деятельность "Союза" была построена на принципах централизма и строжайшей дисциплины. Создание сплочённой организации позволило перейти к агитации среди рабочих через распространение листовок и брошюр.
Движение рабочих продолжало ещё носить экономический характер, но его соединение с марксизмом придало рабочему движению политическое значение. В этом состояла историческая заслуга русских марксистов и их петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса".
Успешное распространение марксизма в России привело к возникновению социал-демократических организаций в крупных городах и промышленных районах страны. В этом большую роль сыграл петербургский "Союз". К концу 1895 г. марксистские кружки Москвы объединились в "Рабочий союз". Члены организации установили связи с московскими предприятиями, перешли к широкой агитации среди рабочих, наладили выпуск листовок и брошюр. Возник "Иваново-Вознесенский союз", поддерживавший связи с московским "Союзом". Киевский "Союз" начал издание "Рабочей газеты" и установил связи с социал-демократическими организациями других городов. В конце 1897 г. образовался Екатеринославский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".
К концу 90-х гг. XIX в. в России существовала широкая сеть марксистских кружков и групп, развернувших массовую агитацию среди рабочих. В России укреплялось социал-демократическое движение. Всё это требовало объединения разрозненных организаций. Поэтому были предприняты попытки создания партии путём созыва съезда. (См. хрестоматийный материал)
Первый съезд социал-демократических организаций России собрался в марте 1898 г. в Минске. На нём присутствовало 9 делегатов. Съезд принял решение объединить все местные "Союзы борьбы", социал-демократические кружки и группы в единую Российскую социал-демократическую партию (РСДРП). Высшим органом партии признавался съезд, а исполнительным - Центральный комитет. Местные комитеты получали широкую автономию. В Манифесте, принятым съездом, отмечались ближайшие и конечные цели РСДРП, но на нём не была создана партия, т.к. её единая программа и устав не были согласованы. Это произойдёт только в 1903 г. на втором съезде РСДРП.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Контрольные вопросы

  1. Каковы причины оживления общественного движения после Отечественной войны 1812 г.?
  2. Определите состав тайных обществ декабристов.
  3. Проведите сравнительный анализ "Конституции" Н. Муравьёва и "Русской Правды" П. Пестеля.
  4. Какие взгляды на русскую историю высказал в "Философическом письме" П.Я. Чаадаев, и, что ему ответил А.С. Пушкин?
  5. В чём состоит суть теории "официальной народности"?
  6. Какие цели преследовал Николай I, взяв на вооружение теорию "официальной народности"?
  7. Раскройте смысл споров западников и славянофилов.
  8. Каковы основные идеи социалистического учения А.И. Герцена?
  9. Назовите характерные черты народничества.
  10. В чём состояло различие взглядов П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачёва?
  11. Какова роль Н.Г. Чернышевского в революционном движении?
  12. В чём проявились особенности "хождения в народ" и каковы были его результаты?
  13. Вокруг каких вопросов развивалась либеральная политическая мысль на рубеже 70-80 гг.?
  14. Какими идеями руководствовалась группа "Освобождения труда" Г.В. Плеханова в своей деятельности?

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Список рекомендуемой литературы

Обязательная

  1. История России. С начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н.Сахарова. М., 1997.
    Дополнительная
  2. Декабристы: биографический справочник. М., 1988.
  3. Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни России. М., 1993.
  4. Кошелев В.А. общественно-литературная борьба в России 40-х гг. XIX в. Вологда, 1982.
  5. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1994.
  6. Московский университет в воспоминаниях современников: (1755-1917). М., 1989.
  7. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. Для семинарских и практических занятий. М., 1991.
  8. Русское общество 30-х гг. XIX в.: люди и идеи: (Мемуары современников). М., 1983.
  9. Русское общество 40-50 годов XIX в. Часть 1-2. М., 1991.
  10. Фёдоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.
  11. Цимбаев Н.И. Славянофильство. //Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1801 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...